Мы учим до тех пор, пока учимся сами

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


"У наших школ должны быть разные, а не конвейерные лица" (Е. Евтушенко). Действительно, если общество меняется, то разве имеет право школа оставаться на том же уровне? Поэтому мы говорим о позиции педагога-исследователя, так как педагогическая деятельность превращается в вариант исследовательской деятельности, в которую педагог вносит нечто новое, открытое в ходе процесса саморазвития.

А способности исследователя не появляются сами по себе, они формируются в деятельности. Таковой в гимназии является ОЭР как одно из направлений педагогической деятельности и необходимое условие роста профессионального мастерства. Тем самым педагогический коллектив МОУ "Гимназия "Квант" создаёт условия для качественной организации учебного процесса с учётом возрастных и психофизических особенностей детей, использования методических приёмов, связанных с развитием самостоятельности ребёнка, реализации его творческих возможностей.

Иногда удивляются. Вот отличный педагог, прекрасно учит и воспитывает. А рядом работают учителя, у которых далеко не все получается. Почему бы просто не перенять опыт? И все получится? Дело в том, что использование опыта - процесс творческий.

"Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки может существовать педагогика" писал П. П. Блонский (Курс педагогики, М., 1916 г., с. 4).

Учитель-исследователь характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования.

Мы убедились, что для внедрения педагогической идеи необходимо привлекать широкий круг учителей-предметников. Так в областном эксперименте по отработке механизма внедрения в образовательную практику учителей основной школы идей развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (приказ комитета образования области №495 от 22.12.98г.) приняло участие восемнадцать педагогов гимназии.

В течение ряда лет они исследовали формирование невербального интеллекта, рефлексивные умения учащихся и отслеживали уровень их развития (приложение 1). Суть эксперимента в решении педагогами триединой задачи по формированию у школьников учебной деятельности, основных компонентов теоретического мышления и подструктур невербального интеллекта. В ходе эксперимента педагогами

  • разработаны и составлены:
    • три авторские программы: программа курса "В мире геометрии" для 5-6 классов РО, программа факультативного курса "Развитие творческих способностей" (автор Голубинская Л.М.), программа факультатива по психологии "Психология межличностных отношений" (автор Карасева И.В.);
    • десять методических рекомендаций по предметам (русский, литература, математика, история) и диагностике уровня сформированности компонентов учебной деятельности;
    • пять комплектов дидактических материалов;
    • тематические, обучающие и итоговые контрольные работы;
  • откорректировано предметно-тематическое планирование по русскому языку, литературе, математике и истории для 5-6, 7-9 классов с учетом диагностики компонентов учебной деятельности и теоретического мышления;
  • каждым педагогом-экспериментатором спроектировано и проведено от 3 до 30 экспериментальных уроков разного типа с опорой на подструктуры мышления;
  • проанализированы учебные задания и проведен отбор их в соответствии с пятью подструктурами мышления;
  • дано около 100 открытых уроков, в том числе более 70 на уровне города, области, регионов, авторов учебников РО;
  • по теме ОЭР выступили около 70 раз (семинары, конференции, занятия педагогической мастерской);
  • проводились индивидуальные, групповые консультации для педагогов города, области, регионов;
  • организованы и проведены четыре научно-практические межрегиональные конференции; Школа Олимпийского Резерва для учащихся школ области и г. Набережные Челны; организованы три семинара для педагогов Нижнего Новгорода; три выездных семинара (города Старая Русса, Боровичи, Сольцы), семинары для учителей русского языка и литературы, завучей школ области и специалистов отделов народного образования и четыре встречи-семинара для педагогов Норвегии и Франции.

Заметен профессиональный рост педагогов, что отражает аттестация педагогических кадров. Все педагоги за период ОЭР многократно прошли курсы повышения квалификации, были активными слушателями научно-практического семинара (руководитель Каплунович И.Я., кандидат психологических наук). Как видим, проводимая работа позволила педагогическому коллективу длительно и целенаправленно работать над повышением своей квалификации и уровнем профессионализма. Она же способствовала решению проблемы улучшения качества знаний, стабильность "4" и "5" в этих классах от 65 до 93 процентов. Учащиеся были успешны в различного рода конкурсах, турнирах, олимпиадах, конференциях (от гимназического до международного уровня). Поэтому можно сказать, что опытно-экспериментальная работа проводилась не ради каких-то абстрактных результатов, а имеет вполне ощутимое влияние на изменение практики.

Констатируя, что исследовательская работа педагогов влияет на качество процесса обучения и соответственно повышает уровень образованности учащихся, мы отмечаем, что сегодня по-прежнему главная задача педагога - не заставить детей учиться, а научить их учиться, заинтересовать их предметом, пробудить желание к самому процессу обучения.

Для нашего образовательного учреждения эта проблема актуальна в связи с тем, что учащиеся, пришедшие в гимназию, отличаются друг от друга и по уровню знаний и по уровню интеллектуального развития. Кроме того, некоторые педагоги (коллектив обновился почти на 60%) недостаточно вооружены методами и средствами обучения в зонах вариативного, активного, потенциального развития и творческой самостоятельности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Г.А.Берулава, Ю.З.Гильбух, И.Я.Каплунович, И.А.Красоткина).

Учитель - связующее звено в цепи "наука - практика". Открытое наукой, учитель еще должен сделать своим. Сегодня нельзя работать в старой, привычной логике - наука сверху, практика - снизу; наука предлагает, практика принимает. Надо работать совместно.

А так как известно, что реализация концепции развивающего обучения, организация его в зоне ближайшего развития обеспечивают наиболее высокий интеллектуальный эффект, то в связи с этим возникла идея экспериментального моделирования управления процессом обучения школьников в зоне ближайшего развития (приложение 2).

Апробацию психолого-педагогической технологии адаптивного обучения школьников в зоне ближайшего развития, а также её конкретную методическую реализацию преследует проводимая нами сейчас опытно-экспериментальная работа на уровне области (приказ комитета образования области №35 от 11.03.08 г). И по сложившейся традиции в ней участвуют двадцать педагогов.

Объектом ОЭР является организация педагогического процесса в образовательном учреждении, а её предметом - влияние психолого-педагогической технологии адаптивного обучения в зоне ближайшего развития на содержание и структуру профессиональной деятельности педагогов и на результативность учебного процесса.

Гипотетически мы предположили, что совокупность следующих мер:

  • погружение самих педагогов ОУ в экспериментальную ситуацию адекватную процессу обучения в рамках этой технологии;
  • организация совместной деятельности педагогического коллектива по разработке методического обеспечения ОЭР;
  • создание и работа в творческих лабораториях, объединяющих педагогов, работающих не только в параллельных и "вертикальных" группах учащихся, но и с одним и с разными типами мышления;
  • постоянный лонгитюдный административный и психолого-педагогический контроль;
    • не только моральное, но и материальное стимулирование творчества педагогов, оцениваемое качеством апробированных инновационных методик;
    • обеспечат не декларацию, а конкретное качественное изменение содержания профессиональной деятельности педагогов и учебного процесса в целом.

Апробируемая психолого-педагогическая технология адаптивного обучения позволит измерить зону ближайшего развития, с учетом того, что она не одинакова, а индивидуальна для каждого. Далее планируется определение среднего значения зоны ближайшего развития педагогов и учащихся класса. Посредством этой деятельности удастся оценить эффективность экспериментальной технологии. При проведении опытно-экспериментальной работы будет учитываться и то, что зона ближайшего развития существенно зависит от индивидуальных особенностей мышления. В экспериментальном обучении мы будем сводить к минимуму и стараться избегать конструирования и проведения учебных занятий на уровне актуального развития.

Проведённый межрегиональный семинар по теме "Адаптивное обучение в зоне ближайшего развития" (приложение 3) показал, что, несмотря на небольшой срок участия в ОЭР, педагоги гимназии уже умеют при проведении уроков применить теоретические знания, полученные на ежемесячных семинарах, что методика "ключевого слова" активно используется на различных этапах урока. Ими дано : открытых уроков.

Кроме того, опираясь на теоретические положения апробируемой психолого-педагогической технологии адаптивного обучения в зоне ближайшего развития, учительница начальных классов гимназии Ильина М.Ю. провела конкурсный урок в номинации "Учитель года-2009" на уровне города и вышла во второй тур. А старшеклассники порадовали успешными выступлениями на городских и областных предметных олимпиадах, заняв призовые места или войдя в десятку лучших. Учитель биологии Волкова Е.А. и учитель литературы Киселёва Е.Л. отправили свои разработки уроков на Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 учебного года. Выпущен научно-методический сборник "Путь к успеху" (из опыта работы учителей МОУ "Гимназия "Квант" под редакцией Каплуновича И.Я., Голубинской Л.М. - Великий Новгород: МОУ ПКС "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов", 2008. - 92с.). Таковы первые результаты опытно- экспериментальной работы.

Рассматривая ребёнка как гармоничного во всех его проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических и помня, что хорошая учёба - залог успеха в дальнейшем, мы хотим видеть ребёнка успешным, радостным и счастливым.

Начиная с ситуации успеха на уроке, шагая вместе к новым открытиям, мы стремимся воспитать свободных, открытых, образованных людей, способных в будущем принимать правильные и объективные решения.

Бывая на наших уроках, некоторые коллеги и родители порой спрашивают: "Зачем вам всё это надо? Ведь это лишняя головная боль!" Ответ есть у В.В.Давыдова: "Если вы уже знаете, то почему сразу не сообщить что-то? Так поступают согласно традиционной теории. Если я, учитель, знаю, я и даю. Но в результате не происходит самого большого чуда - мышления школьника". Так вот, мы - за чудеса! За то, чтобы наши дети, отвечая на вопрос: "Зачем вы пришли сегодня на урок?", отвечали: "Чтобы стать счастливее!" А это ли не главное для нас?

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.