Обучение грамоте. Практическое пользование изученными буквами

Разделы: Начальная школа


Цели: Совершенствовать навык чтения. Развивать умения определять гласные и согласные; твёрдые и мягкие согласные звуки. Развивать речь детей; орфографическую зоркость. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели.

II. Подготовка к восприятию.

1. Упражнение на внимание "Бабочка": на доске нарисована бабочка, которая составлена из различных букв.

2. Учитель загадывает загадку.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)

Учитель: у нас бабочка не простая, а буквенная. Будьте внимательны и найдите все спрятанные буквы! (СЕЦМЗОФАЮ)

Учитель: на какие группы можно разделить эти буквы (гласные и согласные) СЦМЗФ и ЕОАЮ.

- Какие буквы можно объединить среди согласных (СЗ - парные)

- А среди гласных? (ОА - придают твёрдость согласным; ЕЮ - мягкость, ЕЮ - могут обозначать два звука в начале слова, после гласной, после Ъ и Ь)

3. Работа по ленте букв:

- На какие большие группы делятся все буквы

- Чем отличается гласный звук от согласного?

- Что мы знаем о гласных звуках?

- Что знаете о согласных звуках?

- Что вы скажете о Ъ и Ь?

4. Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения с доски:

Было весело на горке
Саше, юле и Егорке,
А Маруся не каталась -
В снег упасть она боялась!

  • назовите буквы, обозначающие твёрдые согласные (в первых в двух строках)
  • назовите буквы, обозначающие мягкие согласные (2 последние строчки)
  • работа над выразительностью чтения:

а) прочитать с вопросительной интонацией (2 последние строчки)

б) прочитать с восклицательной интонацией (2 последние строчки)

  • назовите трёхсложные слова (двусложные, односложные)
  • назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажите. (Юле, Егорке)
  • найдите слова, в которых букв меньше, чем звуков. Докажите. (каталась, упасть)

На доске слова: весело, каталась, снег, она, боялась.

2. Игра "Слоговая ёлка".

Учитель: отгадайте загадку:

Жду в лесу я вас
В любой день и час,
К вам сама приеду
Только раз в год. (ёлка)

На доске нарисована ёлочка, на веточках- слоги.

- Составьте из слогов слова:

ШИ МА ЛИ
ЛО РИ КА
МЫ НА

(ширина, малина, калина, калоши, налимы, машина, шило, мыши, мамы, камыши, шина)

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова:

машина, камыши, шина?

- Обозначьте в словах ударение.

3. Найдите спрятанные слова:

РШУМНИЦАПЛЯСКАЗКАПЕЛЬНИКАЧАЙКИТС

Словарная работа:

  • КАПЕЛЬ- падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • ЕЛЬНИК - еловый лес.

- К словам: капель, ельник, чайки (по рядам) начертить схемы; определить количество слогов, букв, звуков.

IV. Физминутка.

Что такое омонимы?

Подберите антонимы и покажите руками, как сможете?

Тонкий медленно правая
Низкий широкий короткая

V. Работа над новым материалом.

Учитель: отгадайте загадку.

Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

На доске иллюстрация героя.

Учитель: сегодня мы познакомимся с отрывком из такого увлекательного произведения А. Линдгрен.

1. Работа с текстом.

Чтение I части ("Я читаю", стр 82)

Вопросы по содержанию:

  • Ккто такой Карлсон?
  • О каком празднике говорится в отрывке?
  • Найдите предложения, в котором говорится, кто поздравлял Малыша?
  • Что подарили Малышу?
  • О каком подарке мечтал Малыш?
  • О чём мечтаете Вы?

Чтение II части

- Что такое счастье? (счастье - это чувство и состояние полного высшего удовлетворения)

- А вы можете сделать кого-нибудь счастливым?

- Как?

- Как по-другому называют день рождение? (именины)

2. Игра "Слово - магнит" именины

- К словам " желаем счастья" -нарисуйте схемы, определите количество слогов, букв, звуков.

VI. Подведение итогов.

- Помог ли сегодняшний урок стать грамотнее?

- Какое задание вам понравилось, почему?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке работу одноклассникам?

Вы отлично поработали сегодня, я очень рада за вас.

А в награду, подготовила вам слово, но жук - буквоед съел половинки букв. Сможете догадаться, что здесь написано?

(Учитель на доске пишет слово "Молодцы", но наполовину не дописав каждую букву)