Ход урока
Организационный момент
Рассказ учителя о роли Б. Годунова в управлении государством при Фёдоре Ивановиче с постановкой проблемного вопроса: "как решился вопрос о престолонаследии в России со смертью Фёдора и царевича Дмитрия?". В ходе рассказа учителя о Б. Годунове, учащиеся должны прийти к выводу о том, что Земский собор решил вопрос престолонаследия в пользу Б. Годунова. Его правлением были недовольны родовитые бояре во главе с В. Шуйским. Далее педагог характеризует внутреннюю и внешнюю политику Годунова, останавливаясь на следующих этапах:
1. Учреждение Московского патриаршества;
2. Освоение Приуралья и Западной Сибири;
3. Русско-шведская война;
4. Борьба с отрядами Хлопка;
5. Борьба с голодом и нестабильностью.
Далее, используя материал учебника А.А. Данилова, учащиеся приходят к выводу о том, что причины Смуты заключались в проблемах российского общества и государственного правления, затем записывают в тетради определение термина "смута". Смута - событие в России к.16 началу 17 в., гражданская война, которая сопровождалась народными мятежами, правлениями самозванцев, интервенцией и разорением страны. Введён русскими писателями в XVII в. (БЭС, с. 1115)
Доклад учащегося о самозванце Лжедмитрии I с постановкой проблемного вопроса классу: "В чём слабость власти Б. Годунова? (примерный ответ: измены боярства, поддержка народом Лжедмитрия I, непопулярность Годунова, популистские лозунги самозванца) ".
Рассказ учителя о правлении Лжедмитрия I и восстания против него с подчёркиванием негативного отношения к нему населения. Выявление причин избрания В. Шуйского и его борьба с Иваном Болотниковым. Запись в тетрадь понятия "крестоцеловальная запись".
Работа с документами Брусова о Болотникове и ответы на вопросы:
1. Почему Болотников начал бороться против Шуйского?
2. Кто входил в состав его войска?
3. Какие лозунги выдвигали восставшие? Чего они добивались?
4. Причины поражения восстания.
- Подведение итогов урока, рефлексия по следующим вопросам:
- Почему население не любило Б. Годунова?
- Перечислите причины Смуты
- Как в стране появился первый самозванец, кто он и почему против него было поднято восстание?
- Характер восстания Болотникова
Рефлексия. Продолжите предложение: "Я думаю, что смута для страны - это страшно, так как :"
Домашнее задание: Параграф учебника "Смутное время", задания 1, 3 из рабочей тетради и заполнение таблицы "Причины Смуты".
Экономические | Политические | Социальные |