Цели:
- Расширить знания об обычаях, традициях русского народа.
- Сформировать знания о народных художественных промыслах, географии размещения народных промыслов, истории и художественной ценности.
- Развивать навыки самостоятельной работы, работы с географической картой и другими источниками информации.
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за Россию.
Продолжительность: 2-3 урока
Урок №1 (заочный)Выполнение проекта “Составление презентации по народным промыслам регионов России”.
Проект: внутришкольный, межпредметный, практико-ориентированный.
Этапы деятельности:
Этап | Задачи | Деятельность учащихся |
Старт | Определение темы, уточнение целей. | Определение состава групп, обсуждение и уточнение информации. |
Планирование | Определение источников информации, уточнение критериев результатов. | Выбирают источники, распределяют функции. |
Принятие решений | Уточнение информации, Обсуждение альтернатив |
Выполняют исследование, проводят синтез и анализ идей. |
Выполнение | Выполнение проекта | Выполнение и оформление проекта |
Оценка результатов | Анализ успехов и неудач, достижение целей | Самоанализ и самооценка |
Защита проекта | Защитить проект | Защищают проект |
Курс “Географии России” - это не только природные особенности:
горы и равнины, реки и моря, климатические особенности и природные зоны. Мы изучаем нашу Родину, а значит, прежде всего, людей, их хозяйственную деятельность, быт и конечно народное искусство, в котором отражается вся ширь русской души.
Главной задачей сегодняшнего урока является знакомство с различными народными промыслами, определение местоположения главных центров по территории России, установление взаимосвязей. И итогом урока будут не только полученные знания, но и заполненная таблица в тетради. Закончите же работу дома, выполнив карту “Народные промыслы России”.
Готовиться к этому уроку вы начали заранее. И если пофантазировать, то вы совершили заочную фольклорную экспедицию. Каждая группа изучала свой промысел: где он развит, когда возник, что производит, чем отличается от других. Итогом вашей работы является готовая презентация. И хотя выступать будет один, участие принимали все: кто в подборе материала, кто в организации выставки, кто в создании компьютерной презентации.
Наш сегодняшний урок – это своеобразная ярмарка, по которой вы не только рассказываете и комментируете, но и показываете свою продукцию.
Флаг поднят. Ярмарка открыта
Народом площадь вся покрыта
Вся деревенская краса
Вот так и мечется в глаза.
Из лавок, хитрая приманка,
Высматривают кушаки,
И разноцветные платки,
И разноцветная серпянка.
Тут груды чашек и горшков,
Корчаг. Бочонков и кувшинов,
Там – лыки, вёдра и подносы.
Лотки, подойники и ложки.
И немного о таблице, в которую вы будете вносить информацию. После каждой презентации вы работаете с таблицей, пока звучит музыка.
Название (вид) промысла | Основные центры | Время образования | Используемый материал | Художественная особенность |
Итак, начинаем!
1. Свистульки, барышни и кони и роспись яркая в глаза.
Так можно сказать об одном из удивительных примеров народного творчества – дымковской игрушке.
Презентация учащихся
2. Как волшебно звучат слова:
Это русские кружева.
Будто могут красу сберечь,
Ниспадая с прекрасных плеч.
Здесь узоры далёких стран,
Вологодских полей туман,
Вязь забытых хрустальных снов,
Белизна российских снегов.
Ткут наряд неземных цариц
Пальцы тонкие кружевниц,
Словно в каждый стежок вплели
Нити радости и любви.
Вологодские кружева
Презентация учащихся
3. Чашка, сверкающая, золотом, киноварью кажется тяжёлой и массивной, но если взять её в руку – ощутишь лёгкость дерева.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Золотая хохлома
Презентация учащихся
4. Кружевной узор на тёплом дереве. Берестяные туеса Исконно русское ремесло – ажурная резьба по дереву.
Презентация учащихся
5. Сине-белое чудо России.
Синь небес и снегов белизна.
Изящная и великолепная гжель.
Презентация учащихся
6. Закон гостеприимства сохраняя
И пышный хлеб на расписной поднос.
Жостовские подносы
Презентация учащихся
7. Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказами да былью…
Русские, иконные края…
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Палешка – река
В полосе вишнёвого заката
Белый храм возносится куда-то,
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!
Да и сам-то Палех, как ларец,
Первозданен, искренен и хрупок…
Зарастает речка муравой.
На воде - венок живой из лилий…
То ли день струится золотой,
То ли свет из утончённых линий?
Не печалься, древняя земля!
Пчёлами гудит лесной малинник…
Русские иконные края
Сохраняют Таинства святыни.
Искусство Палеха
Презентация учащихся
8. А как же наша малая Родина? Омская область. И она богата талантами. Один из необычных промыслов – плетение корзин.
Тарская корзинка
Презентация учащихся
9. Краски радуги и небес,
Колдовство неземных чудес
Всё способны для нас сотворить
Ткань, игла и цветная нить.
Здесь пылают цветы весны,
Все стежки красотой полны.
Этот мир нас учат любить
Ткань, игла и цветная нить.
И в музее древних веков
Кем-то золотом шитый покров.
Что ушло, не дадут забыть
Ткань, игла и цветная нить.
Сибирская вышивка
Презентация учащихся
Также можно рассматривать: Павлово-посадские платки, финифть, гончарное искусство, ковроткачество и т.д. (в зависимости от учебного времени).
Древний промысел не забыт –
Украшать жилище и быт.
До сих пор у каждой избы
Чудеса российской резьбы.
До сих пор плетут пояски,
В деревнях в ходу туески,
Кружевные над домом венцы,
Точат ложки, шкатулки, ларцы.
И как прежде рисуют по ним
Жаром лета, лучом золотым,
Синью неба, волшебным огнём,
Грёзой сказки, причудливым сном.
Оживают под кистью порой
Диво дивное долгой зимой,
Вспышки ярких, далёких зарниц,
Золотистые крылья жар-птиц.
И мечтаем зимою не раз
Мы под ложки пуститься в пляс,
Чтоб зажёгся огонь в тиши,
В синих сумерках нашей души.
Вот мы и познакомились с народными промыслами России.
Домашнее задание: используя полученную на уроке информацию изданные заполненной таблицы в тетради, составьте карту “Народные промыслы России”.
Задание на закреплениеКроссворд
- Сине-белая роспись по керамике.
- Центр изготовления и росписи по металлу и металлическим изделиям.
- Роспись по дереву.
- Сырьё – полезное ископаемое, добыча которого стала основой возникновения гжели.
- Дерево, из которого изготавливают Тарскую корзину.
- Лаковая миниатюра.
- Город в Нижегородской области, где развивается Хохломская роспись.
- Из какого материала делают заплечные корзины, сосуды для мёда, короба.
Итог. Обмен мнениями.
- Какая зависимость существует между особенностью промысла и географическим размещением?
- Какие условия повлияли на возникновение и развитие народных промыслов?
- Какие народные промыслы могли бы получить развитие на территории Омской области?