Урок-соревнование по теме "Алгоритмы". Информатика

Разделы: Математика, Информатика


Новое – это хорошо забытое старое

На педагогических выступлениях, конкурсах, конференциях одним из критериев оценивания работы является новизна. Как следствие, учитель старается привнести в свои разработки что-то необычное, как говорится, «доселе невиданное». Я же хочу предложить разработку урока в старых добрых традициях. Когда я еще начинала свою педагогическую деятельность, в нашей школе работал учитель – новатор, физик, Миронова Любовь Николаевна. Одной из используемых разработок этого учителя была игра «Напиток здоровья», вызывавшая живой интерес у учащихся. Суть этой игры в следующем: организовывались командные соревнования между классами по параллелям. Каждый класс параллели выставлял свою команду и выбирал капитана. Команды получали задания и выполняя их, двигались от одного пункта к другому, добираясь до конечного, где их ожидал заслуженный приз. Обычно это был напиток здоровья в виде стакана молока. Каждое задание нужно было выполнить так, чтобы получить правильный пароль. Только в этом случае можно было найти, где находится следующий конверт и получить его. Конверты с заданиями заранее распределялись между учителями и находились в разных кабинетах.

Два года назад я решила использовать данную разработку на уроках информатики и в качестве урока-соревнования, и в качестве внеклассного мероприятия (игры). Уроки разработаны для 4 классов по теме «Алгоритмы». Один из них я и хочу представить на ваш суд. Так как завершение темы приходится на конец второй четверти, то хочется немного «разрядить» обстановку, связанную с усталостью детей.

Предварительно делю класс на команды (групп получается 2-3), каждая группа выбирает себе капитана. С капитанами провожу подготовительное занятие, оно не занимает много времени.

Цели и задачи урока:

  1. Повторение и обобщение пройденной темы.
  2. Закрепление полученных знаний.
  3. Развитие алгоритмического мышления.
  4. Формирование навыков мыслительных операций.

Ход урока

Обычно начинаю урок на фоне демонстрации мультфильма «Тайна третьей планеты» (идет фрагмент без звука, сопровождается мелодией). Вспоминаем, зачем профессор и Алиса отправились в путешествие. Найдется хотя бы один ученик, который поведает, что целью их экспедиции было собрать необычных животных с других планет для московского зоопарка. Я предлагаю проделать примерно такой же путь, только с более скромными целями. Но прежде чем отправиться в путешествие, немного соберемся и настроимся, а заодно получим дополнительные очки.

1-й этап. Разминка.

Ребятам предлагается сформулировать пословицы или поговорки по алгоритмам. Заготовки проецируются на экран (см. Рис. 1-4). Каждая команда обсуждает и записывает ответы на бланке ответов. Количество очков равно количеству правильных ответов.

Например:

Рис. 1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Ответы:

Пройти огонь, воду и медные трубы (Рис.1).

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (Рис.2).

Куй железо, пока горячо (Рис.3).

Скупой платит дважды (Рис.4).

2-й этап. Капитаны получают конверты с первым заданием для команды. Выполняя первое задание, команда узнает, на какую планету им предстоит путешествие (Приложение1, приложение4). Название этой планеты и будет являться словом-паролем. Узнав свой пароль и введя в компьютер (Приложение5, приложение6 на СD/RW), ребята узнают, где можно взять следующее задание (все задания упаковываются в конверты и заранее прячутся в кабинете). Передвижение команд по этапам параллельно фиксируется на доске или на экране.

3-й этап. Выполнив 2 задание (Приложение2), команда узнает номер вынужденной остановки и получает следующий конверт.

4-й этап. И, наконец, задание №3 (Приложение3), выполнив которое экипажи должны вернуться на Землю и получить приз.

5-й этап. Поздравляем победителей, если таковые имеются. Обсуждаем результаты. Получаем первую оценку «за волю к победе». Традиционно, команда, пришедшая первой к финишу, получает «5», второй «4». Вторую оценку сообщаю на следующий урок, просмотрев работы и оценив степень участия каждого. Дополнительные очки учитываются при выведении второй оценки.

6-й этап. провожу, если по каким-то причинам осталось время. Ребятам предлагаются дополнительные задания. Например, записать пословицы и поговорки в форме алгоритма. Задание трудное, но ребята все равно пытаются сделать.

Замечания. Если класс не готов к групповой работе, то такой урок можно провести в виде «вихря задач», когда каждый работает только для себя.

На базе этого же материала проводила игру, как внеклассное мероприятие. Игра проводится на переменах. Условие только одно: не выполнять задания на уроках. Если задание забрали во время любого урока, то команда лишается права продолжать игру. Все три варианта опробованы и хорошо принимаются детьми.

Ответы к заданиям:

 

 

1

2

3

4

5

6

Команда1

Этап2

Этап3

Этап4

АЛ

22

21

ГО

Р

И

Т

М

Команда2

Этап2

Этап3

Этап4

В

23

27

Е

ЛИ

ЧИ

Н

А

Литература:

  1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 3 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, 1 часть. М: ООО «Баласс», 2008, 56 с.
  2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 4 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, 1 часть. М: ООО «Баласс», 2008, 56 с.
  3. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М: Творческий центр, 2006, 240 с.