Мастер-класс: "Развитие художественно-творческих способностей детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям, к устному народному творчеству;
  • развивать технические навыки, художественный вкус, творческую самостоятельность.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с народными промыслами России.
  2. Знакомство с календарно – обрядовыми праздниками.
  3. Знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
  4. Проведение практических занятий.
  5. Организация выставок детского творчества.

Использованный материал:

  • гуашь,
  • кисточки №2 и №4,
  • тряпочки,
  • стаканчики для воды;
  • соленое тесто;
  • лопатки - заготовки для росписи;
  • клей ПВА,
  • различная стеклянная посуда для росписи;
  • деревянные прищепки,
  • картон,
  • самоклеющаяся бумага,
  • двойной скотч;
  • пряжа различных цветов,
  • ножницы,
  • заготовки яиц (из куриного яйца выдуть содержимое, промыть, высушить).

Практическое занятие.

В музыкальном зале оформлена выставка детских работ. В зале сидят приглашённые гости.

Звучит русская народная мелодия, в музыкальный зал входят воспитатель с детьми в русских народных костюмах, идут змейкой, выстраиваются в круг. Русский народный хоровод «Травушка – муравушка». Дети за воспитателем проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель: День добрый, гости дорогие! Как в погожий день гости съехались, в весенний день, самый сказочный, как трудились здесь все на славу–то, сколько радости нам доставили. Вот идет молва о нашем городе, о великих наших мастерах – подивитесь –ка на них, люди добрые! (указывает на детей).

(тихо звучит русская народная мелодия).

Сегодня в моем Городе Мастеров встретятся народные умельцы, которые не только хранят традиции, но и приумножают их!

(со стульчиков встают 4 ребенка, подходят, кланяются)

1-й ребёнок. Здравствуй, хозяйка чудесного Города Мастеров!

2-й ребёнок. Мы пришли к тебе в гости!

3-й ребёнок. На людей посмотреть

4-й ребёнок Да себя показать!

Воспитатель: А на что вы годитесь?

1-й ребёнок. Распишем посуду: и чашку, и блюдо.

2-й ребёнок. Узором красивым украсим на диво!

Воспитатель: Милости прошу, проходите!

(дети проходят за приготовленные столы и начинают роспись деревянной посуды хохломскими узорами и роспись стеклянной посуды)

Подходят еще 2 ребенка, кланяются.

1-й ребёнок. Мир дому твоему, хозяйка!

2-й ребёнок. Прослышали мы, что собираешь ты всех умельцев.

Воспитатель: А на что вы годитесь?

1-й ребёнок.

Кто – то дружит с глиной.
Кто –то с пластилином,

2-й ребёнок.

А мы с подружкой вместе
Лепим все из теста.

Воспитатель: Проходите, пожалуйста.

(дети идут за столы и начинают лепить из солёного теста цветы и фрукты для корзины). Подходят еще 4 ребенка, кланяются.

1-й ребёнок. Здравствуй, хозяйка!

2-й ребёнок. И нас принимай –ка!

Воспитатель: А на что вы сгодитесь?

3-й ребёнок. Наши поделки и сувениры

4-й ребёнок. Ну, очень красивы!

Воспитатель: Добро пожаловать!

(также проходят за столы и начинают изготовление поделок из деревянных прищепок и изготовление пасхальных яиц).

Воспитатель: (обращаясь к гостям). В народе говорят, если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя. А про мастера, который никакой работы не боится и все умеет, говорят: «Мастер золотые руки». Давайте полюбуемся работой наших умельцев.

(подходит к столу, где расписывают деревянную посуду).

Как только человек научился делать посуду, он начал ее украшать. Так родилась роспись на посуде. Художественное оформление посуды было присуще всем народам во все века. Знакомство с различными видами росписи, овладение техникой способствует приобщению детей к народной культуре, к декоративно–прикладному искусству России.

(подходит к столу, где расписывают стеклянную посуду).

Стеклянная посуда прочно вошла в наш быт. Яркая, красивая она радует глаз и сердце. Роспись стеклянной посуды особенно развивает воображение, ведь главное условие – узор не должен повторяться!

(подходит к столу, где лепят из соленого теста).

В последнее время особой популярностью пользуется лепка из соленого теста. Чрезвычайно увлекательное занятие для дошкольников. Развивает не только художественно – творческие способности детей, но и что очень важно – мелкую моторику.

(подходит к столу, где делают сувениры из прищепок).

Превращать обычные вещи в необычные могут только настоящие таланты. В своей работе мы используем пряжу, ленточки, пуговицы, одноразовые стаканчики и даже обыкновенные деревянные прищепки. Работа с прищепками требует аккуратности, развивает мышление, так как приходится целое делить на части и из частей составлять целое.

(подходит к столу, где происходит изготовление пасхальных яиц).

Мы знаем и любим народные праздники. К каждому празднику мы тщательно готовимся. Особенно почитаем Пасху. Изготовление пасхальных яиц процесс трудоемкий, требующий внимания, усидчивости и терпения.

Для любого мастера важны точность и уверенность движений рук. Уважаемые мастера, предлагаю сделать гимнастику для рук.

Пальчиковая гимнастика.

«Репка»

На пенечке я сижу, мелки колышки тешу.
(указательным пальцем одной руки как бы строгают указательный палец другой).
Огород горожу.
(передвигая кулак одной руки по дуге перед собой, кулаком другой руки стучат по нему – 4 раза).
Белу репоньку сажу.
(ладонь одной руки сложить чашечкой, другой рукой «брать семена из чашечки» и сажать их – 4 раза).
Репка – репонька, расти крепонька.
(хлопают в ладоши)
Ни мала
(ладони смотрят вниз)
Не велика
(ладони смотрят вверх)
Аппетитна и кругла!
(руки протянуть вперед, сцепить, показать круглую репку)

Пальчиковая гимнастика.

«Мои руки».

Мои руки – это волны,
Ветер гонит их вперед. (Изображает руками волну.)
Мои руки – крылья чаек (Взмахивают плавно руками. )
Небо их к себе зовет. (Поднимают руки перед собой вверх.)
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда –сюда. (Кончики пальцев обеих рук соединяют, делают плавные движения то в одну сторону, то в другую).
Мои руки – это крабы.
Разбежались кто куда. (Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают.)

(дети садятся и продолжают работу; воспитатель ходит от одного столика к другому и задает вопросы).

Воспитатель:

Как называется эта чудная роспись на вашей посуде?

(Это хохломская роспись)

А почему она называется хохломской?

(так расписывали посуду в селе Хохлома. А научили жителей села мастера рукописных книг, которые туда пришли.)

Спасибо, продолжайте работу.

Очень красиво. Вы готовите какой–то особый состав для росписи стеклянной посуды? (мы смешиваем гуашь с клеем ПВА). А зачем?

(чтобы краска крепко держалась на стекле). Спасибо.

Вы могли бы рассказать рецепт приготовления соленого теста? (1 стакан муки, 1 стакан соли и пол стакана холодной воды). А что можно слепить из соленого теста? Спасибо.

Расскажите, пожалуйста, какой нужен материал для изготовления таких симпатичных сувениров? (картон, самоклеющаяся бумага, деревянные прищепки, двойной скотч или клей, бусинки, нитки). Спасибо и вам.

К какому празднику вы готовите эти необыкновенные яйца? (к празднику Пасха). Как вы делали пасхальные яички из бисера? (на длинную нитку надевали бусинки, а потом яйцо обмазывали клеем и нитку с бисером наматывали на яичко). Спасибо.

Уважаемые гости, вы можете подойти к столам и полюбоваться работой наших юных мастеров, задать им вопросы. (негромко звучит русская народная мелодия, гости проходят в зал, смотрят работу детей, задают детям вопросы).

В моем городе мастеров есть правило: делу время – потехе час! Приглашаю вас, ребята, поиграть в русскую народную игру «Заря – заряница».

Ребята, возьмите свои работы и положите их на этот столик. Полюбуйтесь своими работами. Какие труды – такие и плоды. Спасибо вам за помощь, и я надеюсь, вы всегда будете помнить наш Город Мастеров.