Занятие по развитию монологической речи: "Страна цветов" в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • формировать умение детей составлять рассказы, сказки, загадки о комнатных растениях, используя знания и представления об окружающем мире;
  • закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, об условиях необходимых для их роста и развития;
  • развивать креативное мышление дошкольников посредством использования на занятиях элементов ТРИЗ-РТВ, моделирования и схем;
  • воспитывать у детей навыки экологически грамотного поведения в процессе повседневной жизни, приобщая к ценностям сотрудничества друг с другом.

Методы и приёмы:

  • музыкальное сопровождение;
  • беседа;
  • вопросы к детям;
  • рассказы детей;
  • игровой момент (“выполнение заданий от Дюймовочки”);
  • загадки;
  • физ. минутка “Тюльпан”;
  • подвижная игра “Волшебные круги”.

Материал:

  • жетоны для всех детей;
  • схема составления рассказа;
  • макет цветка с семью лепестками;
  • домик “Дюймовочки”;
  • дидактическая игра “Собери цветок” (разрезные картинки);
  • обручи 3 шт.;
  • иллюстрации с изображением комнатных растений;
  • мячик.

Словарная работа:

  • активизация словаря: размножение растений, черенкование.

Звуковая культура речи:

  • упражнять детей в отчётливом произнесении сонорных звуков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу с воспитателем, в центре группы домик (оформленный цветами, маленькой мебелью), в домике никого нет, но оставлена записка и макет цветка.

Воспитатель читает записку: “Я очень люблю цветы и очень многое знаю о них. А вы тоже имеете представление о комнатных растениях или нет? Чтобы это проверить, я приготовила для вас задания на цветке. Выполнить задания по Цветам радуги. Дюймовочка.”

Дети вспоминают стихотворение, проговаривают его: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В каждом слове первый звук определяет цвет лепестка и номер задания.

Задание 1. “Лепесток красного цвета”.

“Рассказать о своём любимом растении”

Для выполнения этого задания дети вытягивают жребий. У кого жетончик с изображением цветка, те дети и рассказывают о комнатном растении. (3 ребёнка)

Задание 2. “Оранжевый лепесток”.

Воспитатель загадывает загадку о цветке:

Зеленые листочки,
А на кусточках ярко-красные комочки. (Ангинник)

Ребята делятся на пары. Каждая пара придумывает загадку для других детей.

Физкультурная минутка. “Тюльпан”. Музыка К. Черни

И.п. – руки перед собой, соединить средние пальцы.

Вырос тюльпан

Утром тюльпан раскрывается Соединить ладони, поднимая руки к подбородку. Раскрывая ладони в стороны, локти соединить.
На ночь тюльпан закрывается Соединяя ладони, опустить руки вниз. Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой.
Тюльпанное дерево
Раскидывает свои ветви Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх.
И осенью листики опадают Повернуть ладони вниз и руки мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами

Задание 3. “Жёлтый лепесток”.

Дидактическая игра “Собери цветок” (из 6-8 частей).

Дети называют и находят то комнатное растение в группе, которое получилось из пазлов.

Задание 4. “Зелёный лепесток”.

Подвижная игра “Волшебные круги”.

Дети раскладывают фотографии комнатных цветов по заданию: в зелёный круг – цветущие с листьями; в синий – растения с листьями, но не цветущие; в желтый круг – остальные (кактусы). Объяснить свой выбор (так как кактусы не относятся в два предложенных круга, но они тоже комнатные растения).

Задание 5. “Голубой лепесток”.

“Расскажи о цветке по схеме” (3 ребёнка).

Подвижная игра: “Цветы и пчёлы”.

Дети делятся на две команды: “пчелы”, “цветы”. Играет музыка - “пчелы летают”; музыка замолкает – “пчелы садятся на цветы” (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.

Задание 6. “Синий лепесток”.

“Путешествие цветка” - коллективное составление сказки.

Начало сказки говорит воспитатель: “В цветочном саду у Дюймовочки вырос цветок…”. Дети передают мяч друг другу и говорят предложение для составления коллективной сказки.

Задание 7. “Фиолетовый лепесток”.

Дюймовочка за правильно выполненные задания, оставила для детей призы: разукрашки и печенье “Розочки”.