Правописание суффиксов -ек, -ик

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование представлений о правописании суффиксов -ик, -ек;
  • закрепить знания по изученным темам;
  • способствовать развитию речи, мышления, творческой активности;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картинка воробья, ключика, три ёлочки, домик, перфокарты со словарными словами, карточки со словами на одной стороне с пропущенными буквами, на другой стороне буквы вставлены, два конверта.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой на урок

(Диалог учителя и учащихся)

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Чистописание

  • (Запись даты и классной работы в тетрадь)
  • Письмо сочетаний оро, оло.

3. Словарная работа

(Каждому ребёнку раздаются перфокарты со словарными словами)

Р…стения М…лина З…мляника К…ртофель Пш…ница М…рковь П…мидор Яб…локо Тр…мвай Тракт…тор Ст…лица Комн…та Кв…ртира Гор…д Д…ревня Т…варищ Ру…кий …тец Учит…ль Сев…р Н…ябрь М…роз …зык Уч…ник

4. Постановка задачи:

– Отгадайте загадку:

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зима)

– Назовите однокоренные слова к слову зима. Разберите их по составу. (На доске)

– А на чём можно передвигаться зимой? (На санках, на лыжах, коньках)

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, в котором стоит прекрасный домик. Но дверь в него закрыта на замок, а ключик надо нам найти. Он спрятан на одной ёлочке, но на какой, мы не знаем. А чтобы ёлочка отдала нам ключ, надо выполнить задание (см. Рисунок 1)

– Ребята, а кто знает как пишется ключ…к, дом…к?

– Не будем гадать, а попробуем узнать.

Итак: тема нашего урока – путешествия: “Правописание суффиксов -ик, -ек”

5. Объяснение нового материала

– Ребята, а какая птичка не улетает на зиму в тёплые края и всегда остаётся с нами? (Воробышек)

– Бедный воробышек не знает, как пишется его слово и просит нас помочь ему. У него есть для нас подсказка. (Вывешивается картинка воробья, на доске написаны слова) (см. Рисунок 2)

Блокнотик – нет блокнотика.
Орешек – нет орешка.
Веничек – нет веничка.
Браслетик – нет браслетика.

– Дети, какой вы можете сделать вывод о написании суффиксов –ек, -ик, глядя на подсказку?

(Гласная е при изменении слова убегает, а гласная и при изменении формы слова остаётся)

Чтение правила в учебнике.(с. 133)

– Я хочу вам рассказать сказку про суффиксы – ик, – ек.

Сказка

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс – ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек.

И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом – ек, гласная е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка – замочку, платочек – платочка – платочку.

– Теперь мы можем сказать, как пишется слово воробышек? (Нет воробышка: гласная убежала, значит, пишется суффикс –ек.)

– Молодцы, ребята, воробышек указывает нам дорогу, с какой ёлочки начинать поиски ключика.

6. Закрепление нового материала

А) Задание первой ёлочки называется “Два мешочка”.

– Нам надо разложить слова в два мешочка. В первый мешочек положим слова с суффиксами –ек, а во второй – с суффиксами –ик. (На доске вывешены слова с пропущенными гласными, на обратной стороне правильное написание слова. Ребята называют правильное написание слов и отправляют в предполагаемые мешочки – конверты. На конвертах написаны суффиксы.)

ГАЛСТУЧ…К, БРАТ…К, ВОПРОС..К, ГВОЗД…К, ОВРАЖ…К,

ФАРТУЧ…К, БАРАШ…К, ДОЖД…К.

– Под этой ёлочкой ключика не оказалось. Будем искать под другой.

Б) Работа с учебником.

Выполнение упражнений № 104, 105 стр. 131

7. Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

8. Выполнение упражнений на применение знаний

– Вот наша следующая ёлочка с заданием.

А) “Письмо по памяти с заданием”. (Пословицы написаны на доске)

– Вставьте пропущенные буквы, объясните смысл пословиц и напишите их по памяти.

Ключ…к сильнее замка.

Крепкий ореш…к – сразу не раскусишь.

– И с этим заданием мы справились, но и здесь ключика не оказалось. Осталась последняя ёлочка.

Б) Списывание с заданием. “Зимой”

– Вставьте пропущенные буквы и выделите грамматическую основу в каждом предложении.

З…ма. Моро… запушил дерев…я сне…ком, а пру… зат…нул ле..ком. Гла…кий, сколь..кий лё… блестит на солнце. Володя и Миша взяли к…ньки и отправились на ул…цу.

– Справились с заданием? (Проверка задания)

– Открываем нашу ёлочку. Вот он наш ключик! (см. Рисунок 3)

– Давайте откроем наш домик. (Открываются двери домика, а там написано слово МОЛОДЦЫ).

(см. Рисунок 4)

9. Итог урока

– Понравилось вам путешествие по зимнему лесу?

– Что обозначает выражение “беглая гласная”? (Это та гласная, которая при изменении формы слова исчезает)

– Объясните, как определить какую гласную –е или –и писать в суффиксе существительных.(Если при изменении формы слова гласная убегает, то пишется суффикс –ек, а если при изменении формы слова гласная остаётся, то пишется суффикс –ик)

10. Оценивание

– Все сегодня хорошо поработали.

– И в подарок каждому я подарю необычную раскраску с заданием. (см. Рисунок 5)

11. Домашнее задание (стр. 133 упр. 110)