Пояснительная записка
Введение
Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.
Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.
Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.
В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Психическое здоровье - фундамент духовного развития. В последнее время отмечается рост пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
По определению известного психолога Р.С.Немова коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.
Составитель словаря "Педагогическое речеведение" А.А.Князьков, ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева, даёт более ёмкое определение коммуникативных способностей. У него, коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. Из определения следует, что коммуникативные способности обладают сложной, уровневой структурой.
По мнению педагога Е.Юдиной, взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребёнка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребёнок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Важна и социально-психологическая атмосфера детского коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития дошкольника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребность ребёнка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей.
По мнению Л.С.Выготского, положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна "окружающая ребёнка атмосфера" социальной мысли, внешнее педагогическое влияние.
Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.
Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые - ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как, застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
По мнению психолога Л.И.Катаевой, застенчивость - сложное состояние, и оно может оказать самые разнообразные воздействия - от ощущения лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжёлых неврозов.
Застенчивость, нерешительность и неуверенность в себе свойственна многим детям и взрослым. Наверное, её можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение.
Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими:
- отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых;
- невозможность выразить своё мнение и отстоять свои права;
- боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, и т.д.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача и психолога, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся "недостаток". Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Фиксации внимания на таком поведении вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания негативно влияют на психику ребёнка.
Существуют и более сложные причины - психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально - личностная сфера: недостаточная сформированность диффренциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объём мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляции и тонкой моторики, - всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой "дефект", и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё мнение, повышенная ранимость и неуверенность в себе. А ведь общение со сверстниками становится всё более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности - А.Н.Леонтьев, А.М.Шахнарович), психологии (теория общения - А.А.Боданев, Б.Ф.Ломов), психоаналитики (теория речи - А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
Над проблемой развития коммуникативных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста работают О.М.Казарцева, Т.А.Ладынежская, М.Р.Львов, А.Г.Арутаева, Л.М.Шипицина и др.
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются нами с учётом исследований Н.В.Клюевой, Ю.В.Касаткиной, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной.
Методики обследования самооценки у детей, уровня общительности педагогов, уровня родительского отношения, уровня межличностных отношений ребёнка с родителями представлены в литературе рядом авторов: В.Г.Щур, В.Ф.Ряховского, А.Я.Варги и В.В.Столина, Г.Т.Хоментаускаса.
Программа "Вместе весело шагать:" - это комплексные занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.
Цель программы:
- развитие социальных умений коммуникативной гибкости,
- создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей,
- формирование "позитивного отношения к своему "Я",
- профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.
Задачи программы:
- Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
- Развить язык жестов, мимики и пантомимики, понять, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
- Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
- Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Принципы реализации программы
В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Сроки реализации и возраст детей
Занятия рассчитаны на 2 года и проводятся с ноября по март месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Октябрь, апрель - диагностика.
Ведущей формой работы являются тренинги.
Для работы с детьми, имеющими личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе) применяется цикл из 38 занятий (19 занятий в старшей группе, 19 занятий в подготовительной группе).
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей.
Рекомендации по проведению занятий
В нашем учреждении созданы все условия для проведения тренингов с детьми: занятия проводятся в специально оборудованном помещении, в котором все участники могут свободно располагаться и передвигаться. Во время занятий детям предлагается сидеть на мягких пуфах или на ковре в кругу, так как форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
В начале и в конце тренинга нами используется ритуальная игра для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием ребятами какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок - итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе тренинга.
Стиль ведения занятий должен быть эмоциональным и непринуждённым. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Специалист должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда суметь выправить психологически неблагоприятную ситуацию. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников.
Оборудование
Для занятий по предлагаемой программе используются:
- пуфики по количеству детей или мягкие диваны, столы;
- массажные мячи и коврики;
- релаксационные коврики.
Специальная атрибутика:
- волшебный сундук;
- шапка-невидимка;
- ковёр-самолёт;
- волшебная палочка;
- камень-талисман;
- добрый и злой стулья;
- микрофон;
- театральная ширма.
Дидактический материал:
- альбомы для рисования;
- фломастеры не менее 12 штук;
- фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
- схемы-эмоции.
Техническое оснащение занятий:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- музыкальный центр;
- цифровой фотоаппарат;
- система караоке.
Структура программы
Программа "Вместе весело шагать:" состоит из трёх разделов:
"Я и эмоции"
Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.
Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
"Я+Я"
Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.
"Я и моё окружение"
Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
Задачи 1-го раздела:
Старшая группа
- углубить знания детей о базовых эмоциях радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
- учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям;
- учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства мимики, пантомимики, интонации;
- развить у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Подготовительная группа
- закреплять полученные знания об эмоциях;
- расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
- продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Задачи 2-го раздела:
Старшая группа
- способствовать осознанию ребёнком своего имени;
- учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, пол, походка);
- формировать адекватную самооценку;
- способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств);
- помогать ребёнку поверить в свои силы;
- гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
Подготовительная группа
- способствовать психическому и личностному росту детей;
- продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я";
- помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;
- помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;
- гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
Задачи 3-го раздела:
Старшая группа
- расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;
- дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения;
- сформировать позитивное отношение к сверстникам;
- учить понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
Подготовительная группа
- учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
- дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности;
- сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
Структура тренинга состоит из четырёх этапов:
1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.
2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:
- развивающие игры-драматизации;
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие навыков общения;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- этюды;
- сочинение историй;
- беседы и рассказы;
- мини-конкурсы.
Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.
Таблица 1. Тематический план занятий
Раздел | Темы занятий | Время проведения | |
Старшая группа | Подготов. группа | ||
"Я и эмоции" | Радость Удивление Страх Гнев Горе Наши эмоции |
1.Азбука настроения 2. Отгадай эмоцию 3. Язык жестов и движений 4. Давайте жить дружно 5. Эмоциональное состояние 6.Игры,упражнения, этюды |
1 н. ноября 2 н. ноября 3 н. ноября 4 н. ноября 1 н. декабря 2 н. декабря |
"Я+Я" | 1.Тайна моего имени 2. Автопортрет 3. Мой внутренний мир 4. Мой любимый сказочный герой 5. Мой ласковый и нежный зверь 6. Мой волшебный дом 7. Я знаю, я умею, я могу. |
Автопортрет Узнай себя Я знаю, я могу Мои желания Волшебное зеркало Моя волшебная страна Я нужен |
3 н. декабря 4 н. декабря 2 н. января 3 н. января 4 н. января 1 н. февраля 2 н. февраля |
"Я и моё окружение" | Мы так похожи Мы такие разные Язык жестов и движений Давайте жить дружно Мальчики и девочки С кем я живу |
Найди друга Мои друзья Мальчики и девочки Одна команда Перевоплощение Танцеваный марафон |
3 н. февраля 4 н. февраля 1 н. марта 2 н. марта 3 н. марта 4 н. марта |
Итого: | 19 занятий, 19 часов |
19 занятий, 19 часов |
|
Всего: | 38 занятий, 38 часов |
Диагностика проводится в октябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в апреле месяце (после окончания курса программы).
Дети, перешедшие на 2-й год обучения диагностируются вновь на следующий учебный год.
Для обследования детей, родителей и воспитателей применяются:
Методика В.Г.Щур "Определение самооценки", опубликованная в книге Н.В.Краснощёковой "Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста (4), (см. приложение 1);
Проективная методика Г.Т.Хоментаускаса "Рисунок семьи", которая исследует уровень межличностных отношений ребёнка с родителями (4), (см. приложение 2);
Тест-опросник (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опубликован в книге Е.И.Рогова "Настольная книга практического психолога" (3), (см. приложение 3);
Тест-опросник В.Ф.Ряховского, который оценивает уровень общительности воспитателя (педагога), напрямую является важным показателем для успешной реализации нашей программы, так как воспитатель должен обладать коммуникативными навыками: быть примером для детей и помогать им преодолевать трудности в общении (3), (см.приложение 4).
Методы и приёмы обучения
Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения; танцевальная терапия; подвижные игры.
Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.
Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.
Ожидаемые результаты
Старшая группа
Знать:
- различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
- о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
- какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают.
Уметь:
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
- различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
- сравнивать эмоции;
- контролировать свои эмоциональные реакции;
- оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения;
- уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
- выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.
Подготовительная группа
Знать:
- об относительности в оценке чувств;
- что такое "мужественность" и "женственность", понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
- что означают их имена.
Уметь:
- понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
- устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
- выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;
- рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
- переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;
- общаться , несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
- оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
- изображать на рисунке своё внутреннее состояние.
Список литературы.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.
- Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
- Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.-М.: Просвещение, 1986.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2000.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 1999.
- Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.-Миниск: Гамма, 1995.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
- Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.
- Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.