Во все времена и в разных странах школьное образование подвергалось критике со стороны общественности, семьи, педагогов. Это объективное явление показывает, что по сравнению с растущими требованиями общества к уровню образованности подрастающего поколения школа несёт на себе элементы консерватизма, не успевает корректировать педагогический процесс согласно возрастающим общественным потребностям. С этой точки зрения можно признать критику школьной системы справедливой.
Если провести анализ исторического пути развития начальной школы, то становится очевидным, что цели, как компонент методической системы менее всего подвергались изменениям и корректировкам. Они оставались практически неизменными со времен первых народных школ, когда в результате обучения, ребёнок должен был приобрести умения и навыки чтения, письма, счёта, ориентировки в окружающем мире. Такая приоритетная цель начального обучения была оправдана, так как значительная часть населения на этом завершало своё образование.
Переход школы на семилетнее образование внёс корректировку в цели обучения, определив их как гармоническое развитие личности школьника. Но эти цели не были подвержены соответствующим изменениям в содержании и методах обучения, остались на декларативном уровне. Массовая школа продолжала работать по старинке, делая основной упор на формирование предметных знаний-умений-навыков.
Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:
- целостное гармоничное развитие личности, т.е. развитие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее: формирование учебной самостоятельности –желание и умение учиться в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка.
- становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Смена приоритетов в целях начального образования создаёт основы для разработки новых предметов.
Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования.
Важнейшим требованием к отбору содержания обучения становится интеграция.
Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения младших школьников в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирование всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества.
В словаре иностранных слов термин интеграция (латинское – integration – восстановление, восполнение или integer – целый) переводится, как объединение в единое целое каких-либо частей, элементов.
Интеграция в современном начальном образовании - явление довольно “модное”. Вместе с тем интеграция рассматривается , как установление устойчивых связей между разными учебными предметами, при этом “изолированность” каждого из них не исчезает.
В этом случае основой интеграции является общее содержание разных образовательных областей.
Термин “интеграция” следует понимать как тенденцию взаимопроникновения идей, понятий, принципов, подходов в развивающем обучении при решении дидактических задач в школе.
Следовательно, для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах великого дидакта Я.А.Каменского, утверждающего:
“Всё, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком”.
Однако в современной школе обучение не соответствует динамике развития общества. Поэтому и возникла идея, использовать в обучении детей нетрадиционную, интегрированную систему.
Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции? Работая учителем начальных классов, я использовала межпредметные связи. Однако вскоре я убедилась, что межпредметные связи, являясь эффективным средством обучения школьников, служат лишь для дополнения, подтверждения знаний обучающихся в родственных предметах.
Межпредметные связи – не постоянная, целостная система , а важная ступенька к интеграции. Они могут быть использованы по желанию учителя при изучении отдельных тем учебного материала.
Межпредметные связи не являются системой, а интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.
Например, урок чтения в 3-м классе по теме: “Наша Родина – Россия” прошёл более эффективно потому, что в основу запланирована интеграция трёх предметов (литературного чтения, русского языка и краеведения ). На этом уроке обучающиеся формировали не только навыки правильного выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи, но и обогащали её за счёт интенсивной словарной работы и глубокого проникновения в лексическое значение слова, формировали научное мировоззрение на основе материалов краеведения и экологии, взятых для данного урока. Дети работали с энтузиазмом, с желанием выполняли творческие задания. Был отмечен возросший интерес к изучению природы своего края.
Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала личности обучающихся, интересны, а значит и запомнятся надолго.
Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция как средство обучения способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных знаний.
Как единая целостная система интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более современных методов, приёмов, форм и новых технологий в образовательном процессе. Эта система включает в себя элементы различных предметов соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая, предметы, способствует эффективной реализации триединой дидактической цели.
Кроме того, интенсифицируя процесс обучения, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счёт переключения их внимания на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
- предельной чёткостью, компактностью, информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока.
Отличительной особенностью современной педагогики является превраще – ние интеграции в ведущую закономерность.
Данный факт получает отражение в проекте “Государственных образовательных стандартов”, “Концепции модернизации образования до 2010 года”.
Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие - “образовательная область”. Образовательная область – это общность нескольких учебных
предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. Таким образом, интегра – ция становится одним из важнейших и первостепеннейших методических направлений в процессе модернизации начального образования.
В настоящее время накоплен интересный опыт по реализации на практике идей интеграции в начальной школе.
Например, разработана программа четырёхлетней начальной школы под руководством профессора Натальи Фёдоровны Виноградовой “Начальная кола XXI века”.
В проекте “Начальная школа XXI века” интеграция является его сущностной характеристикой, то есть её применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов. В эту зону попадают и связи разных образовательных областей, изучаемых ребёнком, например естествознания и обществознания, истории и географии и др. Эта позиция стала основной разработкой интегрированного курса “Окружающий мир”, интегрированного предмета “Грамота”, “Чтение и письмо”. Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью обучающегося.
Заслуживает внимания интегрированный эстетический курс для начальной школы автора Ильенко Людмилы Петровны. Она разработала и предлагает тематическое планирование эстетического курса, который интегрирует литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, составлено для обучающихся 1–4 классов из расчёта 4-х часов в неделю. Конструирующим, стержневым предметом в предлагаемом курсе является литературное чтение, учебный материал, которого взаимопереплетается на каждом этапе урока с изобразительным искусством и музыкой, усиливая реализацию дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей.
Также интересны интегрированные курсы “Чтение и природоведение”, “Русский язык и чтение”, “Математика и конструирование”.
Но проблема учителей начальных классов заключается в том, что многие с опаской относятся к интегрированным урокам, потому что недостаточно владеют методической основой проведения таких уроков. А ведь интегрированные уроки имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, уровень обученности и воспитанности, формируют познавательный интерес;
- способствуют формированию целостной научной картины мира;
- способствуют развитию устной и письменной речи;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют в большей степени развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся;
- обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого обучающегося в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- формируют рациональные навыки учебного труда.
И на мой взгляд способствуют повышению профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий образовательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучечения.
Приложение
Межпредметная интеграция как условие развития
целостной картины мира у младших школьников