Цель урока: формирование у учащихся приемов сознательного анализа формы изображенного предмета и приемы выделения его конструктивных элементов.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, учебные таблицы, чертежные инструменты;
для учащихся: чертежные инструменты, цветные карандаши, калька.
План урока:
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала
- Объяснение нового материала
- Выполнение практических заданий
- Итог урока, домашнее задание
Ход урока.
1. Орг. момент
Слайд 1. (Приложение 1)
Тема нашего урока «Проекции точек на поверхности предмета».
(Открыть рабочие тетради и записать тему)
Слайд 2.
Для того чтобы по заданной проекции точки достроить недостающие (а в заданиях всегда одна проекция точки будет задана), необходимо:
- Получить представление о геометрической форме детали.
- Установить, какому элементу поверхности принадлежит точка.
- Определить проекции элемента поверхности.
- С помощью линий связи построить проекции точки.
(Давайте запишем это в тетрадях)
2. Повторение пройденного материала.
Рассмотрим эти пункты и повторим тот материал, который мы с вами изучили.
Получить представление о геометрической форме детали.
- Какую геометрическую форму могут иметь детали?
(Детали имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетание.) - Какие геометрические тела вы знаете? Что является проекциями геометрических тел?
(Призма, пирамида, конус, цилиндр, шар. Проекции геометрических тел: призма – 2 прямоугольника, фигура, лежащая в основании; пирамида – 2 треугольника, фигура, лежащая в основании; конус – 2 треугольника, круг; цилиндр – 2 прямоугольника, круг – круги).
Установить, какому элементу поверхности принадлежит точка. - Точка, лежащая на поверхности предмета, принадлежит какому – либо элементу предмета. Какие элементы вы можете назвать?
(Вершины, ребра, грани, кривые поверхности.)
Слайд №3, 4
Определить проекции элемента поверхности.
- Как проецируются элементы предмета, повторим на доске, и на партах у вас лежит план урока с аналогичными заданиями.
(Учащиеся отвечают устно)
3. Объяснение нового материала
Итак, первые три пункта алгоритма (Слайд №2) мы знаем, а сейчас, разберем последний пункт «Построить с помощью линий связи и постоянной прямой проекции точек».
Слайд № 5
Геометрическое тело – шестиугольная пирамида. Точка А лежит на ребре и задана фронтальной проекцией точки. Необходимо построить горизонтальную и профильную проекции точки А. На проекциях пирамиды находим проекции ребра, на котором расположена заданная точка. С помощью линий связи и постоянной прямой (прямая, расположенная правее от вида сверху под углом 45 градусов) строим недостающие проекции.
Мы рассмотрели вариант, когда точка на ребре, ребро может проецироваться либо в отрезок, либо в точку. А если точка принадлежит грани предмета?
Слайд № 6
Рассмотрим точку А принадлежащую одной из граней предмета. Она также задана фронтальной проекцией. Необходимо найти проекции грани и в первую очередь ту, где грань проецируется в отрезок.
4. Выполнение практических заданий
(Проекции точек В и С строят ученики).
Следующее задание выполняется из учебника на кальке. Задания на рисунках 94, 96, 97 страницы 76-77.
Слайд № 7,8
Задания на доске дополнительные для учащихся, выполнивших упражнения из учебника.
5. Итог урока.
Повторим, что нужно знать для построения проекций точек.