Цели:
- Учиться создавать палитру настроения, видеть цвето-световые эффекты.
- Учиться анализировать художественное произведение.
- Учиться использовать основные средства интонационной выразительности при чтении вслух.
- Создать условия для эстетического переживания ценности художественного текста и произведения искусства (картины).
- Обнаружить, одну из главных особенностей романтического искусства, наличие контраста между реальным и фантастическим мирами.
Задачи:
- Развитие личностного, индивидуального восприятия текста.
- Развитие выразительного и осознанного чтения стихотворения с целью передачи смены настроения.
Оборудование:
- Мультимедийная система.
- Слайды:
- акварели М. Волошина (4-5)
- И. Айвазовский «Девятый вал»
- Глава 4
- Палитра
- Портрет М. Волошина
- Музыкальная запись А.Вивальди: «Шторм» часть 2.
- Толковый словарь
- Учебник «Литературное чтение» 4 класс Н. Чуракова
ХОД УРОКА
1. Введение в тему:
На экране слайд «Глава 4»
– Вспомним страницу, открывающую нашу главу. Эта дверь – граница двух миров. Каких? (это два мира – реальный и фантастический)
– Какие приметы –- реального и волшебного миров вы знаете?
– Что вы можете сказать о произведениях, которые нас ожидают?
2. Изучение темы урока:
– Действительно нас ждут поэтические и живописные произведения.
– Как вы думаете, контраст между реальным и фантастическим, красивым и страшным, может быть только в волшебных сказках?
– Где? В каких произведениях мы с этим встречались?
– Многих писателей, поэтов и художников привлекают особые состояния природы и жизненные ситуации, в которых уживается одновременно красивое и страшное, притягивающее и пугающее...
Одним из них и был Максимилиан Волошин.
Слайд портрет М. Волошина
– Максимилиан Волошин родился 28 мая 1877 г. в г. Киеве, в семье юриста , коллежского советника. Он рано лишился отца и воспитывался матерью, с которой у него были трогательные, доверительные отношения в течении все жизни.
Когда мальчику исполнилось 14 лет, он вместе с матерью переехал в Крым, в Коктебель, а гимназия, в которую он поступил учиться, была в Феодосии. Каждый день рано утром он преодолевал путь из Коктебеля в Феодосию длиной 7 км по гористой пустынной местности. Так в его жизни появляются Феодосия с ее генуэзскими крепостями и турецкими развалинами и Коктебель: море, полынь и нагромождения древнего вулкана Карадаг.
Серия слайдов с акварелями М. Волошина (6-7)
– Он занимается живописью. Темперой, а позднее акварелью пишет изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью по памяти. С Коктебелем будет связана вся жизнь поэта – об этом позаботилась сама природа: одна из гор Карадага удивительно похожа на профиль Волошина. Об этом он так написал: «И на скале, замкнувшей зыбь залива, судьбой и ветрами играя, изваян профиль мой» (1918 г.) Это был прекрасный поэт и художник, мыслитель, литературный и художественный критик.
– Вот какую картину однажды увидел поэт... Послушайте такое стихотворение.
Чтение стихотворения учителем. (Учебник не открываем)
Во время чтения звучит музыка А. Вивальди «Шторм»
– Что почувствовалось, что захотелось сказать?
– Какое настроение возникает? Почему? (Размышления учеников)
– Какой образ представляется (морской пейзаж, парусник, луна, тучи)
Словарная работа.
На доске:
весь пурпуром горя
живая зыбь
голубой стеклярус
и ветр в снастях повис
– Для того, чтобы мы могли понять это произведение, надо уточнить правила чтения и значения некоторых слов.
– Куда надо обратиться, чтобы определить их смысл? (в толковый словарь)
Один из учеников зачитывает информацию из толкового словаря.
– Кому известно значение выражения «весь пурпуром горя»?
(Пурпур – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым оттенком. Краска такого цвета добывалась в древности из пурпурной улитки).
– Как понимаете значение выражения «живая зыбь»?
(Зыбь – легкая рябь на водной поверхности)
– Вернемся снова к толковому словарю. Что такое «голубой стеклярус»?
(Стеклярус – маленькие короткие трубочки из стекла, служащие украшениями: их нанизывают на нитку (бусы) и ими расшивают одежду)
Слайд с изображением стекляруса.
– Как правильно прочитать последнее словосочетание? Что необычного?
Анализ стихотворения.
– Откройте учебник на стр. 156
–Прочитайте это стихотворение, вглядываясь в каждое слово, и найдите слова и выражения, которые помогают увидеть нам эти образы глазами поэта- художника?
– К каким цветам он обращается?
(Волошин создает в стихотворении живописную картину бушующего моря, необыкновенно красивую по цветовым отношениям: зеленая волна отливается пурпуром, тогда как сама поверхность моря голубая; тучи – лилового цвета, луна – красного, парус – серый)
Учащиеся зачитывают строчки из стихотворения.
На экране возникают цвета по мере называния их учащимися.
– Какое состояние природы описал поэт? (шторм отступил, началось затишье)
– Как такой прием называется в поэзии? (Это контраст)
– Перечитайте текст и найдите в тексте слова и выражения подтверждающие, что шторм отступил, (что началось затишье.)
Учащиеся перечитывают стихотворение.
– Какие слова и выражения подтверждают, что шторм отступил, что началось затишье?
(Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль;
разлилась широко и лениво певучая заря;
пустыня вод)
– Какие ассоциации вызывают эти слова?
- «разлилась широко и лениво» – распространилось ровно, равномерно, спокойствие, затишье, благодушие
- «певучая заря» – равномерно длящаяся, непрерываемая, окрашивающая небо
- «пустыня вод» – ровная, бесконечная поверхность)
– Все это подтверждает созданную картину начавшегося затишья. Но почему так неспокойно на душе?
– Найдите слова и выражения, подтверждающие, что затишье носит временный характер.
- «С тревогою неясной» (Здесь рождается ощущение смутной тревоги).
- «Папоротник красный, зловещая луна» (На фоне затишья и необыкновенно спокойного моря должно произойти что-то ужасное, непоправимая и эта катастрофа – будет связана с парусником, который воспринимается былинкой и в этой безграничной пустыне вод.)
– Перечитайте это стихотворение и подумайте, какие чувства к этому пейзажу автор хочет вызвать у читателя.
Самостоятельное чтение, подготовка к выразительному чтению вслух.
– Прочитайте так, чтобы мы смогли представить всю картину, и прочувствовать все то , что хотел передать нам автор.
Выразительное чтение стихотворения.
– Можно ли назвать эту картину красивой? (Да, красивый пейзаж, контрастные насыщенные краски, луна и море…)
– Какое драматическое противоречие в ней содержится? (Противоречие красивого и ужасного, прекрасного и драматического составляет смысл этого стихотворения: красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного парусника; это и есть драматическое противоречие.)
– Что представилось, и какую картину можно было бы нарисовать? (Какую картину рисует ваше воображение?)
«Русский музей».
– Таким своеобразным зрительным аналогом к стихотворению М. Волошина является картина Ивана Айвазовского «Девятый вал».
На экране картина Ивана Айвазовского «Девятый вал».
Рассматривание картины под музыку А. Вивальди «Шторм» часть 2
– Откройте свою картинную галерею и найдите в «Русском музее» эту картину.
– Что захотелось сказать? (Удивительно красивый пейзаж с изумрудно прозрачной зеленой волной, с жемчужными брызгами пены, с розовато-золотым рассветным небом. Необыкновенно красивая величественная картина моря, с одной стороны, и бедственное положение, в которое попали люди в результате бури и шторма).
– Что вы можете сказать о людях, которые там изображены?
– Кто эти несчастные, как попали они сюда?
Свободные высказывания детей.
– Они могут любоваться красотой разгорающегося рассвета на море? (Эта красота не может быть воспринята и оценена людьми, изображенными на картине. Красота и величие моря оборачиваются непоправимой трагедией для горстки людей, потерпевших катастрофу, у которых очень мало надежды остаться в живых.)
– Подумайте, почему картина названа «Девятый вал»? (По поверью, девятый вал наибольший роковой, последний, и каждый девятый вал, во время шторма, превосходит по силе все предыдущие. Огромные волны, подобные горам. Поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака.)
– Какое чувство возникает у вас глядя на эту картину?
– Почему возникает надежда, надежда на спасение людей? (Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света море выглядит естественным и лучезарным… Картина полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер. Художник заставил нас любоваться красотой бушующего моря, несмотря на драматизм происходящего.)
– Опять Контраст!!!
3. Итог:
– Романтический контраст красивого и ужасного, радующего взор и страшного одновременно. В каких произведениях мы встречаемся с ним? (В стихах М. Волошина, в сказочной повести Гофмана «Щелкунчик» и др.)
– Что произвело на вас наибольшее впечатление? (Поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира, увидеть красивое и страшное, умиротворенное и пугающее и совершено неожиданное.)
4. Д/з:
Дома прочитайте родителям это стихотворение так, что бы они тоже почувствовали тревогу, даже в успокаивавшемся море. Можно выучить наизусть.
5. Список литературы:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение. 4 класс. Часть первая». – Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2006.
Презентация – Приложение 1.