Проектная деятельность в работе с дошкольниками и их родителями

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.). Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

В дошкольных учреждениях можно использовать разные виды проектов в зависимости от доминирующей в проекте деятельности: это исследовательский проект, творческий проект, ролевой и игровой проекты, прикладные проекты.

Остановимся более подробно на семейных творческих проектах. Такие проекты призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества. Семейные творческие проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. Основной целью таких проектов является вовлечение детей и взрослых в творческий процесс.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Такие проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой – дают возможность понять и почувствовать, что ты – часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды, свои традиции. А собравшись вместе мы можем созидать красоту и распространять ее в окружающем пространстве.

Творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.

МДОУ “Детский сад комбинированного вида № 49” г. Салавата работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогический коллектив нашего детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с детьми по развитию у дошкольников творчества, самостоятельности в решении поставленных задач. Опыт нашей работы показал, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самоорганизации активно развивает сотворчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявилась в неповторимых формах игры, экспериментировании. В развивающем пространстве детского сада появились развивающие игры сделанные детьми совместно с родителями, костюмы смоделированные детьми и изготовленные совместно с родителями, созданные детьми книги. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

Из опыта работы детского сада:
творческий проект “Фантики-элефантики”

В процессе работы над проектом мы постарались тщательно изучить тематику предполагаемого проекта и поставили перед собой проблему, которую необходимо было решить.

Постановка проблемы:

Детство – это тот сосуд, который взрослые пытаются наполнить лучшим. Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию творческих способностей у наших детей. В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий, в том числе, технологии проектирования в творческой деятельности детей и их родителей.

Цель проекта:

Создание оптимальных условий для развития у детей творческой активности, через организацию разных видов деятельности: познавательной, музыкально-эстетической, продуктивной, используя богатство эмоциональных состояний ребенка, успешно развивая высшие психические функции: мышление, воображение, восприятие.

Задачи:

Дети:

  1. Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты.
  2. Формирование умения использовать наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  3. Поощрение высказываний оригинальных идей.
  4. Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.

Родители:

  1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
  2. Повышение самоценности родителей в глазах самих же родителей.

Воспитатели:

  1. Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного потенциала.

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта:

  • у детей будет развит интерес к творческой деятельности;
  • создание костюмов, шляпок, украшений, аппликаций из фантиков, совместно с родителями, для обогащения предметно-развивающей среды группы;
  • проведение творческого праздника-конкурса “Фантики-элефантики”.

Участники проекта:

  • воспитатели старших групп;
  • дети старших групп;
  • родители и другие члены семьи.

Длительность проекта: 8 недель.

Реализация проекта:

1. Ориентировочно-мотивационный:

Дети:

Мотивация: Приглашение на праздник от короля Элефанта, в котором он рассказывает о программе праздника и сообщает о необходимости обязательного присутствия фантиков в одежде детей и взрослых.

Цель: эмоциональный настрой, введение в замысел, пробуждение интереса к празднику, осознание цели праздника.

Родители:

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта педагоги.

  • определение задач, которые будут решать с детьми, родителями, для самообразования;
  • разработка модели взаимодействия всех участников проекта и содержание деятельности каждого;
  • определение предполагаемого результата.

2. Оперативно-деятельный:

С детьми:

  1. Создание мотивации у детей к подготовке и участию впразднике.
  2. Проведение бесед “Что такое бал?”, “Страна короля Элефанта”,
  3. Разрешение проблемных ситуаций типа “Кукла Маша едет на бал”, “Расскажем клоуну Фантику о том, как ведут себя на балу”.
  4. Занятия с детьми по обучению детей работе с бросовым материалом – фантики. Создание коллективных работ “Мир сказочный, мир фантастический”.
  5. Организация тематических центров по проекту:
  • Центр искусства – создание моделей одежды для жителей страны короля Элефанта, изготовление альбома “Волшебная страна”.
  • Центр строительства – создание макета “Дворец Короля Элефанта”.
  • Центр книги – рассматривание книг и чтение сказок, где герои приглашены на бал.
  • Центр игры – дидактические игры “Маша собирается на бал”, “Экскурсия в ателье”, “Салон головных уборов “Модная шляпка”.
  • Творческая ролевая игра “Бал сказочных персонажей”

С родителями:

  • организация консультаций;
  • практических занятий по обучению родителей работе с бумагой, бросовым материалом и т.п.;
  • изготовление картин, поделок, украшений, вееров из фантиков;
  • участие в оформлении зала к балу короля Элефанта.

3. Заключительный:

Цель: защита творческого проекта – презентация. Развитие творческого потенциала детей, предоставление детям возможности продемонстрировать результаты совместного творчества.

Форма защиты:

  • проведение творческого праздника-конкурса “Фантики-элефантики”.
  • видеозапись праздника.
  • оформление альбома детских впечатлений.