ЦЕЛИ УРОКА :
ОБУЧАЮЩАЯ: Систематизация знаний о причастии; отработка навыков нахождения изучаемых орфограмм.
РАЗВИВАЮЩАЯ: Умение использовать причастие в устном ответе и при составлении связного текста.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Воспитывать любовь к языку, умение "видеть и слышать" красоту языка.
ТИП УРОКА: Урок-путешествие; повторение изученного материала.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (одна минута).
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний Слово учителя:
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в путешествие на теплоходе "Причастие". Но сначала давайте вспомним:
- Что такое причастие ?
- Какие бывают причастия ?
- Как образуются причастия ?
3. Этап повторения (одиннадцать минут).
Молодцы! Каждый из вас, ребята, чтобы попасть на борт теплохода, должен приобрести билет, цена которого не менее 5 баллов. Для этого необходимо выбрать из 3-х предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Слово, которое является причастием :
занятный, закрытый, приятный.
2. Найдите действительное причастие:
читаемый, принятый, видевший.
3. Причастие прошедшего времени:
привыкающий, высказавший, поднимаемый.
4. Форма причастия, которая в предложении всегда выступает в роли сказуемого:
уставший, вывернут, поднимаемый,
5. Причастие, образовавшееся от глагола 3-го спряжения:
бегущий, дышащий, несущий.
6. Причастие, образовавшееся от глагола 1-го спряжения:
стелющий, просящий, уносящий.
7. Страдательное причастие:
думающий, слышимый, варивший.
8. Причастие настоящего времени:
забывший, покрытый, бредущий.
9. Причастие, образовавшееся от переходного глагола:
указанный, прыгавший, убежавший.
10. Причастие, образованное от переходного глагола:
свисавший, списавший, принесший.
(Взаимопроверка )
Учитель: Ребята! У нас несчастье. Во время шторма судно попало на риф. Оно повреждено. Нужно срочно заделать пробоины.
На доске записаны словосочетания с пропущенными буквами, вы по очереди называете букву и объясняете. (Для скорости учитель может сам записывать буквы )
Рассе...нные тучи, посаж...нный сад, вырубл...нный лес, услыш...нный разговор, потер... нное время, пой,м...нные птицы, услыш...нный шорох, размеш...нные краски, посе...нная рожь, наброш...нный на плечи, протопт...нная тропинка, объявл... нные результаты, созд... нное народом искусство, взоре... нный мост.
- С какой орфограммой мы с вами встретились ?
- От чего зависит написание гласной в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов?
Учитель: Молодцы, ребята! Работа выполнена успешно. Ветер немного утих, но корабль основательно сел на мель. И чтобы сдвинуть его с места, вам нужно расставить недостающие знаки препинания в предложениях и составить их схемы .
(три минуты )
Мачты, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали. Летящие над морем чайки были необычайно красивы.
Подожди юнга, сказал боцман, стоявший на палубе.
Учитель: Все хорошо, но мы попали в Бермудский треугольник. Навигационные приборы не работают. Как и куда плыть дальше не ясно. Но выход есть. Правильно написав не с причастиями, мы сможем продолжить путешествие. (Семь минут )
(Не) дописанное письмо, письмо (не) дописано, (не)ослабевающая ни на минуту тревога, (не)сжатая, а скошенная рожь, телефон (не)отремонтирован, (не)отправленная бандероль, (не)законченный рассказ, (не)освященная солнцем комната,( не)прикрытая дверь, соболь (не) успевший взобраться на дерево.
Недописанное письмо, письмо не дописано, не ослабевающая ни на минуту тревога, не сжатая, а скошенная рожь, телефон не отремонтирован, неотправленная бандероль, незаконченный рассказ, не освященная солнцем комната, неприкрытая дверь, соболь не успевший взобраться на дерево.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Пираты украли причастные обороты из предложения и нам нужно ликвидировать эту потерю, распространив каждое предложение причастным оборотом. ( шесть минут)
Лес загорелся, и в небо стал подниматься черный дым .
Лес, стоявший все лето сухим, загорелся, и в небо стал подниматься черный дым, наполнявший воздух удушливым запахом.
4. Обобщение. ( три минуты)
Итак, ребята! Давайте вместе попробуем подвести итоги нашего урока . /Ответы ребят /.
Оценки за урок.
Учитель: Я надеюсь, что все испытания, которые вы преодолели, помогут вам успешно попасть в страну Морфологию. ( Одна минута ).
5. Домашнее задание.
А о своих дальнейших приключениях вы мне расскажете завтра, составив дома рассказ, в котором обязательно должны будете использовать 7 предложений с причастными оборотами. Счастливого вам плавания.
Чернушич Мария.
Весь день мы плыли на теплоходе без всяких приключений, а ночью разбушевался шторм, взявшийся неизвестно откуда. Я не могла уснуть от сильной качки и под утро вышла на палубу, залитую водой. Шторм постепенно утих и в прояснившейся дали виднелись темные очертания берега, к которому ветер нес наш, потерявший управление корабль. Заметил это и капитан, тоже не спавший всю ночь, но справиться с управлением никак не мог. Но вдруг корабль, замедливший ход у самого берега, спокойно вошел в бухту и причалил к пристани. Вдалеке виднелась надпись "Страна Причастие", алеющая над массивными воротами. Я сошла на берег и побежала к воротам, не представляя, что меня ждет в этой неведомой стране, притягивающей меня, как магнит.