МОУ “СОШ №45” г. Братска уже двенадцатый год работает в экологическом направлении.
Удачно решена задача по созданию “Системы экологического образования и воспитания в школе”, в результате этой работы школа получила президентский грант. Педагоги овладели навыками экспериментальной исследовательской работы и свою деятельность в другом режиме уже не представляют, выражая готовность и заинтересованность в реализации нового эксперимента
В декабре 2007 года Коллегия Департамента образования утвердила Программу городского эксперимента по теме “Повышение уровня экологической культуры учащихся через практико-ориентированное обучение и воспитание”. (Приложение1)
Заложена локальная нормативная база эксперимента, создан банк тематики проектных и научно-исследовательских работ учащихся (на 2 года). Разработаны первые проекты “Курить или не курить?” (Сумей сделать свой выбор), проект школьной формы для учащихся всех ступеней обучения, проект оформления пришкольной площадки. Реализован проект “Астрономический зонт”, выполненный учащимися 11-х классов под руководством учителей технологии и физики.
Успешно реализованы проекты проведения Дня чтения 24.11.2006 г., Единого урока русского языка 19.04.2007г., по итогам которых созданы 3 сборника: сочинения учащихся, разработки мероприятий, сценарии уроков.
В рамках работы по эксперименту проведён смотр-конкурс кабинетов на предмет экологической комфортности (в соответствии разработанному Положению о конкурсе) и были определены лидеры: кабинеты начальной школы, кабинет физики (№ 22), кабинет математики (№26), кабинет химии (№ 35), кабинет информатики (№ 48), кабинет ИЗО (№ 41). Итоги конкурса позволили акцентировать внимание зав. кабинетам и на соблюдение санитарно-гигиенического режима, аэрообмена, а также озеленения кабинета.
Традиционно стало участие школы в городском фестивале “Экология города глазами детей”: более 90 учащихся (15%) под руководством девяти преподавателей представили свои работы в семи номинациях (практически во всех, кроме создания видеосюжета). Участники конкурса “Мода из отходов” представили свои модели на школьном фестивале “Экология. Творчество. Дети”. Школе вручено Благодарственное письмо за активное участие в конкурсе, 19 учеников-участников награждены Грамотами, Дипломами и ценными подарками.
Работа в режиме эксперимента осуществляется под руководством экспертного совета, в который вошли директор школы, заместители директора, учителя: Бучок СВ., Кирпичёва Н.А., Захарова И.А., Бородкина О.В., Бабинская С.Н., Паутова СИ.
Уровень профессиональной готовности (компетентности) учителя к инновационной работе определяется на основании анкетирования и наблюдения за работой педагогов. На этом основании сделано заключение:
- знания теоретических, технологических, методических основ 80% педагогов применяют и в системе, и частично;
- владеют технологией самообразования – 90%;
- владеют методикой самоанализа деятельности – 95%;
- применяют различного рода диагностики – 85%;и презентации своей работы каждым педагогом
- считают, что умеют совершенствовать ключевые профессиональные умения — 85%.
Диагностика формирования экологической культуры участников образовательной среды:
Для подавляющего большинства школьников наиболее привлекательными являются экологические исследования в природе, а также выявление местных экологических проблем и содействие их решению.
Однако интерес к практической деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды (например, способы экономии природных ресурсов в быту), проявляют около 30 %. Подавляющее большинство опрошенных (до 100 %) хотели бы внести личный вклад в решение экологических проблем, но 50 % не знают, рак это сделать.
На вопрос, что важнее обеспечить, экономический рост или защиту окружающей среды, 62 % считают, что оба направления одинаково важны, 22 % – за экономический рост, 16 % – за охрану окружающей среды.
Эти данные показывают, что учащиеся, учителя и родители нашей школы готовы рассматривать, изучать и реализовывать концепцию устойчивого развития, которая нацелена на комплексный учёт важных составляющих: социальных, экологических, экономических проблем и понимают, что именно от нас зависит – сумеет ли человек выйти на новый уровень цивилизации, гармонично сочетающих интересы природы, общества и экономики.
Критерии оценки экологической культуры мы представляем так:
Это экологические знания, к которым относится понимание проблем окружающей среды.
Это экологическое мышление, включающее навык критического осмысления проблем взаимодействия природы и общества.
Это культура чувств с пониманием значимости и ценное” жизни и нравственных ориентиров;
Это экологически оправданное поведение, в которое входит забота о своём здоровье, стремление к сотрудничеству, умение принимать решения и нести за них ответственность.
Принцип ответственности за всё живое на Земле положен в основу эмблемы нашей школы и её девиза “За жизнь на планете мы тоже в ответе”.
В качестве наибольшей угрозы для жизни будущих поколений учащиеся 8-11-х классов обозначили следующие проблемы:
- аварии на атомных станциях – 30 %;
- загрязнение питьевой воды – 22 %;
- промышленное загрязнение – 17 %;
- выхлопные газы – 10 %;
- дыры в озоновом слое – 9 %;
- исчезновение лесов, биологических видов, живой природы – 8 %;
- глобальное потепление – 3 %;
- загрязнение в результате сельскохозяйственной деятельности – 1 %.
Значимость экологического обучения и воспитания возрастает многократно согласно тезису академика Моисеева, что “В современных условиях ... экологическое воспитание и обучение превращается в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом”. Известно, что основой экологического сознания является мировоззрение, одним из важнейших компонентов которого выступают ценностные ориентации, от которых зависит уровень экологической культуры человека.
В школе была проведена работа, позволяющая:
- определить место, которое занимают экологические ценностные ориентации личности (ЭЦОЛ) современного школьника;
- рассчитать значение показателя экологических ценностных ориентации;
- выявить доминирующую установку по отношению к природе;
- увидеть результаты наблюдений, анкетирования и тестирования учащихся школы в течение пяти последних лет.
Были выявлены доминирующие установки учащихся по отношению к природе, ведь устойчивое развитие может потребовать меньше природных ресурсов, но гораздо более высоких моральных качеств (Герман Дейли).
Выделено 4 типа таких установок. Личность воспринимает природу:
- как объект красоты (эстетическая установка) 60 %;
- как объект изучения, знаний (когнитивная установка):
- как объект охраны (этическая); – 23 %;
•как объект пользы (прагматическая) – 17 %.
Среди учащихся школы (8-11-е классы) преобладающей является эстетическая установка по отношению к природе (60 %);
17% учащихся имеют прагматическую установку; 23 % – этически-когнитивную.
Примечателен тот факт, что смешанные установки характерны для учащихся, занимающихся научной работой в области экологии.
На основе результатов исследований было выделено 4 группы |
|||
1 учащиеся, интересующиеся вопросами экологии, участвующие в природоохранных мероприятиях, активно занимающиеся в ученическом научно-исследовательском обществе, осуществляющие мониторинговые исследования (35%). |
2 учащиеся, имеющие достаточный объем общих и экологических знаний, но активно их не использующие (27%). |
3 учащихся со “слабыми знаниям” экологических проблем, низким уровнем ЭЦОЛ. Их знания оторваны от реальности и не имеют практической направленности (25%). |
4 мы включили учащихся, имеющих минимальный объём экологических знаний и низкую экологическую культуру (10 %). |
Результаты диагностики демонстрируют явное продвижение экспериментальных классов, несмотря на то, что система экологического образования и воспитания создана и функционирует во всей школе.
Уровень творческой активности учащихся
№ п/п |
Параметры обследования |
Экспериментальные классы 6а, 6в |
Контрольный класс 6б |
1 |
Соблюдение правил ЗОЖ |
90% |
50% |
2 |
Отказ от вредных привычек |
90% |
45% |
3 |
Позитивное общение, понимание ценности себя как личности и окружающих людей |
95% |
60% |
4 |
Выполнение экологических проектов |
По плану – 9 / 22 выполнено |
По плану – 9 / 6 выполнено |
5 |
Понимание взаимосвязей в окружающей среде |
95% |
80% |
6 |
Готовность применять экологические знания |
98% |
75% |
Работа по проведению эксперимента проводится в соответствии намеченному плану.
Организация деятельности учащихся на спецкурсах экологической
направленности
№ |
Название спецкурса |
Количество учащихся |
1 |
Наш край |
17 |
2 |
Экология для младших школьников |
96 |
3 |
Земля у нас одна |
15 |
4 |
Экология питания |
18 |
5 |
Город глазами детей |
12 |
6 |
Жить уверенно и безопасно |
32 |
7 |
Экскурсия по супермаркету |
12 |
Всего спецкурсов-7 |
Всего учащихся – 202 |
Экологические мероприятия
Мероприятие |
2006-2007 уч.год |
2007-2008 уч.год |
Осенняя ярмарка День здоровья Турслёт | 70% (2-8-е классы) 30% (9-11-е классы) | 80% (1-8-е классы) 70% (2-10-е классы) 30% (9-11, 6в, 56) |
Фестиваль “ Экология. Творчество.Дети” Наиболее популярные номинации Количество участников |
Фотоконкурс,
экогалерея, Выставки: природная мастерская, вторая жизнь отходов, эко мода. Конкурс стихов и сочинений 482 участника |
– Презентации и видеоролики – Природа семьи-природа семье -Инсценирование “Легенды нашего края” – Песни о Братске |
У городская олимпиада “Фабрика проектов” (БрГУ) | “Шире круг” Руководитель Саванина Е.А. – 4 место | “Сжигание мусора” Руководитель Бучок СВ. – 1 место |
Деятельность НОУ “ СМОГУ
(Современное молодое общество гениальных умов) ”
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
|
Выполнено исследовательских работ и проектов |
44 |
43 |
Из них экологических Количество (процент) |
15 34% |
20 46,5% |
Учащихся экспериментальных классов |
5 33% |
8 40% |