Описание проекта
Тема проекта: Мы и наше здоровье.
Творческое название проекта: Волшебные пузырьки или горькая правда о сладком лимонаде.
Предметы: Проект можно использовать при проведении уроков: ОБЖ, окружающий мир, во внеклассной работе с учащимися.
Возраст участников проекта: учащиеся начальной школы.
По продолжительности – 10 часов.
Аннотация:
“Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы”.
К.Д.Ушинский.
Познание начинается с удивления… Каждый раз все более убеждаюсь в этой древней мудрости. Вот группа моих учеников перебегает от одной парты к другой. Радостно зовут посмотреть на очищенные от ржавчины гвозди, на чудесное превращение кусочка сырого мяса в мелкие частички коричневого порошка.
“Никак не могу понять, что случилось со скорлупой яйца. Куда она исчезла? А что происходит с моим желудком?” В этих словах чувствуется не поверхностное любопытство, а очень глубокий внутренний вопрос.
“Мы больше не будем пить газировку, потому что она очень вредная!” – говорят в один голос дети. Источником их знаний и убеждений явилось реальное бытие, в котором сосредоточено больше истины, чем в различных учебниках.
Дети очень часто слышат противоречивые мнения о пользе сладких газированных напитков. Взрослым хорошо знакома информация о волне “газированных” скандалов, прокатившихся по всему миру. Но при этом взрослые продолжают употреблять газировку и покупают ее своим детям.
Наш проект познакомит Вас со множеством забавных мифов о лимонаде, поможет узнать много интересного и полезного. Вместе с нами Вы проведете ряд исследований и опытов. Ну, а потом решайте, стоит или нет Вам употреблять сладкие газированные напитки.
Цели проекта:
- Научить самостоятельной исследовательской деятельности.
- Сформировать компетентности в сфере самостоятельной и познавательной деятельности.
- Сформировать потребность к сохранению своего здоровья.
- Сформировать навыки работы в команде.
Методические задачи проекта:
- Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания; еда должна быть не только вкусной, но и полезной
- Использовать Power –point, Publisher, Excel и Word для оформления результатов исследования.
- Научить кратко излагать свои мысли.
Воспитательные задачи проекта:
- научить детей относиться к своему здоровью как к ценности;
- развить умение работать в коллективе единомышленников.
Что ждет участников проекта?
Исследовательская работа, выполнение творческих заданий по выбранному предмету, создание собственных публикаций и презентаций, интересные опыты и фантастические мифы
Сроки проведения проекта: 10 часов
Эта работа не должна ограничиться рамками школьных занятий, а предполагает также и внеурочное время.
Используемые печатные источники:
- Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир: дет. Энциклопедия: Безопасность жизнедеятельности. М: ООО “Издательство АСТ”, Олимп, 2000. – 496 с.
- Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Я познаю мир: дет. Энциклопедия: Медицина. М: ООО “Издательство АСТ”, Олимп, 2000. – 256 с.
- Бухова Т. Первые вопросы и ответы по питанию: Энциклопедия для детей. – М.: “Кристина и К”, 1994. – 47 с.
- Большая медицинская энциклопедия. – М: “ТЦ СФЕРА”, 2004. – 560 с.
- Савенков А.И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников – 2-е изд., испр. - Самара: “Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2007. – 32 с.: ил.
Материалы: для проведения опытов: разные сладкие газированные напитки, сырое яйцо, ржавые гвозди, кусочек сырого мяса, электрочайник, посуда.
Оборудование:
- CD-проигрыватель;
- Компьютер(ы);
- Принтер;
- Сканер;
- Проекционная система;
- DVD-проигрыватель;
- Фотоаппарат.
Программное обеспечение: пакет Microsoft Office.
Основополагающий вопрос: Как быть здоровым?
Проблемно-тематический вопрос: Всегда ли вкусная пища может быть полезной для здоровья?
Темы самостоятельных исследований учащихся:
- Какие напитки любят одноклассники?
- Можно ли газировкой отчистить ржавые гвозди?
- Можно ли сладким лимонадом отчистить чайник от кальциевого нароста?
- Растворяет ли шипучка сырое мясо?
- Как влияет газировка на эмаль зубов?
Вопросы учебной темы:
- Мы и наше здоровье;
- Наше питание;
- Пищеварительная система.
Формы организации работы учащихся: Коллективная и групповая.
- Коллективная форма предполагает:
использование книги, схемы, пособия; упражнение в
наблюдении, опыте, мышлении; упражнение в
исследовании; изложение полученных материалов и
заключение их в систему.
Коллективная форма включала: общая форма – обсуждение, сообщения на определенные темы. - Групповая форма состояла в проведении опытов.
- Методы работы зависели от степени знакомства учащихся с изучаемыми вопросами. Рассматривался только случай, когда изучаемый вопрос учащимся совершенно незнаком.
- Отсюда один вариант действия: точка отправления – самостоятельная практическая работа в группах при изучении материала.
Этапы и сроки проведения проекта:
- Формирование групп для проведения исследований учащихся. “Мозговой штурм” - формулирование тем исследований учащихся, разработка идей, выдвижение гипотез решения проблем. Выбор творческого названия проекта. 1 час.
- Обсуждение плана работы учащихся в группе. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Самостоятельная работа учащихся в группе. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. 7 час
- Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе. 1 час.
- Защита полученных результатов и выводов. Подведение итогов 1 час.
Схема проведения исследования:
- Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
- Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы и исследования).
- Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- Определение последовательности проведения исследования.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
- Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
- Обсуждение итогов завершенной работы.
Форма введения в проект
Структура учебно-методического пакета:
- Описание проекта: презентация учителя, визитка проекта.
- Примеры работ учащихся: творческая работа учащихся, презентация гипотез и доказательств (учащихся).
- Критерии оценивания: презентации, публикации, веб-сайта, проекта.
- Дидактические материалы: блок – схема алгоритма выполнения проекта, статьи.
- Методические материалы: лист планирования проекта, веб-сайта проекта, публикации по проекту, лист планирования самостоятельной работы учащихся, перспективы развития проекта.
- Представление проекта на защиту.
- Список использованных материалов.