Использование элементов скаутского метода в практике общеобразовательной школы

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Социальная педагогика


В настоящее время в России формируется новая система образования и воспитания молодёжи, переориентация на формирование у подростков патриотических чувств и активной гражданской позиции на основе участия в социально значимой деятельности.

Гражданское становление подростков, их жизненное самоопределение, патриотические чувства являются сегодня важнейшими составляющими общественного развития. Десятилетиями в нашей стране приоритет воспитания таких качеств, как гражданственность и патриотизм, отдавались на откуп детским и молодёжным общественным организациям, в частности Всесоюзной пионерской организации и ВЛКСМ. Отсутствие в общеобразовательных учреждениях детских общественных организаций заставило вновь обратиться к проверенному практикой средству воспитания – детскому общественному объединению – эффективному методу включения подростков и молодёжи в общественную деятельность.

Современное детское движение – явление очень неоднородное и самого разнообразного воздействия на подростка; детские объединения многообразны не только по форме, но и по своей идеологической, целевой направленности содержания деятельности.

На фоне развивающегося детского движения в России скаутские организации выглядят, пожалуй, наиболее основательно, т.к. в теории и практике этих организаций накоплен большой опыт по воспитанию подростков, по формированию у них таких качеств, как гражданственность и патриотизм.

Общеобразовательная школа является сегодня, пожалуй, единственным социальным институтом, реализующим комплексные образовательные функции. Одной из важнейших функций школы является воспитание. Приоритетными направления воспитания многих школ является патриотической воспитание, воспитание у школьников активной жизненной позиции, формирование лидерских качеств. Именно молодёжь должна нести ответственность за развитие общества, за преемственность культурного наследия и исторических традиций.

Одной из форм реализации этих задач в МОУ СОШ № 45 г. Архангельска стал школьный лагерь актива, проводимый в осенние каникулы. Лагерь 2006 года имел свои особенности, т.к. впервые в практике воспитательной работы школы были использованы элементы скаутского метода.

Скаутский метод определяется как прогрессивная система воспитания через:

  • обещание и закон;
  • учебу через дело;
  • членство в малых группах;
  • прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанные на интересах участников, включая игры, полезные навыки и службу обществу.

В частности, нами были использованы два элемента: учёба через дело и программы разнообразных мероприятий. Самым сложным в организации лагеря стала разработка пятидневной программы. Основу программы лагеря составили некоторые мероприятия, проведённые в скаутском лагере (август 2005 г., г. Шуя).

Составляя программу работы лагеря и включая в неё элементы скаутского метода, мы должны были провести педагогическое наблюдение, в ходе которого нам хотелось определить:

  • какое впечатление в целом окажет программа лагеря на его участников;
  • насколько активно ребята будут готовить мероприятия и участвовать в них (основной принцип лагеря – добровольность);
  • изучить мнение ребят о лагере, о том, чему лагерь научил каждого участника, что нового и полезного ребята узнали.

Ребята, участники лагеря актива, не являлись членами скаутской организации и не имели практически никакого представления о том, что это за организация.

Основная цель лагеря: патриотическое воспитание учащихся, формирование у них лидерских качеств.

Тема лагеря: “Россия – Родина моя”. Все мероприятия лагеря носили патриотическую направленность. Приведём в общих чертах программу лагеря:

  • ролевая игра “Объединение”, посвящённая Дню народного единства;
  • спортивная эстафета “Русь в обиду не дадим”, где были использованы фрагменты русских народных игр и состязаний;
  • интеллектуальная игра “Мы гордимся русской наукой и культурой”;
  • тематические праздники “Русское веселье” и “Русское хлебосолье”;
  • социальная акция “Те, кто рядом с нами” (оказание помощи детям Областного дома ребёнка).

Принцип учебы через дело реализовывался в ходе работы творческих мастерских (скаутских активитетов), на которых ребята могли научиться чему-то новому, проявить свои способности и возможности.

Использование даже малого числа элементов скаутского метода позволяет сделать работу по патриотическому воспитанию и формированию лидерских качеств более эффективной. Приведём некоторые результаты опроса участников лагеря.

Вопрос: Чему ты научился в лагере, что узнал нового, интересного?

Варианты ответов: делать рамки в подарок (8 чел.), разговаривать на финском языке (12 чел.), работать в команде (4 чел.), играть в интересные игры (4 чел.), дружить (9 чел.), многому научился (9 чел.), общаться с людьми (6 чел.), быть организованным и собранным, уважать других, сплочённости, проводить интересно время, узнал свою самооценку, узнала много интересных ребят, отвечать за других, любить свою родину.

Вопрос: Понравилась ли тебе программа лагеря?

Все участник (81 человек) высказались положительно. Также ребятам было предложено ответить, чем оказался полезен лагерь для школы?

Вариант ответа Количество % соотношение
1. В лагере интересно 33 чел. 40,7 %
2. Лагерь многому обучает 18 чел. 22,2%
3. Лагерь сплачивает ребят 16 чел. 19,7%
4. Мы заняты в каникулы интересным делом 10 чел. 12,3%

Рисунок 1

Изучая скаутскую систему патриотического воспитания, нами был проведён опрос 3 групп учащихся:

  • подростки – члены скаутской организации;
  • подростки, не являющиеся членами скаутской организации, участники лагеря актива (учащиеся МОУ СОШ №4 5 г. Архангельска);
  • подростки, не являющиеся членами скаутской организации и участникам лагеря актива (учащиеся МОУ СОШ № 34 г. Архангельска).

Приведём результаты ответа на один из вопросов: Воспитывает ли в тебе скаутско-разведческая организация /школа патриотизм?

1. Скауты (119 чел.).

Вариант ответа Кол-во человек % соотношение
А) Конечно, да 81 65,3
Б) Скорее да, чем нет 33 26,6
В) Кажется, нет 3 2,4
Г) Увы, нет 2 1,6

Рисунок 2

2. МОУ СОШ № 45 г. Архангельска (78 чел.).

Вариант ответа Кол-во ответов % соотношение
А) Конечно, да 30 38,4
Б) Скорее да, чем нет 36 46,1
В) Кажется, нет 7 8,9
Г) Увы, нет 5 6,4

Рисунок 3

3. МОУ СОШ № 34 г. Архангельска (161 чел.).

Вариант ответа Кол-во ответов % соотношение
А) Конечно, да 66 39
Б) Скорее да, чем нет 58 34,4
В) Кажется, нет 28 16,5
Г) Увы, нет 9 5,3

Рисунок 4

4. Приведём сравнительную таблицу ответов по двум противоположным ответам:

Вариант ответа Скауты Уч-ся школы № 45 Уч-ся школы № 34
А) Конечно, да (%) 65,3 38,4 39
Б) Увы, нет (%) 1,6 6,4 5,3

Рисунок 5

Результаты опроса подтверждают, что система патриотического воспитания в скаутской организации очень эффективна, тем более что в теории и практике скаутинга накоплен большой опыт по формированию у подростков качеств патриота и лидера. Опыт использования элементов скаутского метода убедил нас в том, что этот метод легко адаптируется в практику воспитания общеобразовательной школы, что скаутинг является школой патриотизма, инициативы и лидерства.