Цели: изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.
Задачи:
Образовательная – введение понятия электрической цепи, собирать простейшую и изображать на схеме электрическую цепь.
Воспитательная – ознакомление с правилами техники безопасности при сборке цепи, воспитание аккуратности при работе с приборами, умению работать в парах.
Развивающая – развитие практических умений и навыков.
План урока.
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление знаний – фронтальная лабораторная работа.
4. Этап контроля – диктант, дифференцированные задания.
5. Д/з.
6. Итоги урока.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний. Тест ПК (сл 3. Презентация).
(Сл 4) Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе? Для какой цели нужно получать электрический ток?
2. Изучение нового материала (беседа).
(Сл 5) В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока.
(Сл 6) Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Электрическими цепями занимается электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части.
(Сл 7) Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка и резистор). Вторая составная часть цепи – источник тока.
(Сл 8-10) Перечислите известные вам виды источников тока. Для л. р. – выпрямитель, рассмотрите, найдите плюсы и минусы. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств.
На рабочих столах демонстрация переключателя, кнопки, рубильника. Найдите ключ к л. р., замкните, разомкните.
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
В квартирной проводке и некоторых приборах есть элементы защиты – предохранители, которые выключают цепь в опасных ситуациях. (Сл 11) Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь – потребитель:
- источник тока;
- соединительные провода;
- замыкающие и размыкающие устройства;
- элементы защиты.
(Сл 12) (Работа с учебником) Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.
Работа с учебником (рисунок 48), занесение условных обозначений в тетрадь. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.
(Сл 13) Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.
Изобразим схему этой цепи. Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.
3. Фронтальная лабораторная работа. Цель: собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась, последовательно с лампочкой включите резистор, он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела. Зачитываются правила по технике безопасности, которые лежат на каждой парте. Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет у каждого.
4. Этап контроля.
С какими новыми знаниями мы познакомились? Возникли ли трудности при сборке электрической цепи? Посмотрите на табличку с условными обозначениями, закройте ее, подготовимся к диктанту. Два – три человека получают дифференцирование задание.
(Сл 18–19)
5. Домашнее задание: § 33, упр.13.
6. Итоги урока. Обсуждается выполнение дифференцированного задания, ответы детей. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током.
Технологическая карта конструирования урока с применением ИКТ
(Таблица)