Цели:
Оборудование:
- карта созвездий;
- рисунок небо (часть неба);
- телескоп;
- видеозапись;
- аудиозапись,
- мини карты (работа в парах);
- тесты;
- звездочки.
I. Тема урока.
Звучит музыка (Enigma)
Загадка:
Дальняя дорожка
Усыпана горошком.
Никто его не соберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
- Что это?
Звезды (На доске открывается рисунок звезд и тема урока "Звездные узоры").
Сегодня мы поговорим о звездах.
За ответы вы будите получать звездочки. В конце урок мы посчитаем, кто больше получил звезд.
А какие-нибудь из звезд вы уже знаете?
Солнце.
- Чем Солнце отличается от других звезд?
Солнце находиться ближе всего к нам, поэтому мы его видим днем.
II. Работа по учебнику.
№1. Прочитали задание.
Читаем первую загадку:
У кого днём один глаз,
а ночью - тысячи?
Небо (нарисовали).
- Что подразумевает автор загадки под словами "один глаз" (звезды)
Читаем 2 загадку:
Не сочтешь их в час ночной,
днем - видно ни одной.
Звезды (нарисовали)
Кто нащел ошибку в загадках?
В загадке сказано "Днем - не видно ни одной". А солнце - это звезда, его мы видим днем.
III. Обсуждение темы.
Что надо сделать, чтобы днем увидеть звезды?
- посмотреть в телескоп
- взлететь в космос.
Посмотрите на рисунок.
- Как вы думаете, можно сосчитать звезды на небе?
- Я согласна, здесь на рисунке можно сосчитать.
- Давайте посмотрим на экран. А здесь можно сосчитать звезды?
Нет.
Вывод: Их очень много и сосчитать невозможно.
Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах. У него много много лепестков, похожих на лучики.
- Кто догадался, как называется этот цветок? астра
- От этого слова возникла наука астрономия. Человек, который изучает звезды называется астроном.
В старину их называли звездочетами. Появляется звездочет.
Приветствие детьми звездочета (чтение стихов, рассказ о звездах и созвездиях звездочета)
Слова звездочета:
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте уважаемые взрослые!
- Ребята, вы узнали кто я?
- Да, я звездочет.
Звезд на небе очень, очень много. Звезда - это светящийся огромный газовый шар. Звезды бывают разного цвета и тепла. Желтые, белые, красные, синие и др. Белые звезды самые горячие, красные - холодные. Молодцы, мне очень понравились ваши стихи.
Да, если посмотреть на небо и подсчитать звезды, и насчитаешь тысяч 6, а через телескоп (вот такой) тысяч 9. А если подсчитать при помощи современных сложных приборов, то насчитаешь в тысячи раз больше.
Звезды бывают одинокие и в группах. Группу звезд называют созвездием (обращение к доске).
В древности люди мысленно соединили звезды линиями и дали им названия в зависимости от рисунка, который получился. Например, Дракон, Ящерица, Жираф, Треугольник и др.
Ребята, я вам принес игру "Найди созвездие"
Вы поиграйте, а я пойду, меня ждут другие ребята. До свидания.
IV. Игра "Найди созвездие".
На парте у всех лежит маленькая карта созвездий. Работаем в парах.
- Найдите созвездие, которое я показываю, прочитайте как оно называется.
Малая медведица.
- Какая звезда есть в этом созвездии.
Полярная.
- Она указывает нам на север.
Найдите это созвездие (Большой Пес).
Большой Пес.
- В нем находиться самая яркая звезда небосвода - Сириус.
Найдите вот это созвездие и скажите как оно называется (Лебедь).
Лебедь.
Легенда об этом созвездии.
Молодцы. Вы хорошо справились с игрой (рисунок созвездий).
V. Физпауза (под музыку).
Давайте представим, что мы с вами в космосе. Летим в космическом пространстве. Посмотрите налево, направо. А сверху над нами Полярная звезда. Летели, летели и тихо за парту сели.
VI. Тест.
Мы сегодня третий урок говорим о небе. Давайте проверим, что же мы запомнили.
Взяли тест. Поставили галочки против ответа.
ТЕСТ
1. Спутником Земли является:
а) Солнце;
б) Луна;
в) Марс,
2. Дни, когда не видно Луны, называют
а) полнолунием;
б) многолуние;
в) новолунием;
3. Солнце-это:
а) звезда;
б) планета;
в) метеорит;
4. Кто изучает звезды:
а) астроном;
б) счетовод;
в) лунатик;
5. Группу звезд называют:
а) метеоры;
б) кометы;
в) созвездие.
VII. Итог урока.
Какие новые знания мы приобрели?
Подсчитали звездочки.
Кто получил 3звезды - оценка "4", более 3 - "5". У кого меньше, нужно еще поработать.
Д/з. Поработайте по учебнику с.24-27. Сделайте аппликацию "Ночное небо" и продолжите игру "Найди созвездие" в задании №5.
Кто хочет побольше узнать о космосе поработайте со справочной литературой.
Спасибо за урок.