ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по физической культуре для учащихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья и нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
- повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, игр на свежем воздухе и подвижных игр;
- повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
- направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
- направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка;
- направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и результаты деятельности) и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся 1-9 классов, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;
- направленностью на соблюдение дидактических правил "от простого к сложному", "от освоенного к неосвоенному" и "от известного к неизвестному", задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
- направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
В программу включены следующие учебные разделы: "Основы знаний о физической культуре" (информационный компонент), "Способы деятельности" (операциональный компонент) и "Физическое совершенствование" (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела ("Основы знаний о физической культуре") представлено в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе, знания о человеке, знания об обществе.
Следующий раздел "Способы деятельности" в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности, контроле за ее результатами.
Содержание раздела "Физическое совершенствование" ориентировано на укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, игры на свежем воздухе и подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.
В заключительном разделе "Требования к качеству освоения программного материала" приводятся "индикаторы" проверки подготовленности учащихся по основным позициям программы. Эти "индикаторы" позволяют достаточно объективно и оперативно оценить успехи учащихся в овладении предметным содержанием и вносить при необходимости коррективы в образовательный процесс.
В данной программе общеразвивающие упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел, которым завершается изложение программного материала, распределенного по годам обучения. Включенные в этот раздел физические упражнения по своему структурному содержанию соотносятся с видами спорта и сгруппированы по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такой подход в распределении программного содержания позволяет учителю самому отбирать общеразвивающие упражнения, исходя из показаний здоровья и физической подготовленности учащихся, степени освоенности этих физических упражнений.
Учитывая материальную базу школы и психо-физические возможности учащихся раздел "Лыжная подготовка" заменён разделом "Игры на свежем воздухе".
Планирование программного содержания целесообразно начинать с освоения учащимися учебного материала из подраздела "Оздоровительная и корригирующая гимнастика", входящего в раздел "Физическое совершенствование". Освоение этого материала осуществляется учащимися на основе положений индивидуального подхода с ориентацией на достижение некоего общего для группы школьников уровня показателей функционального состояния организма, двигательной и физической подготовленности. При использовании данной ориентации объективно складываются условия, когда, с одной стороны, становится возможным постепенное введение в педагогический процесс программного материала из подраздела "Физическая подготовка", а с другой - "перевод" самого педагогического процесса на методику дифференцированного подхода.
Данная программа соответствует основным требованиям и не вызывает затруднений при прохождении её разделов.
Специальные медицинские группы комплектуются врачом, по учебным группам в соответствии с показаниями их здоровья.
Распределение программного
материала
(в учебных часах)
Разделы и темы программного материала | 1 группа 1 - 4 кл. |
2 группа 5 - 7 кл. |
3 группа 8 - 9 кл. |
Основы знаний о физической культуре | 1 | 1 | 1 |
Способы деятельности | 1 | 1 | 1 |
Физическое совершенствование: оздоровитпелъная и корригирующая гимнастпика гимнастика с основами акробатики легкая атлетика игры на свежем воздухе подвижные и спортивные игры |
66 16 14 20 6 10 |
66 16 14 20 6 10 |
66 16 14 20 6 10 |
Итого: | 68 | 68 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1-4 кл.)
Основы знаний о физической культуре.
Физическая культура в укреплении здоровья человека.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры. Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки, физкультминуток, комплексов упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; подвижные игры во время прогулок. Уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки без предметов и с предметами (гимнастической палкой, обручем, скакалкой, мячом), на развитие мышц туловища, на профилактику плоскостопия; на развитие равновесия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы) в положении лежа, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.
Ходьба: с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; с изменяющейся длиной шага и скоростью; на носках и пятках; в парах, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; "гусиным шагом").
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения в парах; из разных исходных положений; с высоким подниманием бедра; с "захлестом" голени; с различным положением рук.
Комплексы упражнений из ЛФК разработаны в соответствии с рекомендациями врача и учителя ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни:
- специальные упражнения для глаз;
- упражнения для снятия утомления глаз;
- упражнения для снятия нервно-психического напряжения;
- упражнения, способствующие выработке правильной осанки:
- для шейного отдела позвоночника;
- для грудного и пояснично-кресцового отделов позвоночника;
- комплекс физических упражнений коррекционной направленности;
- биокоррекция.
Ритмическая гимнастика: танцевальные упражнения (стилизованные шаги "полька"); имитационные упражнения (подражание передвижению животных); упражнения в чередовании движений с большой и укороченной амплитудой; наклоны туловища в разных направлениях, стоя на месте и в движении; общеразвивающие упражнения в разных исходных положениях (лежа, сидя, в упорах и стойках), выполняемые с разным ритмом и темпом.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; выполнение команд "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Налево!", "Направо!", "Шагом марш!", "Наместе!", "Стой!"; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в группировке (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по гимнастическому "коридору" (20 см.);
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения ("змейкой", "противоходом", по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, малого мяча в вертикальную цель способом "с колена"; броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень способом "из-за головы" стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90 на точность приземления, вперед, левым и правым боком по разметкам.
Игры на свежем воздухе: игры на развитие внимания, координации и точности движений "Точно в цель", "Вызов номеров", "Через холодный ручей", "Пустое место";игры на развитие ловкости, способности к коллективным действиям, чувства сплоченности команды: "Паук", "Веревочка", "Зеркало".
Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений: "Становись-разойдись", "Смена мест", "Отгадай, чей голос?"; "Прокати быстрее мяч!", эстафеты по типу: "Веревочка под ногами"; игры "У медведя во бору "," Бой петухов "," Совушка "," Салки-догонялки ", "Не урони мешочек", "Пройди бесшумно". На материале легкой атлетики - эстафеты; игры ("Не оступись", "Рыбки", "Пингвины с мячом", "Пятнашки", "Кто быстрее", "Быстро по местам", "К своим флажкам", "Точно в мишень", "Третий лишний").
На материале спортивных игр: футбол - удар внутренней стороной стопы ("щечкой") по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся навстречу и после ведения: подвижная игра: "Точная передача"; баскетбол - ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы): подвижные игры:"Брось-поймай", "Охотники и утки", "Метко в цель".
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения программного материала
по физической культуре учащиеся специальной
медицинской группы № I должны иметь
представления:
о связи занятий физическими упражнениями с
укреплением здоровья;
Уметъ: (выполнять с учителем)
- выполнять комплексы физкультминуток;
- выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений на развитие отдельных мышечных групп;
- выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений;
- выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
- выполнять элементы спортивных игр;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
- гибкость - из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
- быстрота - скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
- выносливость - ходьба в течение одной минуты, м;
- сила - прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
- координация - передвижение по напольному "коридору" шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (5-7 кл.)
Основы знаний о физической культуре
Режим дня и личная гигиена. Правила поведения и техники безопасности на уроках физич.к.
Физические упражнения, их отличие от естественных (бытовых) двигательных действий.
Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: утренняя зарядка; комплексы упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; подвижные игры во время прогулок.
Развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации.
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: на формирование правильной осанки без предметов и с предметами (гимнастической палкой, обручем, скакалкой, мячом), на профилактику плоскостопия, на развитие равновесия; упражнения с разным типом дыхания (в положении лежа, стоя на месте и в движении); упражнения на профилактику нарушений зрения; упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Ритмическая гимнастика: упражнения в чередовании движений с большой и укороченной амплитудой; стилизованные (имитационные) способы ходьбы в чередовании со стилизованными способами бега и прыжков; наклоны туловища в разных направлениях, стоя на месте и в движении; общеразвивающие упражнения в разных исходных положениях (лежа, сидя, в упорах и стойках), выполняемые с разным ритмом и темпом.
Ходьба: с изменяющейся длиной шага и скоростью, в приседе, левым и правым боком, на носках и пятках.
Бег: в парах, из разных исходных положений; с высоким подниманием бедра; с "захлестом" голени; с различным положением рук.
Комплексы упражнений из ЛФК разработаны в соответствии с рекомендациями врача с учетом инд. состояния здоровья и характера протекания болезни: см. приложение 1
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; повороты кругом с разделением по команде "Кругом! Раз-два"; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией, по кругу, по диагонали и "противоходом". Акробатические упражнения: из положения лежа на животе последовательное поднимание головы и ног; прогибание ("лодочка"); из положения лежа на спине группировка; перекаты на спине в группировке; прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед; висы (стоя, лежа, на руках). Прыжок на горку матов; передвижение по гимнастическому "коридору" с предметами и без предметов; горизонтальное передвижение по гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке одноимённым способом в чередовании с разноименным (вверх одним способом, а вниз - другим и наоборот); ходьба по наклонной скамейке (вверх и вниз).
Легкая атлетика: ходьба с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью, низкий старт с последующим ускорением, бег с изменением темпа шагов и скорости передвижения, броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень способом "из-за головы" стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90° на точность приземления, вперед, левым и правым боком по разметкам, в длину с прямого разбега.
Игр на свежем воздухе: игра на развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча: "Поймай мяч"; игры на развитие координации движений, внимания: "Вороны и воробьи", "Живая корзина", "К своим флажкам", "Пустое место".
Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики ("Отгадай, чей голос?", "Что изменилось?", "Эстафеты с обручами", "Гимнастическая полоса препятствий"); на материале легкой атлетики ("Волк во рву", "Вызов номеров", Мышеловка"); ; на материале спортивных игр: футбол - остановка катящегося мяча, ведение мяча по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек, подвижные игры ("Гонка мячей", "Футбольный бильярд"); баскетбол - передвижения без мяча в стойке баскетболиста (приставными шагами правым и левым боком, остановка в шаге), ведение мяча на месте, по прямой, с остановками по сигналу, ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах (стоя на месте и с продвижением приставными шагами), подвижные игры ( "Мяч соседу", "Бросок мяча в колонне"); волейбол - специальные упражнения (подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние), подвижные игры ("Охотники и утки", "Волна").
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения содержания учебного материала учащиеся группы № II специальных медицинских групп должны иметь представления:
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах поведения на занятиях физической культурой;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений на формирование правильной осанки.
Уметъ: (выполнять с помощью учителя)
- измерять физические качества: силу (прыжок в длину с места), быстроту (скорость простой реакции), гибкость (подвижность позвоночника);
- выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;
- выполнять индивидуальные комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств (с учетом медицинских показаний);
- выполнять комплекс ритмической гимнастики (низкой интенсивности);
- выполнять упражнения на гибкость, напряжение и расслабление мышц туловища;
- выполнять ловлю и передачу мяча в парах стоя на месте и при передвижении приставным шагом;
- выполнять метание малого мяча в цель;
- выполнять прыжки через скакалку на двух ногах на месте.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
- гибкость - из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
- быстрота - скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
- выносливость - равномерный бег - 200 м;
- сила - прыжок в длину с места (на технику);
- координация - передвижение по гимнастическому "коридору" (ширина 20 см) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (8-9 кл.)
Основы знаний о физической культуре
Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию, одежде и месту проведения занятий.
Физические упражнения, их разновидности (общеразвивающие, подводящие, соревновательные) и правила выполнения.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, их основные различия (правила игры).
Способы деятельности
Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).
Выполнение комплексов общеразвивающих (ОРУ) упражнений для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, ориентировка в пространстве и во времени при различной интенсивности движений.Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: футбол, баскетбол, волейбол.Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на профилактику нарушения осанки (без предметов и с предметами), на развитие мышц туловища, развитие равновесия; упражнения на согласование движений и дыхания, с произвольным усилением и задержкой дыхания; упражнения на развитие гибкости (для верхних и нижних конечностей с большой амплитудой движения, для позвоночника с большой амплитудой движений), на напряжение и расслабление мышц различных звеньев тела и мышц туловища.
Ритмическая гимнастика: комбинации из общеразвивающих и танцевальных упражнений, различных передвижений ходьбой, прыжками, бегом, выполняемых под музыкальное сопровождение.
Комплексы упражнений из ЛФК разработаны в соответствии с рекомендациями врача с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: акробатические упражнения (кувырок вперед в группировке с помощью, выпады с наклоном туловища вперед и назад, в правую и левую стороны, прыжки через гимнастическую скакалку, стоя на месте и с продвижением вперед, маховые движения ногами из виса на руках); прикладно-гимнастические упражнения (из виса лежа на низкой гимнастической перекладине попеременное поднимание прямых ног, сгибание и разгибание рук, передвижения ходьбой по гимнастическому "коридору" (15 см.) с поворотами и маховыми движениями руками, с выполнением упражнений в статическом равновесии).
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения ("змейкой", "противоходом", по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускорением. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с продвижением вперед и назад, в длину и высоту с места; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы, малого мяча в вертикальную цель способом "с колена"; броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого на точность и дальность стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90 на точность приземления, вперед, левым и правым боком по разметкам.
Игры на свежем воздухе: игры на развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений "Пятнашки мячом", "Змейка", "Круговая лапта", игры на развитие равновесия и точности движений "Ногой по мячу", "Волейбол в кругу".
Подвижные игры: на материале гимнастики с основами акробатики ("Парашютисты", "Сюжетные игры по станциям", "Догонялки на марше", "Увертывайся от мяча", эстафеты с различными предметами.); на материале легкой атлетики ("Защита укрепления", "Стрелки", "Кто дальше бросит", различные варианты эстафет). На материале спортивных игр: футбол - удар ногой, с разбега, по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную и вертикальную мишень (с расстояния 7-8 м.), ведение мяча между предметами и обводка предметов, подвижные игры ("Передал-садись", "Передай мяч головой"); баскетбол - ведение мяча вокруг стоек ("змейкой"), ловля и передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, бросок мяча от плеча и из-за головы стоя на месте, подвижные игры ("Попади в кольцо", "Гонка баскетбольных мячей"); волейбол - прием мяча снизу двумя руками, передача сверху двумя руками вперед-вверх, прямая нижняя подача, подвижные игры ("Не давай мяча водящему", "Мяч в воздухе").
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения содержания учебного материала учащиеся группы № III должны
иметь представления:
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.
Уметь:
- выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в зависимости от медицинских показателей);
- выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
- выполнять комплексы упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
- гибкость - из положения сидя наклон вперед (касание руками стоп);
- быстрота (по выбору) - скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); "темпинг-тест" (количество окрестных касаний поверхности листа бумаги карандашом за 10 с);
- выносливость - равномерный бег, 300 м;
- сила - прыжок в длину с места, см;
- координация - метание малого мяча на точность.