Цели и задачи урока: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки. Продолжить развивать умение работать с географической картой.
Оборудование: учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А., Щенев География материков и океанов 7 класс Дрофа Москва 2006 г., интерактивная карта: Африка физическая карта, интерактивное наглядное пособие “Дрофа”, атлас География материков и океанов 7 класс Дрофа издательство “Дик” 2007 г., рабочая тетрадь с комплектом контурных карт География материков и океанов Дрофа издательство “Дик” 2007 г.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Послушайте отрывок стихотворения из книги “Шатёр” Николая Гумилёва:
Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шёпотом
В небесах говорят серафимы.
И твоё раскрывая Евангелье,
Повесть жизни ужасной и чудной,
О неопытном думают ангеле,
Что приставлен к тебе, безрассудной.
Про деянья свои и фантазии,
Про звериную душу послушай,
Ты, на дереве древнем Евразии
Исполинской висящая грушей.
Обречённый тебе, я поведаю
О вождях в леопардовых шкурах,
Что во мраке лесов за победою
Водят полчища воинов хмурых;
II. Проверка домашнего задания.
- Скажите, с чем у вас ассоциируется Африка?
- На прошлом уроке мы с вами определили географическое положение Африки, и об это нам расскажет….. (по плану: 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, и нулевого меридиана. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяжённость материка в километрах с севера на юг и с востока на запад. 3. В каких климатических поясах расположен материк? 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк? 5. Как расположен материк относительно других материков?)
- В Африке есть очень интересные географические объекты, животные и растения. Какие? Нам расскажут……(двое учеников рассказывают интересные факты подготовленные заранее самостоятельно)
- Итак, мы узнали много интересного, и многое предстоит ещё узнать. Тема сегодняшнего урока: Африка. Рельеф материка. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений (учитель показывает на доску, а один ученик читает тему урока с доски).
III. Изучение нового материала (ученики открывают учебник п. 25, атлас (карта строения земной коры), ученическую тетрадь, рабочую тетрадь)
I. Рельеф (атлас стр. 4-5, 24)
Анализ карты строения земной коры. Анализ тектонической карты ученики делают по плану, предложенному учителем:
- Вспомните, что такое рельеф? (неровности земной поверхности)
- Назовите основные формы рельефа суши. (Горы и равнины.)
Для этой работы на доске заготовлены подписанные, но перевёрнутые карточки.
- В чём зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? (Равнины соответствуют платформам, а горы – районам складчатости.)
- На скольких литосферных плитах находится материк? (На одной литосферной плите.)
- Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? (Африканская плита, Африкано-Аравийская платформа.)
- Что такое литосферная плита? (крупные блоки литосферы ограниченные сейсмическими и тектоническими зонами разломов); Платформа? (древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной поверхности.)
- На материке есть древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас.
Работа с картами и текстом учебника.
- По преобладающим высотам Африку подразделяют на две части: северную и Западную, где высоты ниже 1000м, и Восточную и Южную с высотами более 1000 м.
Задание: Читая самостоятельно текст учебника и одновременно анализируя карты атласа, выявить формы рельефа и записать их в ученическую тетрадь:
Равнины (высота от 200 до 1000 м);
Низменности;
Плоскогорья (Восточно-Африканское плоскогорье);
Котловины (Чад, Калахари);
Самый крупный на суше разлом земной коры;
Горы (Атлас, Капские горы, Драконовы горы);
Нагорья (Эфиопское нагорье);
Вулканы (Килиманджаро, 5895 м. – наивысшая точка).
По окончании работы один ученик называет формы рельефа, примеры и показывает их на интерактивной карте.
Работа в контурных картах: обозначить формы рельефа материка. Указать границы великих Восточно-Африканских разломов.
II. Полезные ископаемые (атлас стр. 24)
- Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Размещение их объясняется строением земной коры и условиями образования горных пород. Многие из них представлены крупнейшими месторождениями в мире.
Задание: Читая текст учебника и одновременно анализируя карты атласа, выявить, какими полезными ископаемыми богата Африка и обозначить их в контурных картах значками (учитель показывает значки, ученики отмечают).
Рудные полезные ископаемые
Алмазы (используют не только для изготовления драгоценных камней, но и в промышленности благодаря их твёрдости)
Каменный уголь
Различные соли
Нефть (в северной части материка и на побережье Гвинейского залива огромные запасы)
Фосфориты (вырабатывают удобрения)
IV. Итог урока.
Вывод по теме: закончите предложения, которые написаны на доске (фронтально)
- В основании материка расположена …. платформа.
- Преобладают равнины высотой от … до … м.
- Наибольшая высота - …
- По преобладающим высотам Африку подразделяют на … и …, а так же … и …с высотами более … м.
- Африка богата разнообразными ...