Цели урока:
- познакомить со звуком [ж], учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов, обеспечить условия для определения функции буквы Ж ж; упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
- работать над развитием фонематического слуха и культуры звукопроизношения;
- воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Поприветствуйте друг друга улыбкой, пожелайте мысленно удачи своим товарищам и себе.
II. Определение темы урока.
– С работой какой буквы мы знакомились на прошлом уроке?
(На прошлом уроке мы знакомились с работой буквы Пп. Буква Пп обозначает два звука – твердый [п] и мягкий [ п’]. Эти звуки имеют парные – [б ] и [б’])
– Откройте учебник на стр. 78. Назовите тему урока.
Знакомство с новой буквой. Буква Жж. (слайд1)
III. Целеполагание.
– Какую цель вы перед собой поставите? (Дети называют каждый свою цель, например: “Узнать, какую работу выполняет буква”, “ Учиться правильно произносить звук”, “учиться хорошо читать” и т.д.)
IV. Планирование
– По какому плану будем работать? (слайд 3)
Дети составляют план работы:
- Работа со звуком.
- Конструирование буквы.
- Чтение слов в схемах.
- Чтение слогов.
- Чтение цепочек слов.
- Чтение текста.
V. Работа над новой темой.
– Посмотрите внимательно на страницу, что вы заметили особенного в работе новой буквы?
(Буква ж обозначает только один звук. Это звук [ ж] – согласный, твердый, звонкий.)
– Назовите предметы, изображенные на картинках. (слайд 4) жук, жаба.
– Прочитайте схемы этих слов, выделяя голосом первые звуки. Какая буква работает для звука [ж]?
(Для звука [ж] работает буква Ж ж. Она бывает заглавной и строчной. Заглавная буква пишется в именах собственных и в начале предложения.)
– На что похожа эта буква?
(На жука, на снежинку и т. д. (слайд 5)
– Сконструируйте букву.
(Дети конструируют букву из элементов.)
Физкультминутка
Работа по двухуровневым схемам: а) произнесите слово, которое обозначает название предмета, изображенного на рисунке; б) назовите звуки этого слова; в) прочитайте слово по слогам, ориентируясь на буквы (второй уровень схемы); г) прочитайте слово орфоэпически с ориентировкой на ударение; д) соотнесите звуковую форму слов с буквенной. Что заметили? (Слайд 6) (слайд 7)
(Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного, а мы читаем твёрдо.)
– В русском языке существует правило: ЖИ пиши только с И! Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте сказку. (Чтение учителем сказки из методического пособия В.Волиной “Учимся, играя” “Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами”)
VI. Чтение слогов. Работа со скороговоркой.
– Переходим на следующую ступеньку нашего плана. Читаем слоги на стр.78
– Прочитайте скороговорку (слайд 7): Ёжику на ужин жук жужжащий нужен.
– В каких словах встречается правило? Произнесите скороговорку, выделяя голосом звук [ж].
– Что вы представляете?
(Как жужжит жук.)
– Что помогло вам это представить?
(Звук [ж].)
Физкультминутка.
VII. Чтение цепочек слов. (слайд 8)
– Что вы знаете о жирафе?
– Читаем слова в цветных рамках.
– Какие превращения происходят?
VIII. Чтение текста.
– Прочитайте название текста. Как вы думаете, о чём он?
Чтение текста на стр. 80.
Беседа по содержанию.
– Что делали медвежата возле берлоги?
– Кто напугал медвежат?
– Почему медвежата глупые?
– Кому не страшен жук? Почему?
IX. Итог урока. Рефлексия.
– Какой цели достиг каждый из вас?
-Что понравилось на уроке?
– Что узнал нового?
– Что было особенно трудно?