Новое – это хорошо забытое старое
На педагогических выступлениях, конкурсах, конференциях одним из критериев оценивания работы является новизна. Как следствие, учитель старается привнести в свои разработки что-то необычное, как говорится, «доселе невиданное». Я же хочу предложить разработку урока в старых добрых традициях. Когда я еще начинала свою педагогическую деятельность, в нашей школе работал учитель – новатор, физик, Миронова Любовь Николаевна. Одной из используемых разработок этого учителя была игра «Напиток здоровья», вызывавшая живой интерес у учащихся. Суть этой игры в следующем: организовывались командные соревнования между классами по параллелям. Каждый класс параллели выставлял свою команду и выбирал капитана. Команды получали задания и выполняя их, двигались от одного пункта к другому, добираясь до конечного, где их ожидал заслуженный приз. Обычно это был напиток здоровья в виде стакана молока. Каждое задание нужно было выполнить так, чтобы получить правильный пароль. Только в этом случае можно было найти, где находится следующий конверт и получить его. Конверты с заданиями заранее распределялись между учителями и находились в разных кабинетах.
Два года назад я решила использовать данную разработку на уроках информатики и в качестве урока-соревнования, и в качестве внеклассного мероприятия (игры). Уроки разработаны для 4 классов по теме «Алгоритмы». Один из них я и хочу представить на ваш суд. Так как завершение темы приходится на конец второй четверти, то хочется немного «разрядить» обстановку, связанную с усталостью детей.
Предварительно делю класс на команды (групп получается 2-3), каждая группа выбирает себе капитана. С капитанами провожу подготовительное занятие, оно не занимает много времени.
Цели и задачи урока:
- Повторение и обобщение пройденной темы.
- Закрепление полученных знаний.
- Развитие алгоритмического мышления.
- Формирование навыков мыслительных операций.
Ход урока
Обычно начинаю урок на фоне демонстрации мультфильма «Тайна третьей планеты» (идет фрагмент без звука, сопровождается мелодией). Вспоминаем, зачем профессор и Алиса отправились в путешествие. Найдется хотя бы один ученик, который поведает, что целью их экспедиции было собрать необычных животных с других планет для московского зоопарка. Я предлагаю проделать примерно такой же путь, только с более скромными целями. Но прежде чем отправиться в путешествие, немного соберемся и настроимся, а заодно получим дополнительные очки.
1-й этап. Разминка.
Ребятам предлагается сформулировать пословицы или поговорки по алгоритмам. Заготовки проецируются на экран (см. Рис. 1-4). Каждая команда обсуждает и записывает ответы на бланке ответов. Количество очков равно количеству правильных ответов.
Например:
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Ответы:
Пройти огонь, воду и медные трубы (Рис.1).
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (Рис.2).
Куй железо, пока горячо (Рис.3).
Скупой платит дважды (Рис.4).
2-й этап. Капитаны получают конверты с первым заданием для команды. Выполняя первое задание, команда узнает, на какую планету им предстоит путешествие (Приложение1, приложение4). Название этой планеты и будет являться словом-паролем. Узнав свой пароль и введя в компьютер (Приложение5, приложение6 на СD/RW), ребята узнают, где можно взять следующее задание (все задания упаковываются в конверты и заранее прячутся в кабинете). Передвижение команд по этапам параллельно фиксируется на доске или на экране.
3-й этап. Выполнив 2 задание (Приложение2), команда узнает номер вынужденной остановки и получает следующий конверт.
4-й этап. И, наконец, задание №3 (Приложение3), выполнив которое экипажи должны вернуться на Землю и получить приз.
5-й этап. Поздравляем победителей, если таковые имеются. Обсуждаем результаты. Получаем первую оценку «за волю к победе». Традиционно, команда, пришедшая первой к финишу, получает «5», второй «4». Вторую оценку сообщаю на следующий урок, просмотрев работы и оценив степень участия каждого. Дополнительные очки учитываются при выведении второй оценки.
6-й этап. провожу, если по каким-то причинам осталось время. Ребятам предлагаются дополнительные задания. Например, записать пословицы и поговорки в форме алгоритма. Задание трудное, но ребята все равно пытаются сделать.
Замечания. Если класс не готов к групповой работе, то такой урок можно провести в виде «вихря задач», когда каждый работает только для себя.
На базе этого же материала проводила игру, как внеклассное мероприятие. Игра проводится на переменах. Условие только одно: не выполнять задания на уроках. Если задание забрали во время любого урока, то команда лишается права продолжать игру. Все три варианта опробованы и хорошо принимаются детьми.
Ответы к заданиям:
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Команда1 |
Этап2 Этап3 Этап4 |
АЛ 22 21 |
ГО |
Р |
И |
Т |
М |
Команда2 |
Этап2 Этап3 Этап4 |
В 23 27 |
Е |
ЛИ |
ЧИ |
Н |
А |
Литература:
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 3 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, 1 часть. М: ООО «Баласс», 2008, 56 с.
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах 4 класс. Учебник-тетрадь в 2-х частях, 1 часть. М: ООО «Баласс», 2008, 56 с.
- Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М: Творческий центр, 2006, 240 с.