Урок по окружающему миру "Царство грибов"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить детей с новым царством природы.

Задачи урока:

Дидактические: ознакомить детей с новым царством - царством грибов, формировать представление о том, какую роль играют грибы в окружающем мире, познакомить учащихся со строением гриба.

Развивающие: стимулировать интерес учащихся к самостоятельному поиску ответов на вопросы: что такое грибы, как грибы связаны с деревьями, формирование умений строить доказательства, учить работать со справочным материалом, развивать мышление и внимание.

Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование: презентация о грибах, конверты с сообщениями, плакат “Царство грибов”, упаковка из под лекарства “пенициллин”, кусочек хлеба с плесенью, микроскопы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (класс делится на группы по 3 человека).

II .Проверка домашнего задания с помощью теста:

- У того, кто правильно ответил на все вопросы теста, должно получиться слово “БЕРЕГИ!” (Cлайд 1. Презентация)

- У кого получился неверный ответ, то проверьте, в чём вы не разобрались и исправьте.

- Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода, почва… Мы закончили работу по теме “Охрана животных”. Дома вы приготовили книжки-малышки “Береги животных!” для своих младших товарищей, в которых вы рассказали много интересного. А ученица приготовила для вас сообщение.

III. Актуализация знаний (слайд 2).

- Посмотрите следующий слайд. Что вы сейчас увидели? (Лес)

-Часто лес называют щедрым, объясните смысл данного слова. (Дети высказывают свои предположения)

- Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:

И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой, хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Верно, это грибы, и речь сегодня пойдёт о них (слайд 3). Раздел учебника, в который входит тема сегодняшнего урока, называется “ Эта удивительная природа!” Сегодня мы продолжим удивляться, изучая природу. Будете работать в парах.

IV. Изучение нового материала.

- Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?

Что такое грибы?

Из каких частейсостоит гриб?

Как грибы связаны с деревьями?

Какие бывают грибы?

Как собирать грибы?

Вопросы заранее записаны на доске:

 - Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.

Начнём знакомство с определения грибов. Как вы думаете, что такое грибы?

- Что можете сказать о грибе как об объекте? К какой природе они относятся? Почему?

- Наши старые знакомые брат с сестрой, Серёжа и Надя никак не могут разобраться, грибы относятся к миру растений или к миру животных.

- Давайте поможем им в этом:

- К какому миру их можно отнести? (Растений) Почему?

- Какие части растений вам известны? Есть ли они у грибов?

- На этот вопрос мы ответим чуть позже, когда будем говорить о строении гриба.

- Что образуется в листьях растений на свету?

-В таком случае можем мы с уверенностью отнести грибы к растениям?

- А к миру животных?

Рассказ учителя об истории появления грибов.

Работа в группах.

- У каждой группы есть конверт. В нём вы найдёте определения грибов, взятые из разных источников. Прочтите своё определение в группе, затем для всех остальных с обязательным указанием источника.

(Группы зачитывают свои определения)

- Какое из услышанных вами определений наиболее короткое?

А какое – наиболее полное и доказывает, к какому миру относятся грибы? Какой вывод можно сделать?

- Я думаю, вы помогли ребятам определиться, что такое грибы. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру животных, ни к миру растений.

Слайд № 4.

На доске схема приобретает вид:

V. Знакомство со строением гриба. Работа в “Рабочей тетради”.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 54.

(Дети получают схему строения гриба)

- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

Ребята, все грибы имеют разные названия, но строением они похожи.

- Большинство грибов состоят из шляпки и ножки и называются шляпочными.

- Подпишите части гриба.

- Вместе шляпку и ножку, что находятся на поверхности земли, называют плодовое тело (cлайд № 5).

Рассказ учителя о созревании спор и их распространении.

- Снизу у шляпки одних грибов – слой трубочек, у других – пластинки.

В шляпке созревают грибные споры - крошечные “пылинки”, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берёт из почвы.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

(Она состоит из нитей, похожих на паутину)

- Какое бы вы дали ей название?

- А на самом деле подземная часть гриба называется грибница. Какой корень в слове грибница? Подпишите.

- Эти тонкие бесцветные ниточки, и есть основное растение. А сам гриб, лишь плодовое тело.

Вывод: у грибов нет ни стебля, ни корня, ни семян.

VI. Физминутка.

VII. Работа с учебником.

- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

(Грибница важнее, чем плодовое тело)

На десятки метров под землёй раскидываются эти ниточки – грибницы. С каждым днём появляются новые ниточки. А на них образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы. Грибы срываются или погибают, а грибница остаётся. И после нескольких дней появляются новые грибы – это грибница даёт новые плодовые тела. Грибницы живут многие годы.

- Так почему же придя в лес нельзя вырывать грибы с грибницей?

VIII. Создание проблемной ситуации.

А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать?

Слушайте внимательно.

- Может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?

IX. Работа по учебнику на стр. 118.

- Итак, что же получают грибы от деревьев?

- А что же деревья получают от грибов?

- Как связаны грибница и корни деревьев?

(Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли)

- А кто убирает все засохшие листья под деревьями? Ведь каждую весну, когда вы приходите в лес – вы не видите сухих листьев – кто же там наводит порядок? (Это грибница съедает лесной мусор)

- Итак, давайте ответим на вопрос деревьев, почему им плохо без грибов?

Грибники знают, что подберёзовики чаще всего можно встретить в березняке, белые – вблизи берёз, елей, дубов, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

- Кроме того, грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже с травами. Но не только поэтому грибы нужны лесу.

X. Сообщения детей из книги “Зелёные страницы”.

XI. Работа с иллюстрациями из Красной книги России.

- Видели ли вы такие грибы? Что это за грибы?

- Эти грибы из Красной книги России.

- Что это значит?

- А надо охранять несъедобные грибы? Почему?

XII. Знакомство с многообразием грибов.

(Слайд № 6–12). В нашей стране встречается около трёхсот видов съедобных грибов. Среди них есть несъедобные. (Слайд № 13-15)

- Лишь небольшую часть вы увидите на слайде.

Физминутка для глаз.

(Дети зажмуриваются, и появляется слайд с грибом)

- О каждом из этих грибов вы прочитаете в учебнике.

Работа с микроскопом.

- А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.

(Учитель достаёт кусочек хлеба, покрытый плесенью)

- Что это? (Плесень – это тоже гриб)

- Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб. Этот вид грибов называется “плесневые”.

- Мы познакомились лишь с небольшой частью царства грибов. Более подробно вы будете говорить о них на уроках биологии в средних классах.

- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему помощь? Изготавливают лекарство “пенициллин”. (Демонстрация упаковки.)

А из грибов - трутовиков изготавливают противораковое лекарство (cлайд № 16).

Дрожжи - это тоже одноклеточные грибы (cлайд № 17).

- А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?

(Рассматриваются все возможные способы. Учитель раздаёт учащимся правила сбора грибов, дети читают их)

- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о грибах! Существует даже целая наука – микология (cлайд № 18).

XIII. Подведение итогов урока.

Схема развития понятия  (cлайд № 17).

- Доскажите слова: Грибы питаются, как … ?, а растут как ..?

- А кому захотелось ещё что-то узнать о грибах? (Прочитайте на стр. 123 “Для самых любознательных”)

XIV. Домашнее задание по выбору.

XV. Рефлексия. Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на доске: “Сегодня на уроке я…”?

Поделитесь своими размышлениями.