Цель: Расширить знания учащихся об особенностях жидкого состояния веществ.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о роли воды в природе и жесткости природных вод.
- Развивать логическое мышление, умение устанавливать закономерности, сравнивать, делать выводы, выделять главное.
- Формировать экологическую грамотность, ответственность, умение объективно оценивать себя и других.
Оборудование: ПК, презентация с материалами урока, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с агрегатными состояниями веществ. На этом уроке мы познакомимся с жидким состоянием вещества.
Откройте тетради и запишите число и тему урока со слайда № 1.
II. Постановка целей.
Сегодня на уроке мы с вами выясним, чем отличается жидкое состояние вещества от газообразного и узнаем, почему вода бывает “жесткой”. (Слайд № 2)
III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
1. Давайте вспомним , что мы учили на прошлом уроке. Выполните задания со слайда № 3: допишите предложения, вставьте пропущенные слова.
- Основной закон, описывающий состояние газов, называется законом___________ .
- 1 Моль любого газа занимает объём __________ .
3. Атмосферный воздух в основном состоит из ______ и ____.
4. Аллотропной модификацией кислорода является _______ .
5. Самый легкий газ _______ получают в аппарате Кипа.
6. Углекислый газ получают в промышленности обжигом__________ .
7. Аммиак распознают по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки с красного на _________ .
Теперь осуществим взаимопроверку : поменяйтесь тетрадями с соседом по парте,возьмите ручку другого цвета. Сверьте ваши ответы с ответами на слайде № 4, за каждый правильный ответ ставьте один балл.
Ответы: 1. Авогадро. 2. 22,4 л. 3. Азот и кислород. 4. Озон. 5. Водород. 6. Известняка. 7. Синий.
2. А сейчас выполним задание по вариантам. На слайде № 5 вы видите 2 варианта задач разной степени сложности. Выберите и решите одну задачу своего варианта. На решение задачи отводится 2 минуты.Сравните ваши ответы с ответами на слайде №6 и запишите заработанные вами балы.
IV. Изучение нового материала.
Знакомство учащихся с планом изучения нового материала. (Слайд № 7)
1. Вначале мы изучим основные отличия жидкого состояния от газообразного. (Слайд № 8)
Прочитайте 1 предложение и ответьте на вопрос: Какая главная мысль данного предложения?
Ответ учащегося: Жидкости – малосжимаемы.
Что главного в предложении №2?
Ответ учащегося: Жидкости текучи, т.е. не имеют формы.
Какая основная мысль предложения 3?
Ответ: Капли жидкости круглые.
Запищите в тетрадь основные свойства жидкостей.
2. Рассмотрим состояние воды в природе: Прочитайте слайд № 9.
Беседа по вопросам:
1. Почему, изучая жидкости, мы говорим в первую очередь о воде?
Ответ: Т.к. вода является самой распространенной жидкостью на Земле, покрывает 2/3 поверхности Земли.
2. Почему Экзюперри сказал о воде “…Ты сама жизнь”?
Ответ: Животные, растения и человек на 70-80 % состоят из воды, потеря 15-20% массы тела приводит к гибели человека от обезвоживания.
3. Почему запасы воды неисчерпаемы?
Ответ: Потому что, постоянно происходит процесс круговорота воды в природе: испарение и конденсация.
3. Перейдем к изучению физических свойств воды.
Слайд № 10 прочитайте и запишите в тетрадь структурную формулу воды и величину угла НОН.
Посчитайте молекулярные массы водородных соединений элементов главной подгруппы VI группы. Сравните ваши результаты с записями на слайде № 11.
1. Какую закономерность вы наблюдаете?
Ответ: Молекулярные массы возрастают.
2. Как изменяются температуры кипения от сероводорода до теллуроводорода?
Ответ: Температуры кипения возрастают.
3. Какой можно сделать вывод?
Ответ: С возрастанием молекулярной массы температуры кипения тоже возрастают.
Сверить вывод, сделанный вами, с правильным выводом. (Для этого на сайде открывается скрытый вывод). Запишите этот вывод в тетрадь.
4. Почему молекулярная масса воды низкая , а температура кипения очень высокая в сравнении с другими гидридами главной подгруппы VI группы?
Ответ: причина в межмолекулярных водородных связях.
Открываю ответ, сверяем ответы учеников с выводом на слайде, записываем в тетради.
Зарисуйте схему образования водородной связи между молекулами воды в тетради.
5. Рассмотрим ещё одно аномальное свойство воды (слайд № 12).
Прочитайте текст слайда и ответьте на вопросы.
5.1. Какая плотность льда?
Ответ: Плотность льда 0,92 г/см3.
5.2. Какое биологическое значение имеет низкая плотность льда?
Ответ: Водоемы не промерзают до самого дна и возможна жизнь в водоемах зимой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Сядьте ровно, расправьте плечи, вдохните и с расправленными плечами выдохнули.
Закрыли глазки и посчитали до 10.
4. Переходим к последнему разделу урока, познакомимся с жесткостью воды. Рассмотрите слайд 13. Прочитайте предложения и найдите в каждом из них главную мысль.
Со слайда № 14 запишите в тетрадь виды жесткости: постоянную и временную.
Для дальнейшего знакомства с видами жесткости, рассмотрите слайд № 15 и запишите в тетрадь: карбонатная и некарбонатная жесткости.
Вопрос: Сравните формулы гидрокарбонтов (кислых солей) и средних солей.
Почему гидрокарбонаты называют кислыми солями?
Ученики высказывают предположения, которые потом проверяем на слайде № 15 и записываем определение в тетрадь.
Рассматриваем слайд № 16. “Что такое жесткая вода?”, по тексту слайда проводим беседу.
На слайде № 17 “Устранение жесткости” рассматриваем с учениками способы устранения жесткости, ученики записывают в тетрадь уравнение реакции разложения гидрокарбоната кальция Са(НСО3)2 = Са СО3 + СО2 + Н2О.
V. Проверка понимания нового материала.
Вот мы и рассмотрели новый материал, теперь выполните тест по вариантам для проверки понимания вами изученного материала. Тест вы получите на карточках. На вопросы теста отвечайте в тетради.
I вариант
1. При комнатной температуре вода находится в:
а) газообразном,
б) жидком,
в) твердом,
г) жидкокристаллическом состоянии.
2. Содержание воды в живых организмах:
а) 20 %, б) 70-80 %, в) 50%, г) 90-95 %.
3. Аномальные физические свойства воды объясняются:
а) её химическим составом,
б) её цветом,
в) наличием межмолекулярных водородных связей,
г) полярностью её молекул.
4.Формула кислой соли:
а) Са(НСО3 )2, б)СаСО3, в)Мg OHCI, г) NaCI.
5. Реакция разложения веществ водой называется:
а) гидратацией,
б) гидролизом,
в) гидрированием,
г) растворением.
II вариант
1. Температура плавления и кипения воды равны соответственно:
а) 0о и 100о С , б) -80о С и 0о С,
в) 100о С и 0о С, г) -130 о С и 20о С.
2. Плотность воды при 4 °С и льда при -2 °С соответственно равны (г/см3):
а) 0,92 и 1,0,
б) 1,0 и 0,92,
в) 1,0 и1,0,
г) 0,92 и 0,92.
3.Формула кислой соли:
а) Na2CO3 ,
б) BaSO4,
в) MgCI2,
г) NaHCO3.
4. Для устранения жесткости воды нельзя применять:
а) кипячение, б) действие мыла, в) действие ионитов, г) действие соды.
5. Жесткость воды обусловлена содержанием в воде ионов:
а) Са2+ и Mg2+ б)Na+ и Ca2+
в) Li+ и CI- г) SO42- и Na+ .
Теперь поменяйтесь с соседом тетрадями и проведите взаимопроверку по ключу на слайде № 18.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 вариант | Б | Б | В | А | Б |
2 вариант | А | Б | Г | Б | А |
VI. Подведение итогов урока.
Посчитайте баллы, полученные вами за задания в начале урока и тест, и поставьте себе оценку:
Если вы набрали 12-11 баллов - ваша оценка “5”;
Если ваш балл 10-9, оценка “4”;
Если вы набрали 8-6 баллов - оценка “3”:
Ну а если меньше 6 баллов , вам нужно поработать еще.
VII. Домашнее задание.
Те, кто получил за урок “пять” § 9, упр.11, Решить кроссворд.
Если ваша оценка “ четыре” § 9, упр. 7, 10;
Если вы получили “ три” учите § 9, упр1, 3, повт.§ 8.
Если вы потерпели неудачу - учите § 5, 8, 9.