В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, родителей дать детям знания, научить их читать, писать и считать, вместо способности чувствовать, думать и творить.
Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе "сотворения игры". Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Фантазия - это источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Эда Ле Жан в своей книге "Когда ваш ребенок сводит вас с ума" так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка: "Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе. Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает. Фантазия - один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, - фантазия - источник творчества".
Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Что включает в себя такая деятельность. Она включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
Для того, чтобы ребенок мог проявить творчество, ему необходим свой жизненный опыт и педагог просто обязан способствовать его обогащению яркими образами, формированию необходимых представлений, умений, навыков.
Ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления в различных видах деятельности, что позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Чтобы ребенок был готов к жизни, уверенно чувствовал себя в этом большом мире необходимо вооружить его социальными умениями, расширить круг взаимодействия. Это значит, что ребенок должен общаться и вступать в контакт с незнакомыми для него людьми, налаживать доброжелательные дружеские или деловые отношения.
Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, зная свои особенности, умел выбрать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Для этого необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя не место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.
Взрослому необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей.
Используя творчество, как средство развития коммуникативных свойств личности, необходимо комбинировать индивидуальные и коллективные творческие задания, предоставляя детям, возможность выбора, взятие на себя определенной роли, которая требует от ребенка более уверенного поведения, свободы движения, самовыражения, где он сам, осознано, строит свои взаимодействия с партнерами. Все это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, скованность детского мышления, стремления ребенка действовать по готовым схемам, образцам. Это пробуждает в нем способность импровизировать, придумывать, доказывать, рассуждать.
Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.
Опубликованная в 1989 году "Концепция дошкольного воспитания" (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова "взаимодействие" объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
В 2006 году наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей, организовали работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;
Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью был принят проект "Развитие творческих способностей детей в содружестве с родителями", были запланированы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентированно на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику.
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОДРУЖЕСТВЕ С РОДИТЕЛЯМИ"
Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. К решению проблем необходимо подходить с разных точек зрения, творчески. Развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.
Цели проекта: обучение детей дошкольного возраста различным видам творческой деятельности, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие. Помочь усвоить моральные и нравственные нормы посредством творческой деятельности.
Задачи:
- Обеспечение благоприятной атмосферы.
- Обогащение окружающей среды разнообразными предметами и стимулами с целью развития любознательности.
- Обучение детей умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Формирование умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Формирование умения самостоятельно анализировать полученные результаты.
- Поощрение высказываний оригинальных идей.
- Предоставление возможности активно задавать вопросы.
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности.
- Развитие художественно-творческих способностей.
- Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы.
- Воспитание эстетического отношения к окружающему.
Формы реализации:
- театрализованные игры;
- праздники и развлечения;
- театрализованная деятельность;
- занятия по развитию речи, занятия познавательного характера;
- изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, фитокомпозиций из природного материала, реквизита для кукольных и детских спектаклей;
- выставка детского творчества, совместного творчества детей и взрослых;
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду и семье;
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества;
- подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- включение произведений детского творчества в эстетически развивающую среду, окружающую детей;
- проведение выставок детско-взрослого творчества, праздников, развлечений, конкурсов.
Ожидаемый результат:
- активное участие родителей в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
- подготовка творческой работы по данной теме;
- умение планировать свои действия, аргументировать свой выбор;
- умение видеть красоту человеческого творения;
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
Детское творчество - это наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности. Высшую ступень развития способностей называют талантом.
Возникла идея: помочь развитию творческих способностей детей.
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса эстетической направленности.
- выявление потребности родителей в педагогической поддержке и готовности семьи к активному взаимодействию на основе социально-педагогической и психологической диагностики;
- определение и развитие организационных форм взаимодействия с семьей, обеспечение включения родителей в образовательный процесс и управление им с учетом их желаний и возможностей;
- психолого-педагогическая поддержка семей при профессиональном взаимодействии специалистов (воспитатель, педагог - психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ИЗО, старший воспитатель, заведующая ДОУ)
II этап. Планирование реализации проекта.
- определение задач воспитательно-образовательной работы;
- планирование деятельности педагогов;
- разделение на творческие группы реализации задуманного;
- объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла.
III этап. Реализация проекта.
Что делаем | Кто делает | Продукт деятельности |
1. Диагностика уровня творческого развития детей. | Психолог и дети | Составление плана работы с детьми. |
2. Анкетирование родителей | Воспитатели и родители | Составление плана работы с семьей. |
3. Занятия а) познавательные б) ИЗО в) художественный труд г) развитие речи |
Воспитатели и дети | Знания Рисунки, коллажи Поделки Связная речь |
4. Игры а) на развитие творческих способностей б) театрализованные в) конструктивные |
Психолог Воспитатели |
Развитие определенных творческих способностей |
5. Конкурс на лучшую поделку "Что нам осень подарила?" | Родители и дети | Поделки из природного материала. |
6. Праздник "Шляпка-шоу" | Родители музыкальный руководитель, воспитатели |
Обогащение уголков ряжения, театрализованной деятельности |
7. Праздник "Фантики-элефантики" | Обогащение уголков ряжения, театрализованной деятельности | |
8. Словотворчество а) сочинение сказки, оформление книжки-малышки б) Делаем сказку своими руками. в) выпуск газеты "Волшебная палочка" |
Родители и дети Родители и дети Воспитатели и дети |
Книжка-малышка Настольный, пальчиковый театры Газеты от каждой группы |
9. Развлечение "Колобок" в средней группе № 9 | Родители воспитатель |
Создание благоприятного микроклимата в группе |
10. Развлечение "День именинника" | Воспитатели и родители |
Создание благоприятного микроклимата в группе |
11. Конкурс на лучшую театрализованную игру. | Воспитатели дети и родители |
Создание благоприятного микроклимата в группе |
12. Конкурс на лучший уголок ряжения | Воспитатели и родители |
Костюмы для ряжения, украшения. |
13. Конкурс на лучший уголок театрализованной деятельности | Воспитатель родители дети |
Театр марионеток, куклы-перчатки, куклы на гапитах. |
14. Конкурс на лучший уголок художественно-продуктивной деятельности. | Воспитатель родители дети |
Уголки художественно-продуктивной деятельности в каждой группе |
15. Выставки совместных творческих работ, семейных альбомов, участие в городских конкурсах. | Воспитатель родители дети |
Обогащение развивающей среды, общение взрослых с детьми. |
16. Консультации по теме "Развиваем
творческие способности" а) для родителей б) для воспитателей |
Воспитатели Психолог Старший воспитатель |
Повышение педагогического уровня родителей и воспитателей |
17. Родительские собрания "Развитие творческих способностей детей" | Воспитатели | Повышение педагогического уровня родителей. |
18. Подведение итогов "Круглый стол" | Старший воспитатель Воспитатели Психолог Родители |
Выставка творческих работ Обмен мнениями Оценка качества результатов. |
IV этап. Презентация результатов. (Приложение 1)
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей: выставки творческих работ, конкурсы, дефиле, спектакли, праздники, развлечения.
V этап. Анализ деятельности.
Воспитатели беседуют с детьми индивидуально и наблюдают за деятельностью детей.
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель, авторы-разработчики, участники проекта оценивают креативность, качество результата, потенциал продолжения работы.