Использование интерактивной доски на уроке информатике по теме "Информационная деятельность человека. Информационные процессы"

Разделы: Информатика


Оборудование урока: интерактивная доска, электронное приложение к уроку, разработанное средствами Notebook, учебник Н.В. Макарова “Информатика и ИКТ” 8-9 класс.

Цели и задачи урока:

Учащиеся должны знать:

  • об информационной деятельности человека;
  • основные виды работ с информацией: сбор, обработка, хранение, передача, поиск, защита информации;
  • источники и приемники информации, схему передачи информации.

Учащиеся должны уметь:

  • классифицировать виды информации по способу восприятия и способу представления;
  • определять входную и выходную информацию;
  • преобразовывать информацию на основе формальных правил.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

На данном этапе урока использую, задания для интерактивной доски:

Задание 1: Дополните предложения. Установите соответствие между органами восприятия информации.

Слайд 1 “Понятие информации” - приложение 1: предназначен для проверки степени усвоения учащимися понятия “информация” и способов её восприятия.

Задание 2: Установите соответствие между видом информации и способами восприятия или представления информации. Заполните пропуски в таблице.

Слайды 2, 3 “Виды информации”, слайд 4 “Классификация информации” -приложение 1: используются для организации практикума “Классификация информации по видам”.

III. Сообщение темы урока

Урок начинается стихотворением:

Мир информации огромен,
Непостижим он до конца,
Он вечно пополняться склонен
И вечен он, как путь кольца.
В нем происходят катаклизмы,
В нем Информация бурлит,
Несет все новости о жизни
И тайны многие хранит.

Слайд 5 “Тема урока” - приложение 1.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, то есть с информационными процессами.

Задание 1: Какие действия человек выполняет с информацией? слайд 6 “Понятие информации” - приложение 1.

Учащиеся, выполняя задание, заполняют пропуски в схеме, называя информационные процессы: сбор, обработка, передача, хранение, поиск, защита.

Учитель дает краткую характеристику каждому информационному процессу:

Слайд 7 “Сбор, поиск, защита информации” - приложение 1.

Сбор информации – процесс восприятие различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды. Для этого процесса широко применяются специальные технические приборы.

Поиск информации – процесс извлечения хранимой информации.

Защита информации – процессы предотвращающие потерю информации.

Обработка информации – процесс преобразования информации из одного вида в другой по определенным правилам. Человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную информацию.

Передача информации – процесс обмена информацией между источником и получателем. При передаче информации важную роль играет форма представления информации.

Хранение информации – процесс.

Информационные процессы протекают:

– в человеческом обществе слайд 8 “Информационные процессы в обществе” - приложение 1.

– в живой природе слайд 9 “Информационные процессы в живой природе” - приложение 1.

V. Закрепление изученного материала.

Организуется в виде практикумов с использованием интерактивной доски:

  • слайд 10 “Обработка информации” - приложение 1: организует работу со схемой обработки информации.
  • слайд 11 “Хранение информации” - приложение 1: используется для классификации носителей информации и формы представления информации на них
  • слайд 12 “Передача информации” - приложение 1: предназначен для закрепления схемы передачи информации, установления связи между ситуацией, источником, приемником информации, каналом и характером связи
  • слайд 13 “Сбор, поиск, защита информации” - приложение 1: содержит задание на классификацию предметов по выполняемой функции

VI. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с информационными процессами, протекающими в обществе, живой природе. Давайте определим настроение нашего урока:

Слайд 14 “Итог урока” - приложение 1.

VII. Домашнее задание: познакомиться с содержанием темы №3, 4.

Приложение