Проверка сложения. Урок математики во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование умения проверять вычисления, выполненные при сложении.

Задачи:

  1. Познакомить со способом проверки сложения вычитанием.
  2. Формировать умение составлять алгоритм.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки и графические умения.
  4. Воспитывать коллективные отношения.

Оборудование: изображение тролля Кузи, блоки для составления алгоритма (на каждой парте), учебник “Математика, 2-й класс.” (М.И. Моро), карточки для решения “круговых примеров”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Ребята, вы ждете подарков? Зажмурьте глаза и представьте, что под новогодней елкой стоят ваши подарки. Улыбнитесь! Какое у вас настроение?

2. Введение в тему урока. Постановка цели рока.

- Сегодня к нам на урок пришел тролль Кузя – персонаж интерактивных компьютерных игр.

- Вы любите играть в компьютер?

- Кузя пришел к нам на урок математики не случайно. Дело в том, что в одном из файлов его компьютерной игры поселился вирус, и она не загружается. Кузя выяснил, что вирусом заражены некоторые выражения на сложение. Он просит помочь найти способ проверки сложения. Поможем Кузе?

Итак, тема урока – “Проверка сложения”. На уроке мы найдем способ проверки действия сложения.

3. Устный счет. (1 уровень игры).

- Начинаем игру. Игра состоит из трех уровней, в конце игры вас ждет сюрприз.

Задание первого уровня: решить, так называемые “круговые примеры”.

На карточках записаны выражения: 14+6, 20+3, 23-10, 13+1.

Задание: распределить выражения по кругу так, чтобы значение предыдущего выражения являлось 1 компонентом следующего.

- Какое выражение отличается от остальных? Почему? (23 - 10, его значение находится вычитанием)

- Каким действием находятся значение остальных выражений? (Сложением)

- Как называются числа при сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы)

- Я поздравляю вас, вы прошли первый уровень компьютерной игры. Знание названий чисел при сложении помогут нам также успешно пройти 2 уровень.

4. Работа над новой темой (2 уровень игры).

1. Знакомство со способом проверки сложения вычитанием.

- Задание 2 уровня игры: найти неверно решенное выражение и доказать это.

На доске записаны 2 выражения на сложение: 10+9=19, 8+3=12.

- Можете ли вы найти выражение, значение которого неверное?

- Попробуем в этом убедиться.

- Назовите действие, противоположное сложению. (Вычитание)

- Действие вычитание используется для проверки сложения.

Учитель открывает запись под первым выражением

На доске:

10+9=19

19-9=10

19-10=9

- Видим, что при вычитании из суммы одного из слагаемых получилось другое.

На доске запись: значение суммы – слагаемое = слагаемое.

- Рассмотрим 2 выражение на сложение. Попробуем из значения суммы вычесть первое слагаемое, второе слагаемое.

В результате работы на доске появляется запись: значение суммы – слагаемое = слагаемое

- Итак, при проверке первого выражения получено верное равенство, а при проверке второго выражения получено неверное равенство.

Мы доказали, что значение второго выражения найдено неверно.

Исправим ошибку.

Запись решения выражения с проверкой

Физминутка

- Кузя хочет нас предупредить о том, что при работе с компьютером нужно соблюдать определенные правила для сохранения здоровья. Детям вашего возраста желательно находиться за компьютером не более 1 часа в день, сидеть у экрана монитора на расстоянии вытянутой руки, кроме того, через 30 минут работы необходим перерыв.

1. Гимнастика для глаз “Карандаш”.

2. Упражнения общего воздействия.

Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В сторону разок – другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо-влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой вперед,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперед и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

2. Составление алгоритма проверки сложения (работа в парах).

- Компьютер не понимает человеческой речи, он знает только язык символов и знаков. Давайте попробуем составить программу действий для проверки сложения (алгоритм). Алгоритм поможет вам в дальнейшем производить проверку сложения. Вспомним каждый шаг.

У каждого ученика на парте отдельные блоки алгоритма. Учитель составляет алгоритм на доске (Приложение 1).

- Поздравляю вас, 2 уровень игры нами пройден, остался последний, 3 уровень.

3. Закрепление (3 уровень игры).

1. Работа с учебником

- Выполним задание, данное в учебнике на с. 72, № 3 и, используя алгоритм, проверим правильность вычислений.

2. Проверка выполненной работы.

4. Итог урока.

- Сколько уровней игры было предложено для прохождения?

- Сколько уровней пройдено?

- Как вы помогли Кузе найти способ проверки сложения?

- Как проверить сложение?

5. Домашнее задание: с 72, № 3 (3-4 выражение).