Творчество как приоритет современного образования

Разделы: Начальная школа


Всё начинается с любви:
Твердят:
"Вначале было Слово:"
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви!
Всё начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребёнка -
Всё начинается с любви -
С любви и творчества!
Я знаю это точно.
Ш. А. Амонашвили.

О творчестве много говорят и пишут, оно престижно, будучи высшим проявлением способностей, знаний и умений, развития духовного богатства личности. Творчество, на его высших ступенях, наполняет душу человека ни с чем не сравнимым счастьем, окрыляет её вдохновением. В учебном, познавательном процессе творчество носит по преимуществу субъективный характер, т.е. продукт творчества не является новым в общечеловеческом смысле, он нов лишь для субъекта.

В жизни общества и отдельного человека творчество есть двигатель созидания в науке, воспитании, учении. К творческой деятельности на уроках и во внеурочное время можно и нужно готовиться, развивать в себе и в других так называемую креативность (лат. "творческоть") как личностное качество.

Педагогическая наука утверждает, что педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение всегда должно исходить из учёта этих всегда нестандартных факторов.

Понятие "творчество" состоит в том, что это - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребёнка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как всё новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствующим формированию заниженной самооценки. Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивную роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат - только прилежно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация "троечника" или "двоечника". Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно видеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя он буквально преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и такая изобретательность, что просто диву даёшься. А разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера.

Современный школьник всё учит, учит, учит: Но если знания в процессе обучения не имеют выхода на практику, то они или быстро забываются, или просто превращаются в склад, о чём говорил ещё К.Д. Ушинский. Ученик в большинстве случаев накапливает только знания, которые разрознены, часто случайны, и не систематизированы и схоластичны. А ведь известно, что развивать интеллект в полной мере можно только в самостоятельной, особенно творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Именно в творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Именно в творческой деятельности мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то вступая в контакт с ними, должны уметь их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

В наш век объем знаний по оценке учёных удваивается каждые восемь лет. В современных условиях уже нельзя делать главной задачей обучения условие определённой суммы факторов. Поэтому в наше время ещё более остро становится вопрос о развивающем обучении, т.е. об организации обучения школьников таким образом, чтобы оно максимально содействовало их умственному развитию. Важнейшей задачей школьного обучения становится задача максимальной активизации познавательной деятельности учащихся, развитие у них активного, самостоятельного, творческого мышления. Известный педагог и психолог П.П. Блонский справедливо указывал, что пустая голова не рассуждает, но, чем больше знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать. Речь идёт о том, чтобы сам процесс приобретения знаний был активным и творческим и не сводился к простому усвоению информации, исходящей от учителя, чтобы у учащихся с самых начальных этапов обучения формировалась способность к самостоятельному приобретению знаний. С этой целью разработаны новые системы обучения в начальных классах.

Например, образовательная система "Школа-2100", предполагает повышение роли теоретических знаний в обучении и построение его на достаточно высоком уровне трудности. Только такое обучение даёт пищу для напряжённой умственной работы, может содействовать быстрому и интенсивному развитию учащихся. В основе этой системы обучения лежит установка на глубокое осмысление учащимися учебного материала, пониманию органической связи частей материала, самостоятельный и творческий поиск ответов на проблемные вопросы учителя, овладение учащимися методами самоконтроля и самопроверки.

Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно ориентироваться, т.е. чуть превосходить на личные возможности учащихся. Известно, что активная, творческая работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя должны стараться так проводить занятия, чтобы перед школьниками чаще возникали хотя бы несложные проблемы, и побуждает детей к попыткам самостоятельно и творчески решать проблемы. Это и составляет существо так называемого современного проблемного обучения.

Как установили психологи, проблемное обучение имеет ряд преимуществ:

  • оно учит мыслить логично, научно, творчески;
  • делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания - убеждения, что служит основой для формирования научного, диалективно-материалистического мировоззрения;
  • содействует формированию прочных знаний, так как материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется, а если забывается, то его очень легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства и аргументации;
  • проблемное обучение воздействует на эмоциональную сферу школьников, формируя такие ценные чувства, как чувства уверенности в своих силах, радость и удовольствие от напряженной умственной и творческой деятельности;
  • формирует у учащихся элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности;
  • активно формирует и развивает положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств, творческой личности:

  • умственной активности;
  • быстрой обучаемости;
  • смекалки и изобретательности;
  • стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; с
  • амостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.

Бессмысленно проектировать "хороший процесс обучения" с "хорошим содержанием", если нет чёткого определения конечной цели. Поэтому обязательно надо сформулировать конкретные задачи:

  • включить детей в разнообразную деятельность;
  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро освоить новые виды деятельности, т.е. перенос знаний и навыков;
  • развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Учитывая цели и задачи, обучаем с творческим подходом, при этом учитываем психологические особенности младшего школьного возраста. К творчеству ребёнка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике. Ребёнка надо учить целенаправленно, целеустремлённо и постепенно, многократно закрепляя уже полученные раннее навыки.

Конан Дойл хотя и не был учёным-психологом, но словами Шерлока Хомса правильно сказал, что наш мозг подобен пустому чердаку. И от нас зависит, чем мы "этот чердак" заполним - хламом или нужными вещами. Если мы его забьём хламом, то тогда некуда будет поместить нужную вещь, а если в этом хламе есть что-то нужное, то его там не скоро найдёшь. Следовательно, раз в единицу времени ученик может усвоить определённое, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения нужные для решения данной задачи (или задач). Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к чётко формализованной конечной цели, отодвигает её достижение на длительное время, может быть, даже на несколько лет, резко снижая эффективность обучения.

Осмысление изучаемого материала, как считает Ш.А. Амонашвили, наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого. Например, чтобы ребёнок научился писать букву А, он должен написать её 100-200 раз на протяжении какого-то периода времени.

Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебного материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в творческих вариантах.

Педагогическое творчество - важная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя. Творчество ассоциируется с созданием "новых по замыслу культурных, материальных ценностей" с самостоятельно создающей деятельностью в различных областях. Педагогическое творчество как приоритет современного образования содержит элементы определённой новизны, которая чаще всего связана не столько с продуцированием новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приёмов учебно-воспитательной работы, их некоторой модернизацией. В этом смысле оно похоже на рационализаторство, которое широко распространено. Оно характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приёмов и методов обучения и воспитания.

Чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужна кропотливая работа с каждым учеником, системный подход к решению задач речевого развития младших школьников. Решению этих задач способствуют не только уроки русского языка, но и чтения, изобразительного искусства, технологии, окружающего мира. Развивая, в детях жажду творчества каждый из нас старается черпать материал на экскурсиях и прогулках, где учащиеся фиксируют внимание на своих ощущениях - неповторяющиеся цвета и узоры, шелест и шуршание листьев, пение птиц, журчание горного ручейка и многое другое. На экскурсиях дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимается как живой, близкий, родной.

Мне бы хотелось поделиться своим опытом работы по активизации словарного запаса у детей с помощью глаголов и прилагательных:

Солнце - светит, греет, восходит, заходит, садится , плывёт, играет, плещется, освещает, улыбается, прячется, сверкает; яркое, огромное, ослепительное, лучистое, волшебное, желтое.

Дождь - идёт, льёт, моросит, мочит (землю),капает, брызгает, стучит, барабанит, серебрится(в лучах солнца),наводит (грусть), шумит, наполняет (реки); проливной, грибной, тёплый, маленький, сильный, осенний, весенний, летний, грозовой..

Листья - появляются, раскрываются, растут, шепчутся, колышутся, опадают, летят, шумят, вянут, зеленеют, желтеют, краснеют, рдеют; зелёные, желтые, красные, багряные, пестрые, разноцветные.

В зависимости от темы, мы подбираем наиболее подходящие слова, фразы, образы, делимся впечатлениями от увиденного, прочитанного. После подготовительной работы дети приступают к выполнению творческого задания, составлению устных рассказов. Ребятам очень нравится такой вид работы, и они гордятся тем, что они могут обходиться без посторонней помощи. Выслушивая, детские высказывания, обращаю внимание на правильное построение предложений, грамотное написание и красочность описания. Вот одна из нескольких интересных работ с рисунком к тексту мини-сочинения:

"Ещё очень тепло, а в наши края уже пришла осень. Ловко она работает каждый день своей волшебной кисточкой. Много дел у неё. Каждый листик подкрасит, каждый кустик заденет. А мы любуемся её красотой и ждём новых чудес:"

Учащиеся записывают сочинения в творческие дневники и делают к ним рисунки. Такой вид творческой работы начинаем выполнять с первого класса и к концу начальной школы у ребят получаются целые сборники сочинений. На уроках чтения проводим минутки Рифмульки. Учащимся раздаются предметные картинки, на которых изображены свечки, губы, листочки, огурцы, корона и т.д.ребята должны подобрать слова рифмовки.

1 этап: (Свечки - сердечки ,колечки; губы-зубы; Листочки - грибочки, носочки, цветочки; огурцы - молодцы, удальцы; корона - ворона и мн.других)

2 этап: Предлагаю детям сочинить несколько стихотворных строк, используя следующую рифму: рано - рьяно, майку - лужайку. У ребят появляются следующие строки:

Я проснулся очень рано!
Посмотрел в окно так рьяно!
Как на улице тепло!
Снял я быстро майку,
И помчался на лужайку.

Есть среди детей такие, которым, как кажется на первый взгляд, удаётся сочинить небольшие по объёму стихи без особых усилий, за считанные минуты, а для кого-то это длительный процесс.

Важно учить каждого ребёнка самовыражаться, как личность через творчество в разных сферах: сочинениях, стихах, в сценическом искусстве, музыке, рисовании. О необходимости практической творческой деятельности в процессе обучения знает каждый педагог. Стремление детей к самовыражению средствами разных видов искусства давно и успешно используется на уроках музыки, изобразительного искусства, русского языка, литературы. Учащиеся постигают особенности этих искусств не только теоретически, но и в процессе собственной творческой деятельности. Все виды художественного искусства в себя вмещает театрализация. Являясь распространённым видом детского творчества, имен драматизация "наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями". Театрализовано-игровая деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр, организуемых совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Конечно, в плане организации творческой деятельности детей театральное искусство сложно по сравнению с музыкой, рисованием. Но так кажется на первый взгляд. При выполнении творческих заданий школьники фактически проходят путь, моделирующий создание настоящего театрального произведения - от замысла до демонстрации своей творческой работы на уроке одноклассникам. Сюжетно-ролевые игры на уроках можно проводить, используя куклы - петрушки. Этот вид деятельности можно применять на всех уроках, как с участием детей, так и самим учителям. Давать детям задание, задачи от сказочных героев. Инсценировать фрагменты сказок, разыгрывать диалоги, составлять задачи. Ребята очень любят игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений. Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Театральная игра - это очень мощный фактор формирования гуманных чувств и взаимоотношений, который способствует построению эмоционально-развивающей среды, а это особо важно для создания благоприятного климата в школе. При помощи кукольного театра создаются специальные обучающие игры, которые знакомят детей со способами поведения в затруднительных ситуациях.

Кукольный театр позволяет проводить как индивидуальную, так и групповую работу. Таким образом создаётся основа для построения эмоционально развивающей среды, в которой каждый ребёнок может почувствовать себя комфортно. Участие в театральных постановках развивает чувство партнёрства и способность к позитивному взаимодействию. Велико значение театрализованной игры и для развития - совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи.

В качестве примеров приведём несколько театрализованных игр.

1. "Сочини сказку". Ребятам предлагается несколько кукол - петрушек: дед, бабка, кот. Педагог предлагает начало сказки, например: "Жили-были дед да баба, и был у них кот Мурлыка:", дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение.

2. "Рассмеши Несмеяну" . Реквизиты: куклы петрушки- клоун, Баба Яга, Старушка- Веселушка и др., игрушки: погремушка, свистулька, машинка. Чтобы рассмешить Несмеяну дети придумывают смешилки, разыгрывают юмористические истории.

3. "В гостях у Егорки" Реквизит: куклы - петрушки устраивают турнир лучшего скороговоруна. По очереди произносят скороговорки. Например: Мышонку шепчет мышь:

"Ты всё шуршишь - не спишь".
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Скороговорку обыгрывают с помощью двух кукол мышек.

Важно, чтобы задания на всех уроках не были однотипными, давали возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности. Таких заданий и упражнений очень много, и все они направлены на развитие творческого начала у детей. Работа по организации театрально игровой деятельности младших школьников должна быть систематической. Эстетическое воспитание учащихся, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование у них готовности к творчеству.

Наша позиция в современном обучении: работа по алгоритмам, разумеется, необходима, но мы за то, чтобы алгоритм был составлен самим учеником, с помощью учителя, - это творчество: мы даже не против технологий в отдельных случаях, например, технологическая карта лабораторной работы по окружающему миру. Разработка современных технологий - тоже творчество, например, составление схемы разбора предложения и последующие разборы по своей схеме, где каждый "шаг" мотивирован, осознан. В последнее время появляется всё больше учебных пособий интегрированного и творческого типов, которые в большей или меньшей степени отвечают языковым и дидактико-методическим требованиям. Неисчерпаемы резервы творчества.

Предлагая творческие учебные задания, мы стремимся привлечь внимание к задаче соединения усвоенных знаний и навыков учащимися с развитием самостоятельности их мышления. Для развития мышления имеют значение не просто готовые обобщённые знания, а высокая умственная активность учеников в процессе приобретения и оперирования знаниями и навыками. Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие самостоятельного творческого мышления. Вот несколько задач и упражнений по развитию творческого мышления у младших школьников. Цель предлагаемой системы задач и упражнений - помочь формированию у школьников умение фантазировать.

Изобразите млекопитающее, птицу, рыбу, пресмыкающееся, насекомое, птицу из треугольников, прямоугольников, ромбов, квадратов, ромбов, окружностей, овалов.

Пофантазируйте над буквами русского алфавита и изобразите то, что они вам напоминают.

По началу сказки придумай конец и наоборот.

Изобразите по-своему:

"Буквы и слова" .Например, из букв слова "топор" можно составить следующие слова: ропот, тор, рот, пот, порт.

К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе именительном падеже)

А) в, г, д;

Б) с, к, р, т;

в) ж, к, л;

г) н, л, с, к;

д) ф, х;

е) ж, ц;

Например, с согласными м, к, л можно составить такие слова: молоко, кулёк, мукомол, мак, лямка, клемма, мелок, ломик, ломка и др.

Это задание выявляет комбинаторную способность ребёнка, богатство лексического запаса, степень осознания буквенного состава воспроизводимых слов.

Включение учащихся в творческую деятельность, формирование у них обобщённых интеллектуальных умений анализировать явление и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта; устанавливать связи данного явления с другими, выделять в них существенные признаки; классифицировать, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия. Общей задачей при этом ставится развитие у ребёнка навыков исследователя, самостоятельного творческого мышления.

Литература.

  1. В.А. Крутецкий "Формирование творческого мышления", М: "Просвещение", 1998г.
  2. Н.Г. Осухова "Творческая индивидуальность педагога", М: "Просвещение", 1999г.
  3. Ш. А. Амонашвили "Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса", Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2007г.