Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:
- самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.
В дошкольных учреждениях можно использовать разные виды проектов в зависимости от доминирующей в проекте деятельности: это исследовательский проект, творческий проект, ролевой и игровой проекты, прикладные проекты.
Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.
Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.
МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 49” г. Салавата работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив нашего детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с детьми по развитию у дошкольников творчества, самостоятельности в решении поставленных задач. Опыт нашей работы показал, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации активно развивает сотворчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявилась в неповторимых формах игры, экспериментировании. В развивающем пространстве детского сада появились развивающие игры сделанные детьми совместно с родителями, костюмы смоделированные детьми и изготовленные совместно с родителями, созданные детьми книги. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.
Из опыта работы детского сада:творческий проект “Фантики-элефантики”
В процессе работы над проектом мы постарались тщательно изучить тематику предполагаемого проекта и поставили перед собой проблему, которую необходимо было решить.
Постановка проблемы:
Детство – это тот сосуд, который взрослые пытаются наполнить лучшим. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию творческих способностей у наших детей. В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий, в том числе, технологии проектирования в творческой деятельности детей и их родителей.
Цель проекта:
Создание оптимальных условий для развития у детей творческой активности, через организацию разных видов деятельности: познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие.
Задачи:
Дети:
- Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
- Формирование умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Поощрение высказываний оригинальных идей.
- Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.
Родители:
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
- Повышение самоценности родителей в глазах самих же родителей.
Воспитатели:
- Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
- у детей будет развит интерес к творческой деятельности;
- создание костюмов, шляпок, украшений, аппликаций из фантиков, совместно с родителями, для обогащения предметно-развивающей среды группы;
- проведение творческого праздника-конкурса “Фантики-элефантики”.
Участники проекта:
- воспитатели старших групп;
- дети старших групп;
- родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 8 недель.
Реализация проекта:
1. Ориентировочно-мотивационный:
Дети:
Мотивация: Приглашение на праздник от короля Элефанта, в котором он рассказывает о программе праздника и сообщает о необходимости обязательного присутствия фантиков в одежде детей и взрослых.
Цель: эмоциональный настрой, введение в замысел, пробуждение интереса к празднику, осознание цели праздника.
Родители:
Обсуждение проекта, выяснение возможностей,
средств, необходимых для реализации проекта
педагоги.
определение задач, которые будут решать с
детьми, родителями, для самообразования;
2. Оперативно-деятельный:
С детьми:
- Создание мотивации у детей к подготовке и участию впразднике.
- Проведение бесед “Что такое бал?”, “Страна короля Элефанта”,
- Разрешение проблемных ситуаций типа “Кукла Маша едет на бал”, “Расскажем клоуну Фантику о том, как ведут себя на балу”.
- Занятия с детьми по обучению детей работе с бросовым материалом – фантики. Создание коллективных работ “Мир сказочный, мир фантастический”.
- Организация тематических центров по проекту:
- Центр искусства – создание моделей одежды для жителей страны короля Элефанта, изготовление альбома “Волшебная страна”.
- Центр строительства – создание макета “Дворец Короля Элефанта”.
- Центр книги – рассматривание книг и чтение сказок, где герои приглашены на бал.
- Центр игры – дидактические игры “Маша собирается на бал”, “Экскурсия в ателье”, “Салон головных уборов “Модная шляпка”.
- Творческая ролевая игра “Бал сказочных персонажей”
С родителями:
- организация консультаций;
- практических занятий по обучению родителей работе с бумагой, бросовым материалом и т.п.;
- изготовление картин, поделок, украшений, вееров из фантиков;
- участие в оформлении зала к балу короля Элефанта.
3. Заключительный:
Цель: защита творческого проекта – презентация. Развитие творческого потенциала детей, предоставление детям возможности продемонстрировать результаты совместного творчества.
Форма защиты:
- проведение творческого праздника-конкурса “Фантики-элефантики”.
- видеозапись праздника.
- оформление альбома детских впечатлений.