Тип урока: сообщения нового материала.
Вид урока: частично-поисковый.
Цель урока:
- образовательный аспект: определить, что является графиком квадратичной функции, построить график функции y = x2, сформулировать свойства функции y = x2, формирование умения строить график квадратичной функции.
- развивающий аспект: развитие ясности выражения мысли, развитие внимания, мышления, развитие умения работы с текстом учебника.
- воспитательный аспект: воспитание умений слушать, воспитание желание работать до конца, настойчивость, воспитание познавательного интереса.
Наглядные пособия: доска с готовыми заготовками.
Структура урока:
- Этап (2 мин.) – организационный этап.
Задачи: подготовиться к уроку. - Этап (7 мин.) – актуализация знаний учащихся.
Задачи: повторить знания по линейной функции, система координат, сформулировать задачи урока. - Этап (15 мин.) – изучение нового материала.
Задачи: построить график квадратичной функции. Сформулировать термин, что является графиком квадратичной функции. Рассмотреть свойства квадратичной функции y = x2. - Этап (10 мин.) – первичное закрепление изученного
материала.
Задачи: решение задач на применение полученных знаний. Контроль получения новых знаний. - Этап (4 мин.) – подведение итогов.
Задачи: систематизировать и обобщить полученные знания. - Этап (2 мин.) – постановка домашнего задания.
Задачи: сформулировать и прокомментировать домашнее задание.
Ход урока:
(На доске) Классная работа дата
Функция y = x2
1. Сегодня на уроке нам понадобится линейка и карандаш.
2. Поделим тетрадный лист на 2 колонки.
Вопросы (читаю).
1) Назовите два вида функции, которые вам известны. | линейная | квадратичная |
2) Какими формулами они задаются? | y = ax + b | y = ax2 + bx + c |
3) Что является графиком каждой функции? | прямая | ? (парабола) |
4) Приведите примеры из практической жизни данных функций. | нитки, карандаш, рельсы, маршруты на карте | ? |
2 и 3 колонки дети заполняют самостоятельно.
Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на сегодняшнем уроке.
(Варианты ответа: Что является графиком квадратичной функции. Как строится график квадратичной функции).
3. - Что мы должны знать, чтобы построить график линейной функции? Как построить график линейной функции?
- По точкам.
- Сколько необходимо точек?
- Достаточно двух точек.
- Аналогично, для построения графика квадратичной функции необходимо знать координаты точек. Начинать будем от простого к сложному и сначала построить график функции y = x2. Это квадратичная функция.
- Да.
- Запишите тему урока. При каких значениях коэффициентов получаем такое уравнение функции y = x2.
- а = 1 b = c = 0.
- С чего начнем построение?
- Построим таблицу значений.
- Сколько возьмем значений?
- Возьмем побольше точек.
9
Строим таблицу.
Все построения выполняют учащиеся у доски и в тетради.
y = x2
x | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
y | 16 | 9 | 4 | 1 | 0 | 1 | 4 | 9 | 16 |
Акцентировать внимание на симметрию.
Строим график функции: y = x2
Повторить: что является системой координат? Как она задается?
- Данная фигура называется парабола. Графиком функции y = x2 является парабола. Впишем в таблицу.
- Рассмотрим свойства квадратичной функции.
Открываем стр. 155 в учебнике. Переводим с словесного материала на математический язык.
1) y > 0 при x ? 0
y = 0 при x = 0
2) ось ОY – ось симметрии
№ 588
3) т (0, 0) – вершина параболы
4) при х ? 0 у ^
при х ? 0 у v
№ 588
- A (3;9) > A1 (-3, 9)
- B (-5;25) > B1 (5, 25)
- C (4, 15) > C1 (-4, 15)
- D () > D1 ()
Подставили в урвнение
4. № 586
y = x2
x | 0,8 | 1,5 | 1,9 | y | 2 | 3 | ||||||
y | 0,64 | 2,25 | 3,61 | x | 1,4; - 1,4 | 1,7; - 1,7 |
Остальное заполните дома.
5. Вернемся к началу урока и заполним пустую ячейку.( примеры из практической жизни в виде квадратичной функции)
Вот посмотрите сколько явлений в жизни, которые живут по законам квадратичной функции.
С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?
- парабола
- ось симметрии
- вершина параболы
- возрастающая
- убывающая
6. Домашнее задание: § 36,
№ 587
№ 593 (на одной координатной плоскости)
до заполнить № 586.
Метод: конкретно-индуктивный (работа под руководством учителя).
Деятельность: совместная.
Показатели достижения поставленной цели:
1) Воспроизводят термины, помнят факты, помнят пути построения.
2) Понимают новые факты, делают предположение о дальнейшем ходе изучения темы, интерпритируют из словестного материала на математический язык построения.
3) Демонстрируют правильное применение приема и способа
а) в известной ситуации
б) в новой ситуации
4) Видят ошибки и упущения в логике рассуждений
5) Высказывают оценочные суждения