Цели:
учебно-коррекционные:
- формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке;
- формировать умение выделять гласные и согласные буквы;
коррекционно - развивающие:
- развивать и корригировать представления учащихся о диких животных, о животных,, обитающих в местном регионе;
- расширять активный словарь учащихся;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать память;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность;
- развивать слуховое и зрительное восприятие.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование:
- таблица с алфавитом, предметные картинки с изображением диких животных (см.Приложение 1);
- панорама тайги из энциклопедии "Кирилл и Мефодий"
- настольные и напольный модули для пальчиковой гимнастики из Монтессори материала;
- карточки с названиями животных;
- "шершавые буквы" из Монтессори материала.
Ход урока
I. Организация учащихся.
А). Рапорт дежурного (на вопросы учителя)
- Какое сегодня число? День недели? Время года?
Назови все осенние месяцы.
Какая сегодня погода?
Б). Осмотр учителем рабочих мест.
II. Введение в тему.
Коррекционное упражнение на развитие аналитико-синтетического мышления и зрительного восприятия:
- Проследите за стрелкой и назовите буквы в определенном порядке. (Дети называют буквы а, б, в, г, д по алфавиту).
А | В |
Г | Д |
Е | Б |
- Почему буквы а и е написана красным цветом, а остальные - синим? Итак, вы назвали не просто буквы, а буквы по порядку, в котором они стоят где? Правильно, в АЛФАВИТЕ. Значит, тема нашего урока "Алфавит". (Вывешивается карточка с названием темы урока). Сколько букв в русском алфавите? Первые 5 букв мы пытались выучить наизусть, давайте посмотрим у кого это получилось (дети по памяти называют буквы АБВГД).
(Выводы, подведение итогов).
III. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться расставлять слова в алфавитном порядке.
IV. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас мы проведем минутку чистописания, т.е. будем стараться писать чисто, красиво и правильно, но чтобы у нас это получилось мы проведем упражнения для пальцев рук.
У Мэтанат и у Кости на парте лежат настольные модули (из Монтессори-материала), на которых они проводят пальчиковую гимнастику, а Джамиля и Настя её проводят с помощью напольного модуля.
V. Минутка чистописания.
1) Коррекционное упражнение с "шершавыми буквами". У каждого ученика по 1 букве (у Мэтанат -Ё, у Насти -М, у Джамили - В, у Кости - О), которую они должны угадать на ощупь, с закрытыми глазами. Учитель выписывает все эти буквы на доске, а ученики записывают их по алфавиту в свои индивидуальные таблицы, (см. Приложение), после этого они называют слово на эту букву (учитель просит их называть названия животных и уточняет у ребят это дикое или домашнее животное). Названия этих животных учитель пишет на доске, а ученики записывают их в тех же таблицах.
(Выводы, подведение итогов).
VI. Изучение нового материала.
Коррекционное упражнение, направленное на развитие аналитико-синтетической деятельности.
1) Мы изучаем тему "Алфавит". Я хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой буквы есть свое место, которое мы не можем поменять. И сейчас мы с вами проведем игру на это правило, мы будем находить буквы, которые спрятались вот под этими номерами. Игра называется "Расколдуй слово".
На доске написаны числа: 19, 6. 3, 6, 18. Ученики хором отсчитывают 19-ю букву, учитель под ним подписывает соответствующую букву и т. д.
19 6 3 6 18
С е в е р
- Я неслучайно выбрала именно это слово, т.к. мы с вами живем на севере, в краю, где долгая зима и часто бывают сильные морозы, поэтому растительный мир здесь небогатый и не так уж много животных на севере. Назовите животных, которые живут здесь в наших краях (ученики могут назвать медведя, волка, зайца). Дети называют животное, находят карточку с его названием и сами вывешивают ее на доску и выставляют соответствующую картинку.
После этого дети с помощью учителя расставляют карточки в алфавитном порядке и записывают их в таблицу (см. Приложение).
2) Слова заяц и лиса пишут под диктовку.
3) Работа с панорамой тайги из энциклопедии "Кирилл и Мефодий".
Ученики называют известных им животных, учитель дополняет их ответы названиями тех животных, которых ученики не смогли назвать (бурундук, росомаха, песец).
По мере называния, на доске выставляются карточки с названиями животных (дети сами находят соответствующую карточку и вывешивают ее на доску).
Когда работа завершена, ученики расставляют их в алфавитном порядке (с помощью учителя) и записывают в таблицу. Более легкие названия пишут под диктовку.
(Выводы, подведение итогов).
VII. Физминутка.
У медведя дом большой
А у зайки маленький.
Наш медведь пошел домой
И запрыгал заинька.Лесорубами мы стали
Топоры все в руки взяли
И руками сделав взмах
По полену - бах!
VIII. Закрепление. Работа с учебником.
Стр. 29. Упражнение 6.
- Назвать животных, которые здесь нарисованы.
- Учитель раздает карточки с названиями этих животных, ученики самостоятельно должны их расставить по алфавиту и если позволит время - записать в таблицу.
(Выводы, подведение итогов).
IX. Итог урока.
- Какие слова мы сегодня писали и в каком порядке? (названия животных, писали по алфавиту)
Оценивание ответов учащихся.