Цели:
- формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
- закрепить знания по изученным темам;
- способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок
(Диалог учителя и учащихся)
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
2. Чистописание
3. Словарная работа
(Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)
Р…стения М…лина З…мляника К…ртофель Пш…ница М…рковь П…мидор Яб…локо | Тр…мвай Тракт…тор Ст…лица Комн…та Кв…ртира Гор…д Д…ревня Т…варищ | Ру…кий …тец Учит…ль Сев…р Н…ябрь М…роз …зык Уч…ник |
4. Постановка задачи:
– Отгадайте загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
– Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)
– А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1)
– Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?
– Не будем гадать, а попробуем узнать.
Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”
5. Объяснение нового материала
– Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)
– Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2)
Блокнотик – нет блокнотика.
Орешек – нет орешка.
Веничек – нет веничка.
Браслетик – нет браслетика.
– Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?
(Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)
Чтение правила в учебнике.(с. 133)
– Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.
Сказка
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они
учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек.И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек, гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.
– Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)
– Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.
6. Закрепление нового материала
А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.
– Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)
ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,
ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.
– Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.
Б) Работа с учебником.
Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131
7. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Выполнение упражнений на применение знаний
– Вот наша следующая ёлочка с заданием.
А) “Письмо по памяти с заданием”.
(Пословицы написаны на доске)– Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.
Ключ…к сильнее замка.
Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.
– И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.
Б) Списывание с заданием. “Зимой”
– Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.
З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.
– Справились с заданием? (Проверка задания)
– Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3)
– Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).
(
см. Рисунок 4)9. Итог урока
– Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?
– Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)
– Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)
10. Оценивание
– Все сегодня хорошо поработали.
– И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (см. Рисунок 5)