Цель:
- воспитывать любовь и уважение к народной культуре и традициям, к устному народному творчеству;
- развивать технические навыки, художественный вкус, творческую самостоятельность.
Предварительная работа:
- Знакомство с народными промыслами России.
- Знакомство с календарно – обрядовыми праздниками.
- Знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
- Проведение практических занятий.
- Организация выставок детского творчества.
Использованный материал:
- гуашь,
- кисточки №2 и №4,
- тряпочки,
- стаканчики для воды;
- соленое тесто;
- лопатки - заготовки для росписи;
- клей ПВА,
- различная стеклянная посуда для росписи;
- деревянные прищепки,
- картон,
- самоклеющаяся бумага,
- двойной скотч;
- пряжа различных цветов,
- ножницы,
- заготовки яиц (из куриного яйца выдуть содержимое, промыть, высушить).
Практическое занятие.
В музыкальном зале оформлена выставка детских работ. В зале сидят приглашённые гости.
Звучит русская народная мелодия, в музыкальный зал входят воспитатель с детьми в русских народных костюмах, идут змейкой, выстраиваются в круг. Русский народный хоровод «Травушка – муравушка». Дети за воспитателем проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: День добрый, гости дорогие! Как в погожий день гости съехались, в весенний день, самый сказочный, как трудились здесь все на славу–то, сколько радости нам доставили. Вот идет молва о нашем городе, о великих наших мастерах – подивитесь –ка на них, люди добрые! (указывает на детей).
(тихо звучит русская народная мелодия).
Сегодня в моем Городе Мастеров встретятся народные умельцы, которые не только хранят традиции, но и приумножают их!
(со стульчиков встают 4 ребенка, подходят, кланяются)
1-й ребёнок. Здравствуй, хозяйка чудесного Города Мастеров!
2-й ребёнок. Мы пришли к тебе в гости!
3-й ребёнок. На людей посмотреть
4-й ребёнок Да себя показать!
Воспитатель: А на что вы годитесь?
1-й ребёнок. Распишем посуду: и чашку, и блюдо.
2-й ребёнок. Узором красивым украсим на диво!
Воспитатель: Милости прошу, проходите!
(дети проходят за приготовленные столы и начинают роспись деревянной посуды хохломскими узорами и роспись стеклянной посуды)
Подходят еще 2 ребенка, кланяются.
1-й ребёнок. Мир дому твоему, хозяйка!
2-й ребёнок. Прослышали мы, что собираешь ты всех умельцев.
Воспитатель: А на что вы годитесь?
1-й ребёнок.
Кто – то дружит с глиной.
Кто –то с пластилином,
2-й ребёнок.
А мы с подружкой вместе
Лепим все из теста.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста.
(дети идут за столы и начинают лепить из солёного теста цветы и фрукты для корзины). Подходят еще 4 ребенка, кланяются.
1-й ребёнок. Здравствуй, хозяйка!
2-й ребёнок. И нас принимай –ка!
Воспитатель: А на что вы сгодитесь?
3-й ребёнок. Наши поделки и сувениры
4-й ребёнок. Ну, очень красивы!
Воспитатель: Добро пожаловать!
(также проходят за столы и начинают изготовление поделок из деревянных прищепок и изготовление пасхальных яиц).
Воспитатель: (обращаясь к гостям). В народе говорят, если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя. А про мастера, который никакой работы не боится и все умеет, говорят: «Мастер золотые руки». Давайте полюбуемся работой наших умельцев.
(подходит к столу, где расписывают деревянную посуду).
Как только человек научился делать посуду, он начал ее украшать. Так родилась роспись на посуде. Художественное оформление посуды было присуще всем народам во все века. Знакомство с различными видами росписи, овладение техникой способствует приобщению детей к народной культуре, к декоративно–прикладному искусству России.
(подходит к столу, где расписывают стеклянную посуду).
Стеклянная посуда прочно вошла в наш быт. Яркая, красивая она радует глаз и сердце. Роспись стеклянной посуды особенно развивает воображение, ведь главное условие – узор не должен повторяться!
(подходит к столу, где лепят из соленого теста).
В последнее время особой популярностью пользуется лепка из соленого теста. Чрезвычайно увлекательное занятие для дошкольников. Развивает не только художественно – творческие способности детей, но и что очень важно – мелкую моторику.
(подходит к столу, где делают сувениры из прищепок).
Превращать обычные вещи в необычные могут только настоящие таланты. В своей работе мы используем пряжу, ленточки, пуговицы, одноразовые стаканчики и даже обыкновенные деревянные прищепки. Работа с прищепками требует аккуратности, развивает мышление, так как приходится целое делить на части и из частей составлять целое.
(подходит к столу, где происходит изготовление пасхальных яиц).
Мы знаем и любим народные праздники. К каждому празднику мы тщательно готовимся. Особенно почитаем Пасху. Изготовление пасхальных яиц процесс трудоемкий, требующий внимания, усидчивости и терпения.
Для любого мастера важны точность и уверенность движений рук. Уважаемые мастера, предлагаю сделать гимнастику для рук.
Пальчиковая гимнастика.
«Репка»
На пенечке я сижу, мелки колышки тешу.
(указательным пальцем одной руки как бы строгают указательный палец другой).
Огород горожу.
(передвигая кулак одной руки по дуге перед собой, кулаком другой руки стучат по нему – 4 раза).
Белу репоньку сажу.
(ладонь одной руки сложить чашечкой, другой рукой «брать семена из чашечки» и сажать их – 4 раза).
Репка – репонька, расти крепонька.
(хлопают в ладоши)
Ни мала
(ладони смотрят вниз)
Не велика
(ладони смотрят вверх)
Аппетитна и кругла!
(руки протянуть вперед, сцепить, показать круглую репку)
Пальчиковая гимнастика.
«Мои руки».
Мои руки – это волны,
Ветер гонит их вперед. (Изображает руками волну.)
Мои руки – крылья чаек (Взмахивают плавно руками. )
Небо их к себе зовет. (Поднимают руки перед собой вверх.)
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда –сюда. (Кончики пальцев обеих рук соединяют, делают плавные движения то в одну сторону, то в другую).
Мои руки – это крабы.
Разбежались кто куда. (Руки перед собой, пальцы расправляют, опускают вниз, немного сгибают, пошевеливают.)
(дети садятся и продолжают работу; воспитатель ходит от одного столика к другому и задает вопросы).
Воспитатель:
Как называется эта чудная роспись на вашей посуде?
(Это хохломская роспись)
А почему она называется хохломской?
(так расписывали посуду в селе Хохлома. А научили жителей села мастера рукописных книг, которые туда пришли.)
Спасибо, продолжайте работу.
Очень красиво. Вы готовите какой–то особый состав для росписи стеклянной посуды? (мы смешиваем гуашь с клеем ПВА). А зачем?
(чтобы краска крепко держалась на стекле). Спасибо.
Вы могли бы рассказать рецепт приготовления соленого теста? (1 стакан муки, 1 стакан соли и пол стакана холодной воды). А что можно слепить из соленого теста? Спасибо.
Расскажите, пожалуйста, какой нужен материал для изготовления таких симпатичных сувениров? (картон, самоклеющаяся бумага, деревянные прищепки, двойной скотч или клей, бусинки, нитки). Спасибо и вам.
К какому празднику вы готовите эти необыкновенные яйца? (к празднику Пасха). Как вы делали пасхальные яички из бисера? (на длинную нитку надевали бусинки, а потом яйцо обмазывали клеем и нитку с бисером наматывали на яичко). Спасибо.
Уважаемые гости, вы можете подойти к столам и полюбоваться работой наших юных мастеров, задать им вопросы. (негромко звучит русская народная мелодия, гости проходят в зал, смотрят работу детей, задают детям вопросы).
В моем городе мастеров есть правило: делу время – потехе час! Приглашаю вас, ребята, поиграть в русскую народную игру «Заря – заряница».
Ребята, возьмите свои работы и положите их на этот столик. Полюбуйтесь своими работами. Какие труды – такие и плоды. Спасибо вам за помощь, и я надеюсь, вы всегда будете помнить наш Город Мастеров.