Цель: Развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей. Освоение техники вышивания, приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи: развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображения, восприятия, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это и изготовление игрушек-самоделок из различных материалов, работа с тканью, древесиной, виды ручного труда, навыками которого ребенок овладел в семье (элементы ткачаество, шитья, вышивания).
Любой из видов ручного труда содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, приложения, стремление к качественному выполнению задуманного. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду. Например, все дети должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, зашить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом “вперед иголку”).
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок имеет возможность видит результат, сопоставить его с образцом, оценить качество поделки. Перед воспитателем, всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, прилагая усилия проявляя фантазию, творчество и в то же время предупредить возможность не удачи, чтобы не снизить интерес к труду использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.
Возможность изготовит предмет, имеющую практическую значимость, своими руками привлекать детей. Эта способность рунного труда становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, настойчивости в процессе деятельности. Но выбирая методы организации труда и его содержания необходимо учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда и т.д.)
Нередко причиной недостатков в работе является сложность предлагаемого содержания (узора для вышивки, способ плетения, рисунка для выжигания и т.д.). казалось бы, чем сложнее элементы вышивки, тем оригинальнее, интереснее будет работа.
Организуя ручной труд в группе, воспитатель должен учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Труд должен быть интересным для них, приводить к результату, имеющему практическое значение, позволять достичь результата без переутомления, не оказывать отрицательное влияние на двигательный режим, на организацию других видов деятельности (игр, занятий по интересам)
Для занятий каким –либо ремеслом или искусством, а вышивка –это ремесло и искусство, прежде нужен начальный интерес.
Для того чтобы у детей получились красивые работы, надо тщательно изучить несколько интересных вышивательных техник.
Прежде всего нужно подбирать необходимое: пяльцы (диаметром 18 см, лучше деревянные), наперсток (по детскому пальцу), иголку (с большим ушком, длиной не более 3 см. с острым концом), нитки (лучше мулине), ножницы (хорошо отрегулированные и заточенные, размером около 140-170 мм.), игольницу для каждого ребенка, ткань нежных пастельных тонов (мягкую, стиранную, белую или черную).
Сама работа должна проходить только в присутствии взрослого небольшой группой (1-4 детей). Обучение пятилетних детей необходимо проводить в индивидуальном порядке ( можно использовать время до завтрака и после сна).
Изучив навыки и умения своих подопечных, надо подбирать соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включать рисование узоров на клетчатой бумаге. Подкреплять обучение мастерству крылатыми выражениями: “Поспешай не торопясь”, “поспешишь – людей насмешишь” -эти выражения помогают вовремя работы.
По времени это работа от 8-10 минут и до 30 минут. Любителей вышивания надо учить делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. Особое внимание уделяется на освещение. Оказывается, что технические навыки дети осваивают довольно легко, а художественные даются им трудом.
При подборе ниток дети чаще всего в рисунке стараются использовать все имеющие цвета. Они думают, что чем больше красок, тем лучше. Для этого нужно чтобы воспитательница расширила свои знания о цвете. Все многообразие красочных сочетаний и цветов оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные).
Ахроматические цвета: белый, черный и серый различаются только по светлоте. Они бесцветные, неокрашенные. К хроматическим цветам относятся все оттенки цветового спектра: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Важно научить детей увидеть наилучшее сочетание цветов. Например, синего с белым, серым, желтым, черным; зеленого с серым, оранжевым, коричневым, золотистым; красного с черным и серым и другие.
Надо сшить специальный коврик, чтобы поместить нитки разного цвета, сочетающие по цвету. Ребята просто могут перебирать нитки, искать оттенки. Надо установить правила: как обращаться с ножницами, как хранить иглы, заканчивать работу, как относится друг другу в процессе вышивания.
Вышивание полезно, но надо строго следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.
Прежде чем начать работу нужно подобрать необходимый теоретический материал. Сделать и этого материала наглядное пособие. Для родителей надо организовать беседу о технике безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками.
Надо вести предварительному работу по вышиванию. Можно пригласить рукодельницу в детский сад, подбирать соответствующие подвижные игры, провести беседу о вышивке. Рассматривание книг с иллюстрациями о вышивке, рассказать детям о технике безопасности при работе с иголками и ножницами. Во время занятий рекомендуется использовать физкультминутки, пальчиковые игры, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины. Занятие проводятся в несколько этапов:
- Ознакомление с вышивкой как разновидность декоративно-прикладного искусства.
- Работа со шнуровкой.
- Вышивание на картоне.
- Вышивание на ткани.
- Заключительная часть-выставка работ детей.
№ |
Тема |
Оборудование и материалы |
Предварительная работа |
1 | Беседа по ознакомлению дошкольников с вышивкой | Образцы работы по вышиванию | Беседа о вышивке. |
2 | Ознакомление детей с видами национальной одежды искусством своего народа. | С.И.Петрова “Ебугэ танаьа уонна итэ5эл”, “Саха танаьа” | |
3 | Ознакомление с нитками | Нитки-мулине, для шитья, вязания, ирис | |
4 | Беседа по ТБ | Иголка, ножницы, игольница | Рассказ о технике безопасности. |
5 | Работа со шнуровкой шов “Вперед иголку” | Картон с отверстиями и шнурок для каждого ребенка | Дидактическая игра “Завяжи шнурок на ботинке” |
6 | Вышивание на картоне шва “Вперед иголку” | Картон, мулине, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. | Дидактическая игра “Мозаичный узор” |
7 | Вышивание на ткани шва “Вперед иголку” | Мулине, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. | Ознакомительная беседа о тканях |
8 | Работа со шнуровкой шов “Тамбурный” | Картон, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. | Подвижная игра “Перепрыгни через ручеек” |
9 | Вышивание на картон шва “Тамбурный” | Картон, иголка, ножницы, игольница для каждого ребенка. | Конструирование из бумаги “Цепочка” |
10 | Вышивание на ткани шва “Тамбурный” | Ткань, пяльцы, иголка, мулине, игольница для каждого ребенка. | Дидактическая игра “Чем отличаются эти узоры” |
11 | Работа со шнуровкой шва “Петельный” | Картон с отверстиями и шнурок для каждого ребенка | Дидактическая игра “Мозаичный узор” |
12 | Вышивание на картоне шва “Петельный” | Подвижная игра “иголка с ниткой” | |
13 | Вышивание на ткани шва “Петельный” | Ткань иголка, игольница, мулине, пяльцы для каждого ребенка | Дидактическая игра “Мозаичный узор” |
14 | Работа со шнуровкой шва “Крестик” | Картон, шнурок для каждого ребенка | Дидактическая игра “Соедини телефонные линии” |
15 | Вышивание на картоне шва “Крестик” | Картон, иголка, игольница, мулине, ножницы | |
16 | Вышивание на ткани шва “Крестик” | Ткань иголка, игольница, ножницы, мулине, пяльцы для каждого ребенка | Подвижная игра “Змейка” |
17 | Итоговая выставка работ |