Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.

Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Фантазия - это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Эда Ле Жан в своей книге "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка: "Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, - фантазия - источник творчества".

Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Что включает в себя такая деятельность. Она включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков.

Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности, что позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Чтобы ребенок был готов к жизни, уверенно чувствовал себя в этом большом мире необходимо вооружить его социальными умениями, расширить круг взаимодействия. Это значит, что ребенок должен общаться и вступать в контакт с незнакомыми для него людьми, налаживать доброжелательные дружеские или деловые отношения.

Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Для этого необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя не место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

Взрослому необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей.

Используя творчество, как средство развития коммуникативных свойств личности, необходимо комбинировать индивидуальные и коллективные творческие задания, предоставляя детям, возможность выбора, взятие на себя определенной роли, которая требует от ребенка более уверенного поведения, свободы движения, самовыражения, где он сам, осознано, строит свои взаимодействия с партнерами. Все это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, скованность детского мышления, стремления ребенка действовать по готовым схемам, образцам. Это пробуждает в нем способность импровизировать, придумывать, доказывать, рассуждать.

Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.

Опубликованная в 1989 году "Концепция дошкольного воспитания" (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова "взаимодействие" объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

В 2006 году наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей, организовали работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;

Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью был принят проект "Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями", были запланированы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентированно на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику.

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОДРУЖЕСТВЕ С РОДИТЕЛЯМИ"

Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. К решению проблем необходимо подходить с разных точек зрения, творчески. Развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.

Цели проекта: обучение детей дошкольного возраста различным видам творческой деятельности, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие. Помочь усвоить моральные и нравственные нормы посредством творческой деятельности.

Задачи:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы.
  • Обогащение окружающей среды разнообразными предметами и стимулами с целью развития любознательности.
  • Обучение детей умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Формирование умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать полученные результаты.
  • Поощрение высказываний оригинальных идей.
  • Предоставление возможности активно задавать вопросы.
  • Развитие желания пользоваться специальной терминологией, умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности.
  • Развитие художественно-творческих способностей.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему.

Формы реализации:

  • театрализованные игры;
  • праздники и развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;
  • изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, фитокомпозиций из природного материала, реквизита для кукольных и детских спектаклей;
  • выставка детского творчества, совместного творчества детей и взрослых;

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду и семье;
  • вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества;
  • подготовка оборудования, материалов и инструментов;
  • включение произведений детского творчества в эстетически развивающую среду, окружающую детей;
  • проведение выставок детско-взрослого творчества, праздников, развлечений, конкурсов.

Ожидаемый результат:

  • активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • подготовка творческой работы по данной теме;
  • умение планировать свои действия, аргументировать свой выбор;
  • умение видеть красоту человеческого творения;

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационный.

Детское творчество - это наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Высшую ступень развития способностей называют талантом.

Возникла идея: помочь развитию творческих способностей детей.

  • составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
  • анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
  • создание банка идей и предложений;
  • подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса эстетической направленности.
  • выявление потребности родителей в педагогической поддержке и готовности семьи к активному взаимодействию на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
  • определение и развитие организационных форм взаимодействия с семьей, обеспечение включения родителей в образовательный процесс и управление им с учетом их желаний и возможностей;
  • психолого-педагогическая поддержка семей при профессиональном взаимодействии специалистов (воспитатель, педагог - психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, старший воспитатель, заведующая ДОУ)

II этап. Планирование реализации проекта.

  • определение задач воспитательно-образовательной работы;
  • планирование деятельности педагогов;
  • разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.

III этап. Реализация проекта.

Что делаем Кто делает Продукт деятельности
1. Диагностика уровня творческого развития детей. Психолог и дети Составление плана работы с детьми.
2. Анкетирование родителей Воспитатели и родители Составление плана работы с семьей.
3. Занятия

а) познавательные

б) ИЗО

в) художественный труд

г) развитие речи

Воспитатели и дети Знания

Рисунки, коллажи

Поделки

Связная речь

4. Игры

а) на развитие творческих способностей

б) театрализованные

в) конструктивные

Психолог

Воспитатели

Развитие определенных творческих способностей
5. Конкурс на лучшую поделку "Что нам осень подарила?" Родители и дети Поделки из природного материала.
6. Праздник "Шляпка-шоу" Родители

музыкальный руководитель, воспитатели

Обогащение уголков ряжения, театрализованной деятельности
7. Праздник "Фантики-элефантики" Обогащение уголков ряжения, театрализованной деятельности
8. Словотворчество

а) сочинение сказки, оформление книжки-малышки

б) Делаем сказку своими руками.

в) выпуск газеты "Волшебная палочка"

Родители и дети

Родители и дети

Воспитатели и дети

Книжка-малышка

Настольный, пальчиковый театры

Газеты от каждой группы

9. Развлечение "Колобок" в средней группе № 9 Родители

воспитатель

Создание благоприятного микроклимата в группе
10. Развлечение "День именинника" Воспитатели

и родители

Создание благоприятного микроклимата в группе
11. Конкурс на лучшую театрализованную игру. Воспитатели

дети и родители

Создание благоприятного микроклимата в группе
12. Конкурс на лучший уголок ряжения Воспитатели

и родители

Костюмы для ряжения, украшения.
13. Конкурс на лучший уголок театрализованной деятельности Воспитатель

родители

дети

Театр марионеток, куклы-перчатки, куклы на гапитах.
14. Конкурс на лучший уголок художественно-продуктивной деятельности. Воспитатель

родители

дети

Уголки художественно-продуктивной деятельности в каждой группе
15. Выставки совместных творческих работ, семейных альбомов, участие в городских конкурсах. Воспитатель

родители

дети

Обогащение развивающей среды, общение взрослых с детьми.
16. Консультации по теме "Развиваем творческие способности"

а) для родителей

б) для воспитателей

Воспитатели

Психолог

Старший воспитатель

Повышение педагогического уровня родителей и воспитателей
17. Родительские собрания "Развитие творческих способностей детей" Воспитатели Повышение педагогического уровня родителей.
18. Подведение итогов "Круглый стол" Старший воспитатель

Воспитатели

Психолог

Родители

Выставка творческих работ

Обмен мнениями

Оценка качества результатов.

IV этап. Презентация результатов. (Приложение 1)

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей: выставки творческих работ, конкурсы, дефиле, спектакли, праздники, развлечения.

V этап. Анализ деятельности.

Воспитатели беседуют с детьми индивидуально и наблюдают за деятельностью детей.

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель, авторы-разработчики, участники проекта оценивают креативность, качество результата, потенциал продолжения работы.