Цель урока:
- учить распознавать признаки, отличающие культурные растения от дикорастущих;
- расширить знания учащихся о культурных растениях нашего края;
- выявить части культурных растений, которые человек использует в пищу.
Оборудование:
- учебник,
- хрестоматия,
- дополнительная тетрадь по окружающему миру,
- презентации докладов учащихся,
- картинки растений,
- новогодняя елочка.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
-Сегодня мы проводим 5-е заседание нашего клуба, на котором рассмотрим следующий вопрос.
(На доске вопрос: Какие части растений используют люди?)
Мотивация. Приближается Новый год. Мы постараемся за урок нарядить елочку необычными игрушками-оценками.
2. Проверка домашнего задания.
-Для чего люди выращивают культурные растения? Задания даны по вариантам.
1-й вариант.
Компьютерная презентация своего ответа.
1-й ученик - лекарственные растения.
2-й ученик - овощные растения.
В нашей стране произрастает до 70 видов овощей. Некоторые овощи были завезены к нам с других континентов, главным образом из Америки. Но овощи не только полезная еда, а еще и нужные нам лекарства и витамины. О том , что овощи обладают лечебными свойствами известно из летописи. Так солдата Александра Македонского отправляли в поход с амулетом- головкой лука, шелухой которого очищали воду. Воины перед походом употребляли листья огуречной травы- для возбуждения храбрости. В Древнем Египте предупреждали и даже лечили рак соком красной свеклы. Капуста в Древней Греции служила символом трезвости. Великий медик Авиценна высоко ценил лечебные свойства тыквы. За тысячу лет до н.э. бобы возделывали в Палестине и считали самой полезной и здоровой пищей. Овощи необходимы организму каждый день во все времена года.
3-й ученик - декаративные растения.
Они прекраснее всего,
Что нам дает природа на земле:
То- дар ее бесценный,
Для всех искусств цветок-
Образчик неизменный.
Жак Делиль.
Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тысячелетиям до н. э., по археологическом данным , начиная с глубокой древности люди, использовали цветы для украшения храмов и дворцов. Найдены вазы для цветов, относящиеся еще к бронзовому веку.
Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в г. Уре до н.э., задолго до знаменитых вавилонских.
В описаниях древних танцев и обрядов упоминается роза. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили и маленький венок из полевых цветков.
В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определенных растений.
Уже тогда люди привозили из дальних краев не только драгоценные пряности и благовония, но и цветочные растения Так путешествовали роза, лилия, тюльпан, пион. Огромный поток новых декоративных растений хлынул к нам в Европу. Из Центральной Америки появились бархатцы, настурция, из Китая –астры. Цветочные растения получили самое широкое распространение, выращивали их повсюду:от дворцовых парадных парков до огромных садов горожан. В России уже с15 века были известны частные сады, принадлежащие знати. В Москве были знамениты сады в селе Кудрино, на Воронцовском поле, Бутовский, Крутицкий.
Декоративные растения – это растения, служащие для украшения. Они делятся на две группы:комнатные и садовые.
2-й вариант.
Доклады-сообщения.
1-й ученик - зерновые растения.
2-й ученик - бобовые и масличные растения.
Бобовые - одно из крупнейших семейств цветковых растений, насчитывающее около 18 тыс. видов. Распространены они почти по всей суше земного шара.
Бобовые- продукт уникальный. Они вкусны, питательны и чрезвычайно полезны. Среди бобовых много пищевых культур мирового значения. К их числу относятся соя, фасоль, чечевица, маш, нут, арахис, горох, конские бобы. Все эти полезные растения человек выращивает уже много веков. Пищевая ценность бобовых определяется очень высоким содержанием в их семенах белка, крахмала и жиров. Так, в семенах гороха 27% белка, у чечевицы-до 32%, а в семенах арахиса до 37% белка и до 60% масла.
Масличные растения это группа растений ботанических семейств, содержащих в семенах или плодах жирные масла. Различают масличные растения: подсолнечник, горчица, клещевина, лен-кудряш, кунжут, мак-масличный, маслина и др. и растения комплексного использования: прядильно- масличные (хлопчатник, лен-долгунец, конопля), зернобобовые масличные (соя, арахис) Масла масличных растений идут не только в пищу, но и для приготовления консервов, кондитерских изделий, маргарина. Прекрасное столовое масло дает маслина. Масличные масла используют в лакокрасочной, мыловаренной, текстильной, кожевенной, парфюмерной и медицинской промышленности. Масла конопли льна используют для приготовления олифы, лаков, красок. Растительные масла получают на масло-перерабатывающих предприятиях.
3-й ученик - плодовые растения.
Плодовые растения - это такие растения, плод у которых развивается из завязи и содержит одно или несколько семян.Изучением плодовых растений, приносящих съедобные плоды, занимаются такие отрасли, как плодоводство, ягодоводство, виноградарство и огородничество. Плоды являются высокоценными продуктами питания и сырьем для промышленности. Плодовые растения могут произрастать в лесах в диком виде и специально выращиваться в садах и огородах.
3-й вариант.
Дополнить схему из учебника “Культурные растения” своими примерами.
Страница 91.Загадать загадки о культурных растениях.
3. Закрепление изученного . Игра “Найди свой дом”.
На доске домики с названиями культурных растений. На столе картинки разных растений. Посели растение в свой домик. Например, огурец в домик овощных растений, пшеницу- зерновых и т. д.
Дополнительный материал.
Показ хлопка и льна. Картина “Музей льна”. Краткое сообщение ученика о данных растениях.
Вывод: Для чего же люди выращивают культурные растения?
4. Новая тема.
-Какой вопрос задал нам председатель нашего клуба Костя Погодин? Но чтобы ответить на него, мы познакомимся с его докладом.
Учебник, стр. 92-93.
-Понравился ли вам доклад Кости?
-О чем, по- вашему, он говорил?
-Какую часть используют люди у данных растений?
На доске картинки картофеля, помидора, свеклы, капусты, сливы, ржи и т. д.
-Чем отличается плод от корнеплода?
-Расположи остальные картинки к данным словам:
- клубни-
- плоды-
- корнеплоды-
- листья-
- семена-
Дополнительный материал. Хрестоматия .
Рассказ о картофеле.
Почему у чеснока зубков много? Страница 54-55.
Загадки.
Не корень, а в земле
Не хлеб, а на столе
И к пище приправа,
И на болезни управа. (Чеснок)
Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а …….(лук).
Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках. (Горох)
Я полезней всех на свете,
Ешьте больше меня, дети,
Ты копай меня, Антошка,
А зовут меня…….(картошка)
Есть нота “фа”,
Есть нота “соль”,
А есть растение ……(фасоль).
5. Самостоятельная работа по вариантам.
1-й вариант .
Название культуры | Что используем |
Картофель Огурец Редис Капуста Лук Свекла Арбуз Яблоня виноград Бобы Фасоль Овес Горох. |
2-й вариант.
-Какие культурные растения человек использует
в пищу | для корма животным | для изготовления масла |
Итог урока.
-Смогли мы ответить на вопрос Кости Погодина?
Сценка из сказки “Вершки и корешки”.
Домашнее задание.
Задание в дополнительной тетради, страница 36-38.Хрестоматия, стр.146.Составить презентацию доклада по компьютеру на тему: “Гречиха и горчица. Что это?”.
Мотивация.
-В течение урока многие из вас получили оценки за работу на уроке. Украсьте нашу елочку ими.