В настоящее время в России формируется новая система образования и воспитания молодёжи, переориентация на формирование у подростков патриотических чувств и активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности.
Гражданское становление подростков, их жизненное самоопределение, патриотические чувства являются сегодня важнейшими составляющими общественного развития. Десятилетиями в нашей стране приоритет воспитания таких качеств, как гражданственность и патриотизм, отдавались на откуп детским и молодёжным общественным организациям, в частности Всесоюзной пионерской организации и ВЛКСМ. Отсутствие в общеобразовательных учреждениях детских общественных организаций заставило вновь обратиться к проверенному практикой средству воспитания – детскому общественному объединению – эффективному методу включения подростков и молодёжи в общественную деятельность.
Современное детское движение – явление очень неоднородное и самого разнообразного воздействия на подростка; детские объединения многообразны не только по форме, но и по своей идеологической, целевой направленности содержания деятельности.
На фоне развивающегося детского движения в России скаутские организации выглядят, пожалуй, наиболее основательно, т.к. в теории и практике этих организаций накоплен большой опыт по воспитанию подростков, по формированию у них таких качеств, как гражданственность и патриотизм.
Общеобразовательная школа является сегодня, пожалуй, единственным социальным институтом, реализующим комплексные образовательные функции. Одной из важнейших функций школы является воспитание. Приоритетными направления воспитания многих школ является патриотической воспитание, воспитание у школьников активной жизненной позиции, формирование лидерских качеств. Именно молодёжь должна нести ответственность за развитие общества, за преемственность культурного наследия и исторических традиций.
Одной из форм реализации этих задач в МОУ СОШ № 45 г. Архангельска стал школьный лагерь актива, проводимый в осенние каникулы. Лагерь 2006 года имел свои особенности, т.к. впервые в практике воспитательной работы школы были использованы элементы скаутского метода.
Скаутский метод определяется как прогрессивная система воспитания через:
- обещание и закон;
- учебу через дело;
- членство в малых группах;
- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, включая игры, полезные навыки и службу обществу.
В частности, нами были использованы два элемента: учёба через дело и программы разнообразных мероприятий. Самым сложным в организации лагеря стала разработка пятидневной программы. Основу программы лагеря составили некоторые мероприятия, проведённые в скаутском лагере (август 2005 г., г. Шуя).
Составляя программу работы лагеря и включая в неё элементы скаутского метода, мы должны были провести педагогическое наблюдение, в ходе которого нам хотелось определить:
- какое впечатление в целом окажет программа лагеря на его участников;
- насколько активно ребята будут готовить мероприятия и участвовать в них (основной принцип лагеря – добровольность);
- изучить мнение ребят о лагере, о том, чему лагерь научил каждого участника, что нового и полезного ребята узнали.
Ребята, участники лагеря актива, не являлись членами скаутской организации и не имели практически никакого представления о том, что это за организация.
Основная цель лагеря: патриотическое воспитание учащихся, формирование у них лидерских качеств.
Тема лагеря: “Россия – Родина моя”. Все мероприятия лагеря носили патриотическую направленность. Приведём в общих чертах программу лагеря:
- ролевая игра “Объединение”, посвящённая Дню народного единства;
- спортивная эстафета “Русь в обиду не дадим”, где были использованы фрагменты русских народных игр и состязаний;
- интеллектуальная игра “Мы гордимся русской наукой и культурой”;
- тематические праздники “Русское веселье” и “Русское хлебосолье”;
- социальная акция “Те, кто рядом с нами” (оказание помощи детям Областного дома ребёнка).
Принцип учебы через дело реализовывался в ходе работы творческих мастерских (скаутских активитетов), на которых ребята могли научиться чему-то новому, проявить свои способности и возможности.
Использование даже малого числа элементов скаутского метода позволяет сделать работу по патриотическому воспитанию и формированию лидерских качеств более эффективной. Приведём некоторые результаты опроса участников лагеря.
Вопрос: Чему ты научился в лагере, что узнал нового, интересного?
Варианты ответов: делать рамки в подарок (8 чел.), разговаривать на финском языке (12 чел.), работать в команде (4 чел.), играть в интересные игры (4 чел.), дружить (9 чел.), многому научился (9 чел.), общаться с людьми (6 чел.), быть организованным и собранным, уважать других, сплочённости, проводить интересно время, узнал свою самооценку, узнала много интересных ребят, отвечать за других, любить свою родину.
Вопрос: Понравилась ли тебе программа лагеря?
Все участник (81 человек) высказались положительно. Также ребятам было предложено ответить, чем оказался полезен лагерь для школы?
Вариант ответа | Количество | % соотношение |
1. В лагере интересно | 33 чел. | 40,7 % |
2. Лагерь многому обучает | 18 чел. | 22,2% |
3. Лагерь сплачивает ребят | 16 чел. | 19,7% |
4. Мы заняты в каникулы интересным делом | 10 чел. | 12,3% |
Рисунок 1
Изучая скаутскую систему патриотического воспитания, нами был проведён опрос 3 групп учащихся:
- подростки – члены скаутской организации;
- подростки, не являющиеся членами скаутской организации, участники лагеря актива (учащиеся МОУ СОШ №4 5 г. Архангельска);
- подростки, не являющиеся членами скаутской организации и участникам лагеря актива (учащиеся МОУ СОШ № 34 г. Архангельска).
Приведём результаты ответа на один из вопросов: Воспитывает ли в тебе скаутско-разведческая организация /школа патриотизм?
1. Скауты (119 чел.).
Вариант ответа | Кол-во человек | % соотношение |
А) Конечно, да | 81 | 65,3 |
Б) Скорее да, чем нет | 33 | 26,6 |
В) Кажется, нет | 3 | 2,4 |
Г) Увы, нет | 2 | 1,6 |
Рисунок 2
2. МОУ СОШ № 45 г. Архангельска (78 чел.).
Вариант ответа | Кол-во ответов | % соотношение |
А) Конечно, да | 30 | 38,4 |
Б) Скорее да, чем нет | 36 | 46,1 |
В) Кажется, нет | 7 | 8,9 |
Г) Увы, нет | 5 | 6,4 |
Рисунок 3
3. МОУ СОШ № 34 г. Архангельска (161 чел.).
Вариант ответа | Кол-во ответов | % соотношение |
А) Конечно, да | 66 | 39 |
Б) Скорее да, чем нет | 58 | 34,4 |
В) Кажется, нет | 28 | 16,5 |
Г) Увы, нет | 9 | 5,3 |
Рисунок 4
4. Приведём сравнительную таблицу ответов по двум противоположным ответам:
Вариант ответа | Скауты | Уч-ся школы № 45 | Уч-ся школы № 34 |
А) Конечно, да (%) | 65,3 | 38,4 | 39 |
Б) Увы, нет (%) | 1,6 | 6,4 | 5,3 |
Рисунок 5
Результаты опроса подтверждают, что система патриотического воспитания в скаутской организации очень эффективна, тем более что в теории и практике скаутинга накоплен большой опыт по формированию у подростков качеств патриота и лидера. Опыт использования элементов скаутского метода убедил нас в том, что этот метод легко адаптируется в практику воспитания общеобразовательной школы, что скаутинг является школой патриотизма, инициативы и лидерства.