Цель: познакомить учащихся с поэзией А.С. Пушкина об осени.
Задачи: развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; формировать навык беглого, осознанного выразительного чтения; развивать творческое воображение, речь; воспитывать любовь к поэзии, к природе, интерес к творчеству великого русского поэта.
Оборудование: компьютерная презентация – Приложение 1, иллюстрации осени; портреты Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, графические модели эмоций и чувств; альбомные листы, цветные карандаши; разноцветные осенние листочки; музыкальная композиция на тему «Осень».
Ход урока
I. Мобилизующий этап
Урок начинается с психологического настроя и речевой разминки.
На доске три рожицы – настроения: радость, удивление, грусть
– Какое настроение выражает каждая рожица? Какое настроение выберем на урок?
– Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.
1. У. Подготовимся к чтению, используя слоговые таблицы и слоговые треугольники. Произнесите согласные звуки с любым из выбранных вами гласным звуком (Слайд 2)
п р т в с д л ч к н б г ц ф м з х
2. У. Теперь сконцентрируйте внимание на точке в центре треугольника и прочитайте слоги (Слайд 3)
II. Формирование учащимися темы и целей урока
У. Попробуйте расшифровать, что здесь записано, читая только те буквы, которые есть в русском алфавите.
Q | L | О | N | С | S | W | Е | V | F | Н | Ь |
(Слайд 4)
Дети читают слово осень.
У. А теперь вспомните, кому из перечисленных авторов принадлежат строки:
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»
- Лев Николаевич Толстой
- Сергей Александрович Есенин
- Александр Сергеевич Пушкин
- Иван Андреевич Крылов
(Слайды 5-6)
У. Пользуясь ответами на эти два задания, сформулируйте тему нашего урока. (Осень в творчестве А.С. Пушкина) (Слайд 7)
У. Зная тему урока и пользуясь опорными словами, поставьте его цель и задачи.
- Познакомиться …(с биографией поэта и его произведениями об осени)
- Проанализировать … (новые произведения)
- Учиться … (грамотно и выразительно читать)
(Слайд 8)
III. Подготовительная работа
Показываются портреты Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова
У. Под какой цифрой портрет А.С. Пушкина?
Лишние портреты убираются.
У. Поговорим о его и жизни и творчестве. Сегодня у меня несколько помощников. Они будут знакомить вас с биографией поэта, а вы будете мысленно составлять план их рассказа.
(Ученики по частям рассказывают заранее подготовленное домашнее задание, а все остальные дети слушают и составляют план их рассказа).
У. Давайте проверим, как вы составили план. (Дети предлагают свои пункты плана).
У. Можно ли отнести к услышанному следующие пословицы? Обоснуйте ответ.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Люби дело – мастером будешь.
(Слайд 9)
У. Кроме всего того, что вы услышали, юный поэт был необычайно проницателен. Он любил природу и наблюдал за теми изменениями, которые в ней происходят. Он любовался всеми временами года, в том числе и осенью. Да и как ею не любоваться? Согласитесь, что это волшебное время года. Она радует буйством золотого наряда, с одной стороны, и наполняет сердце какой-то щемящей грустью, с другой. Пустеют поля, нивы, недавно шумевшие спелым колосом. Всё реже птичье щебетанье, печально раздаются в небе крики проплывающих караванов перелётных птиц. Голыми и прозрачными становятся сады и леса. Всё чаще нависают тяжёлые, свинцовые тучи, идёт дождь. Холодные ветры, словно дыхание северной стороны, несут первый снег, первые морозы. Изображению осени посвящено очень много произведений живописи и литературы. Но никому не удалось так ярко нарисовать картину осенней поры, как нашему великому русскому поэту и драматургу Александру Сергеевичу Пушкину.
IV. Первичное восприятие нового
- Чтение отрывка из поэмы «Евгений Онегин» и отрывка из поэмы «Цыганы».
- Словарная работа (Дети находят непонятные слова из текста и подбирают к ним синонимы
блистало тень оголялась сень сверкало переливалось обнажалась
(Слайд 10)
V. Музыкальная физминутка
VI. Анализ произведений
У. Что общего в двух отрывках?
О каких приметах осени упоминает автор? Что по словам поэта несёт осень? Ответьте строчками поэмы.
Почему «людям скучно» и «людям горе»?
Какое настроение вызывают у вас эти строки? Выразите своё настроение с помощью графических моделей эмоций.
Задайте свои вопросы к прочитанному.
VII. Повторное восприятие
Работа над выразительностью чтения. (Дети учатся читать отрывки выразительно и эмоционально).
VIII. Творческая работа
- У. Какие картины представили, когда читали отрывки? Попробуйте изобразить то, что вы увидели, в своём маленьком рисунке. И пусть этот рисунок наполнит ваши сердца любовью к природе, любовью к поэзии, словом, ко всему прекрасному, что нас окружает.
Художественная работа учащихся под музыкальное сопровождение. - У. Из набора слов, которые вы видите на слайде, соберите пословицу.
Дети собирают пословицу: «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, кружит, мутит, и рвёт, и льёт и снизу метёт»
(Слайд 11)осеннее семь В ненастье погод во дворе кружит сеет мутит веет и снизу метёт и рвёт и льёт
У. Объясните, почему так говорят.
IX. Итог урока. Домашнее задание.
1. У. Подведём итог нашему уроку.
Что вы узнали нового?
Какой был урок? Чем он запомнился?
2. На доске ствол дерева без листвы.
Когда бывают такие деревья? (зимою)
Давайте оденем дерево: если настроение отличное, вы довольны своей работой, и урок понравился – красный листочек, не очень – желтый цвет, не понравилось, и настроение плохое – зелёный.
Какое дерево получилось? (преобладание желто-красной листвы создаёт ещё один образ осенней картины)
3. У. Какое задание вы хотите выполнить дома?
Дети выбирают задания (Слайд 12)
- Научиться читать произведения А.С. Пушкина выразительно.
- Выучить наизусть понравившийся отрывок.
- Выучить наизусть любое другое стихотворение А.С. Пушкина.
- Подготовить сообщение о поэте по ранее намеченному плану.