Оборудование урока: интерактивная доска, электронное приложение к уроку, разработанное средствами Notebook, учебник Н.В. Макарова “Информатика и ИКТ” 8-9 класс.
Цели и задачи урока:
Учащиеся должны знать:
- об информационной деятельности человека;
- основные виды работ с информацией: сбор, обработка, хранение, передача, поиск, защита информации;
- источники и приемники информации, схему передачи информации.
Учащиеся должны уметь:
- классифицировать виды информации по способу восприятия и способу представления;
- определять входную и выходную информацию;
- преобразовывать информацию на основе формальных правил.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
На данном этапе урока использую, задания для интерактивной доски:
Задание 1: Дополните предложения. Установите соответствие между органами восприятия информации.
Слайд 1 “Понятие информации” - приложение 1: предназначен для проверки степени усвоения учащимися понятия “информация” и способов её восприятия.
Задание 2: Установите соответствие между видом информации и способами восприятия или представления информации. Заполните пропуски в таблице.
Слайды 2, 3 “Виды информации”, слайд 4 “Классификация информации” -приложение 1: используются для организации практикума “Классификация информации по видам”.
III. Сообщение темы урока
Урок начинается стихотворением:
Мир информации огромен,
Непостижим он до конца,
Он вечно пополняться склонен
И вечен он, как путь кольца.
В нем происходят катаклизмы,
В нем Информация бурлит,
Несет все новости о жизни
И тайны многие хранит.
Слайд 5 “Тема урока” - приложение 1.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, то есть с информационными процессами.
Задание 1: Какие действия человек выполняет с информацией? слайд 6 “Понятие информации” - приложение 1.
Учащиеся, выполняя задание, заполняют пропуски в схеме, называя информационные процессы: сбор, обработка, передача, хранение, поиск, защита.
Учитель дает краткую характеристику каждому информационному процессу:
Слайд 7 “Сбор, поиск, защита информации” - приложение 1.
Сбор информации – процесс восприятие различных свойств объектов, явлений и процессов окружающей среды. Для этого процесса широко применяются специальные технические приборы.
Поиск информации – процесс извлечения хранимой информации.
Защита информации – процессы предотвращающие потерю информации.
Обработка информации – процесс преобразования информации из одного вида в другой по определенным правилам. Человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную информацию.
Передача информации – процесс обмена информацией между источником и получателем. При передаче информации важную роль играет форма представления информации.
Хранение информации – процесс.
Информационные процессы протекают:
– в человеческом обществе слайд 8 “Информационные процессы в обществе” - приложение 1.
– в живой природе слайд 9 “Информационные процессы в живой природе” - приложение 1.
V. Закрепление изученного материала.
Организуется в виде практикумов с использованием интерактивной доски:
- слайд 10 “Обработка информации” - приложение 1: организует работу со схемой обработки информации.
- слайд 11 “Хранение информации” - приложение 1: используется для классификации носителей информации и формы представления информации на них
- слайд 12 “Передача информации” - приложение 1: предназначен для закрепления схемы передачи информации, установления связи между ситуацией, источником, приемником информации, каналом и характером связи
- слайд 13 “Сбор, поиск, защита информации” - приложение 1: содержит задание на классификацию предметов по выполняемой функции
VI. Итог урока.
Сегодня на уроке мы познакомились с информационными процессами, протекающими в обществе, живой природе. Давайте определим настроение нашего урока:
Слайд 14 “Итог урока” - приложение 1.