Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: репродуктивный, с элементами частично-поискового.
Цель урока:
- образовательный аспект: обобщение и систематизация знаний учащихся по темам: “Какие уравнения называют квадратными, закрепление приобретенных знаний и дальнейшая отработка навыка решения квадратных уравнений”.
- развивающий аспект: расширение кругозора учащихся, развитие интереса учащихся к предмету, развитие логического мышления, развитие навыков самостоятельной работы.
- воспитательный аспект: воспитание активности, желание работать до конца, настойчивость, трудолюбие, самоконтроль.
Наглядные пособия:
- отрывок из стихотворения,
- карточки с кроссвордом,
- уравнения и ключ к решению уравнений.
Структура урока:
1) этап (2 мин.) – организационный момент.
Задачи: сообщение темы и цели урока; подготовка к работе на уроке; настроить на большую по объему времени самостоятельную - индивидуальную работу.
2) этап (10 мин.) – математическая разминка – повторение.
Задачи: повторение изученного; организовать индивидуальную работу; получение новой информации.
3) этап (20 мин.) – информационно – обобщающий.
Задачи: настроить на принятие интересной информации; создать условия для усвоения новой информации; повторить методы решения квадратных уравнений; контроль за выполнением заданий.
4) этап (7 мин.) – самостоятельная работа.
Задачи: создать условие для самостоятельной работы; контролировать деятельность.
5) этап (1 мин.) – подведение итогов и постановка домашнего задания.
Для достижения развивающих и воспитательных аспектов цели будет способствовать организация учебного материала и решение на всех этапах урока следующих задач:
- обеспечить спокойную, самостоятельный, творческий на некоторых этапах совместной работы;
- стимулирование индивидуальной и коллективной работы;
- включение учащихся в диалог.
Ход урока:
(На доске) Классная работа. дата.
Решение квадратных уравнений
Посредством уравнений, теорем
Он уйму всяких разрешил проблем
И засуху предсказывал и ливни-
Поистине его познанья дивны.
Госер
1 этап
Мы изучили первую и вторую формулу решения квадратных уравнений. Наша задача повторить сведения о квадратных уравнениях, которые мы изучили. И применяя изученные формулы находить корни квадратных уравнений.
Ученики слушают.
Цель – повторить то, что необходимо знать при решении квадратных уравнений, проверить свои умения и навыки решения квадратных уравнений.
Тема: Решение квадратных уравнений.
Пишут: Классная работаРешение квадратных уравнений.
2 этап
Вам предлагается кроссворд. Ваша задача отгадать слово по вертикали, которое определяется, как математически записанные задачи о разыскании значений аргументов, при любых значениях двух данных функций равны.
Отгадав слова по горизонтали отгадаем наше зашифрованное слово.
У всех на столе кроссворд с вопросами.
Ответы пишем в тетрадь.
1. Что задает данное выражение ?
2. Название выражения ?
3. Как называется уравнение вида ?
4. Число корней квадратного уравнения при ?
5. Существуют ли действительные корни в квадратном уравнении, если ?
6. Число делящееся на 2 нацело?
7. Число корней квадратного уравнения при ?
8. Квадратное уравнение, первый коэффициент которого равен 1?
9. Что находим выражением ?
Проверяем ответы. С места по ряду.
Ответы:
- 1) формула
- 2) дискриминант
- 3) квадратное
- 4) два
- 5) нет
- 6) четное
- 7) один
- 8) приведенное
- 9) корень
- Зашифрованное слово: уравнение.
3 этап
Учитель: простые уравнения люди научились решать более 3х тысяч лет назад в Древнем Египте, Вавилоне и только … Решив уравнение
4у2 – 32у + 64 = 0 мы узнаем сколько лет назад научились решать квадратные уравнения.
Ученики решают уравнение
В 4 веке до нашей эры научились решать квадратные уравнения.
Наводящий вопрос: Какой еще метод решения квадратных уравнений мы знаем.
Метод выделения полного квадрата.
Учитель: - Одним из тех, кто внес большой вклад в развитие математики был французский математик Вист. Имя этого математика нам скоро снова встретится. Решив уравнение мы узнаем имя еще одного ученого-математика, который занимался изучением квадратных уравнений, их классификаций, способами решений.
Предлагаются 7 уравнений. Корни каждого уравнения дают нам ключ к буквам. Буквы определят имя ученого.
- x2 + 5x + 4 = 0
- x2 + 4x + 4 = 0
- 6x2 + 14x = 0
- x2 + 2x = x + 6
- 5 + 2x – 3x2 = 0
- 2x2 – 18x + 5 = 0
- -2x2 + 8x – 9 = 0
Ученики решают в тетрадях.
Полученное имя ученого ДИОФАНТ.
4 этап
Учитель задает вопрос вы ставите цифру того уравнения из 7, к которому это можно отнести
- Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки?. (3)
- Какое уравнение решается выделением полного квадрата? (2)
- Про какое уравнение нельзя сказать утвердительно, что оно квадратное? (4)
- В каком уравнении старший коэффициент отрицательное число? (5)
- Какие уравнения можно решать по 2 формуле корней квадратного уравнения? (2, 3, 5, 7 )
5 этап
Задание на дом:
534 (а, в)
Решить не пользуясь формулой и по соответствующей формуле.
Сдаем тетради.
Благодарю всех за урок.
Метод: конкретно-индуктивный (работа под руководством учителя).
Деятельность – индивидуальная.
Показатели достижения поставленных целей: Учащиеся.
Воспроизводят термины, помнят факты, методы и процедуры решения квадратных уравнений Демонстрируют правильные приемы решения квадратных уравнений.
Отвечают на вопросы, выдвигают собственные мысли.