Изучая методическую литературу по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей, учителей–логопедов, я пришла к выводу, что песочная терапия в детском саду используется очень редко. Я не нашла конкретных, апробированных программ с использованием песка для учителя-логопеда или воспитателя. Поэтому я решила разработать программу для детей дошкольного возраста “Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии” “ПЕСОЧНАЯ СТРАНА”. (См. Приложение)
Разрабатывая данную программу, опиралась и на исследования ученых. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции “песочной терапии” (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.
Свою работу я начала с создания условий, подбора необходимого материала, игрушек. Игры с песком включала как часть занятия. Обратила внимание на то, что у детей возник большой интерес к песку и дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому я решила проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.
Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию речи на занятиях с песком способствует развитию моторики пальцев рук и речевых процессов.