Организация эксперимента в школе

Разделы: Администрирование школы


МОУ “СОШ №45” г. Братска уже двенадцатый год работает в экологическом направлении.

Удачно решена задача по созданию “Системы экологического образования и воспитания в школе”, в результате этой работы школа получила президентский грант. Педагоги овладели навыками экспериментальной исследовательской работы и свою деятельность в другом режиме уже не представляют, выражая готовность и заинтересованность в реализации нового эксперимента

В декабре 2007 года Коллегия Департамента образования утвердила Программу городского эксперимента по теме “Повышение уровня экологической культуры учащихся через практико-ориентированное обучение и воспитание”. (Приложение1)

Заложена локальная нормативная база эксперимента, создан банк тематики проектных и научно-исследовательских работ учащихся (на 2 года). Разработаны первые проекты “Курить или не курить?” (Сумей сделать свой выбор), проект школьной формы для учащихся всех ступеней обучения, проект оформления пришкольной площадки. Реализован проект “Астрономический зонт”, выполненный учащимися 11-х классов под руководством учителей технологии и физики.

Успешно реализованы проекты проведения Дня чтения 24.11.2006 г., Единого урока русского языка 19.04.2007г., по итогам которых созданы 3 сборника: сочинения учащихся, разработки мероприятий, сценарии уроков.

В рамках работы по эксперименту проведён смотр-конкурс кабинетов на предмет экологической комфортности (в соответствии разработанному Положению о конкурсе) и были определены лидеры: кабинеты начальной школы, кабинет физики (№ 22), кабинет математики (№26), кабинет химии (№ 35), кабинет информатики (№ 48), кабинет ИЗО (№ 41). Итоги конкурса позволили акцентировать внимание зав. кабинетам и на соблюдение санитарно-гигиенического режима, аэрообмена, а также озеленения кабинета.

Традиционно стало участие школы в городском фестивале “Экология города глазами детей”: более 90 учащихся (15%) под руководством девяти преподавателей представили свои работы в семи номинациях (практически во всех, кроме создания видеосюжета). Участники конкурса “Мода из отходов” представили свои модели на школьном фестивале “Экология. Творчество. Дети”. Школе вручено Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе, 19 учеников-участников награждены Грамотами, Дипломами и ценными подарками.

Работа в режиме эксперимента осуществляется под руководством экспертного совета, в который вошли директор школы, заместители директора, учителя: Бучок СВ., Кирпичёва Н.А., Захарова И.А., Бородкина О.В., Бабинская С.Н., Паутова СИ.

Уровень профессиональной готовности (компетентности) учителя к инновационной работе определяется на основании анкетирования и наблюдения за работой педагогов. На этом основании сделано заключение:

  • знания теоретических, технологических, методических основ 80% педагогов применяют и в системе, и частично;
  • владеют технологией самообразования – 90%;
  • владеют методикой самоанализа деятельности – 95%;
  • применяют различного рода диагностики – 85%;и презентации своей работы каждым педагогом
  • считают, что умеют совершенствовать ключевые профессиональные умения — 85%.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Диагностика формирования экологической культуры участников образовательной среды:

Для подавляющего большинства школьников наиболее привлекательными являются экологические исследования в природе, а также выявление местных экологических проблем и содействие их решению.

Однако интерес к практической деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды (например, способы экономии природных ресурсов в быту), проявляют около 30 %. Подавляющее большинство опрошенных (до 100 %) хотели бы внести личный вклад в решение экологических проблем, но 50 % не знают, рак это сделать.

На вопрос, что важнее обеспечить, экономический рост или защиту окружающей среды, 62 % считают, что оба направления одинаково важны, 22 % – за экономический рост, 16 % – за охрану окружающей среды.

Эти данные показывают, что учащиеся, учителя и родители нашей школы готовы рассматривать, изучать и реализовывать концепцию устойчивого развития, которая нацелена на комплексный учёт важных составляющих: социальных, экологических, экономических проблем и понимают, что именно от нас зависит – сумеет ли человек выйти на новый уровень цивилизации, гармонично сочетающих интересы природы, общества и экономики.

 

Критерии оценки экологической культуры мы представляем так:

Это экологические знания, к которым относится понимание проблем окружающей среды.

Это экологическое мышление, включающее навык критического осмысления проблем взаимодействия природы и общества.

Это культура чувств с пониманием значимости и ценное” жизни и нравственных ориентиров;

Это экологически оправданное поведение, в которое входит забота о своём здоровье, стремление к сотрудничеству, умение принимать решения и нести за них ответственность.

 

Принцип ответственности за всё живое на Земле положен в основу эмблемы нашей школы и её девиза “За жизнь на планете мы тоже в ответе”.

В качестве наибольшей угрозы для жизни будущих поколений учащиеся 8-11-х классов обозначили следующие проблемы:

  • аварии на атомных станциях – 30 %;
  • загрязнение питьевой воды – 22 %;
  • промышленное загрязнение – 17 %;
  • выхлопные газы – 10 %;
  • дыры в озоновом слое – 9 %;
  • исчезновение лесов, биологических видов, живой природы – 8 %;
  • глобальное потепление – 3 %;
  • загрязнение в результате сельскохозяйственной деятельности – 1 %.

Значимость экологического обучения и воспитания возрастает многократно согласно тезису академика Моисеева, что “В современных условиях ... экологическое воспитание и обучение превращается в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом”. Известно, что основой экологического сознания является мировоззрение, одним из важнейших компонентов которого выступают ценностные ориентации, от которых зависит уровень экологической культуры человека.

В школе была проведена работа, позволяющая:

  • определить место, которое занимают экологические ценностные ориентации личности (ЭЦОЛ) современного школьника;
  • рассчитать значение показателя экологических ценностных ориентации;
  • выявить доминирующую установку по отношению к природе;
  • увидеть результаты наблюдений, анкетирования и тестирования учащихся школы в течение пяти последних лет.

Были выявлены доминирующие установки учащихся по отношению к природе, ведь устойчивое развитие может потребовать меньше природных ресурсов, но гораздо более высоких моральных качеств (Герман Дейли).

 

Выделено 4 типа таких установок. Личность воспринимает природу:

  • как объект красоты (эстетическая установка) 60 %;
  • как объект изучения, знаний (когнитивная установка):
  • как объект охраны (этическая); – 23 %;

•как объект пользы (прагматическая) – 17 %.

Среди учащихся школы (8-11-е классы) преобладающей является эстетическая установка по отношению к природе (60 %);

17% учащихся имеют прагматическую установку; 23 % – этически-когнитивную.

Примечателен тот факт, что смешанные установки характерны для учащихся, занимающихся научной работой в области экологии.

На основе результатов исследований было выделено 4 группы

1

учащиеся, интересующиеся вопросами экологии, участвующие в природоохранных мероприятиях, активно занимающиеся в ученическом научно-исследовательском обществе, осуществляющие мониторинговые исследования (35%).

2

учащиеся, имеющие достаточный объем общих и экологических знаний, но активно их не использующие (27%).

3

учащихся со “слабыми знаниям” экологических проблем, низким уровнем ЭЦОЛ. Их знания оторваны от реальности и не имеют практической направленности (25%).

4

мы включили учащихся, имеющих минимальный объём экологических знаний и низкую экологическую культуру (10 %).

 

Результаты диагностики демонстрируют явное продвижение экспериментальных классов, несмотря на то, что система экологического образования и воспитания создана и функционирует во всей школе.

 

 

Уровень творческой активности учащихся

№ п/п

Параметры обследования

Экспериментальные классы 6а, 6в

Контрольный класс 6б

1

Соблюдение правил ЗОЖ

90%

50%

2

Отказ от вредных привычек

90%

45%

3

Позитивное общение, понимание ценности себя как личности и окружающих людей

95%

60%

4

Выполнение экологических проектов

По плану – 9 / 22 выполнено

По плану – 9 / 6 выполнено

5

Понимание взаимосвязей в окружающей среде

95%

80%

6

Готовность применять экологические знания

98%

75%

 

 

Работа по проведению эксперимента проводится в соответствии намеченному плану.

Организация деятельности учащихся на спецкурсах экологической

направленности

Название спецкурса

Количество учащихся

1

Наш край

17

2

Экология для младших школьников

96

3

Земля у нас одна

15

4

Экология питания

18

5

Город глазами детей

12

6

Жить уверенно и безопасно

32

7

Экскурсия по супермаркету

12

Всего спецкурсов-7

Всего учащихся – 202

 

Экологические мероприятия

 

Мероприятие

2006-2007 уч.год

2007-2008 уч.год

Осенняя ярмарка День здоровья Турслёт 70% (2-8-е классы) 30% (9-11-е классы) 80% (1-8-е классы) 70% (2-10-е классы) 30% (9-11, 6в, 56)
Фестиваль

“ Экология. Творчество.Дети”

Наиболее популярные

номинации

Количество участников

Фотоконкурс, экогалерея,

Выставки:

природная мастерская, вторая

жизнь отходов, эко мода.

Конкурс стихов и сочинений

482 участника

– Презентации и

видеоролики

– Природа семьи-природа

семье

-Инсценирование “Легенды

нашего края”

– Песни о Братске

У городская олимпиада “Фабрика проектов” (БрГУ) “Шире круг” Руководитель Саванина Е.А. – 4 место “Сжигание мусора” Руководитель Бучок СВ. – 1 место

 

Деятельность НОУ “ СМОГУ

(Современное молодое общество гениальных умов) ”

2006-2007 уч. год

2007-2008 уч. год

Выполнено

исследовательских

работ и проектов

44

43

Из них экологических Количество (процент)

15 34%

20 46,5%

Учащихся

экспериментальных

классов

5 33%

8

40%