Цели:
- обобщить знания учащихся по теме;
- показать, как одна из основных линий курса математики средней школы “Уравнения и неравенства ” (в частности – показательные уравнения и неравенства) реализуются в содержании ЕГЭ.
Оборудование: проектор, презентация.
Ход урока
- Постановка цели урока.
Отмечается, что на уроке учащиеся смогут проверить, как усвоена тема, и выделить те моменты, в которых есть пока затруднения, с тем, чтобы в дальнейшем совершенствовать свои знания. Учащиеся смогут проследить, как меняется степень сложности заданий от группы “А” до группы “С”.
- Сообщение ученика: (Слайд 2)
Показательная функция.
- Показательной функцией называется функция вида у = ах, где а - заданное число, а>0, а ≠ 1.
- Область определения функции - множество всех действительных чисел.
- Множество значений функции - все положительные числа.
- Показательная функция у = ах является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если, а>1, и убывающей, если 0 < а < 1
График показательная функция имеет вид (Слайд 3).
- Практические задания.
Учащимся предлагаются задания из части (А) (Слайд 4)
- Укажите функцию, убывающую на всей области определения
- y = 0,5-x;
- у =
- у =
- у = 4,5х
Ответ: 3
- Найдите множество значений функции у = 2х - 3.
- (-∞; +∞);
- (-∞; -3);
- (-3; +∞);
- (3; +∞)
Ответ: 3
- Найдите наименьшее целое значение функции у = - 3.
- -3
- -2
- 3
- 1
Ответ: 2
Самоконтроль.
Учащиеся проверяют свои результаты. (Слайд 5)
Сообщение ученика.
Рассмотрим различные способы решения 2го задания: (Слайд 6). Графический способ.
Учитель отмечает, что необходимо владеть различными способами решения и предлагает задание: (Слайд 7)
(А4) Найдите множество значений функции у =
- (-∞; +∞);
- (0,5; +∞);
- (-3; +∞);
- (0;0,5)
При нахождении множества значений функции сложно использовать графический способ. (Слайд 8), (Слайд 9).
(В1) Найдите наибольшее целое значение функции
При нахождении множества значений данной функции воспользуемся свойством возрастания функции,
, где m =3- cos(2x).
Так как -1 ≤ cos(2x) ≤ 1 , то 2 ≤ m ≤ 4. Множество значений функции при 2 ≤ m ≤ 4, есть отрезок .
Наибольшее целое значение функции: -3. Ответ: -3.
(В2) При каком значении р функция имеет максимум в точке xo = -2?
Рассмотрим функцию , где m = 3x2 - px + 8.
Так как функция убывающая, то она будет принимать наибольшее значение при наименьшем значении m. Рассмотрим функцию: m = 3x2-px+8. Это квадратичная функция, её графиком является парабола с ветвями, направленными вверх. Наименьшее значение эта функция принимает в вершине параболы x вершины =. Учитывая, что в условии задачи: функция имеет максимум в точке хо = - 2, то остаётся решить уравнение . Откуда будем иметь: р = -12. Ответ: - 12.
(Слайд 10). (С) Найдите множество значений функции если х ≤ 1
Решение. Область определения данной функции: (-∞; 0)(0;1); (Слайд 11)
Используя определение модуля, запишем данную функцию в виде:
у = 3х
Изобразим в системе координат график этой функции: (Слайд 12)
у =3х - 4 |
(Слайд 13)
При 0 < x ≤ 1 множество значений выражения (3x - 4) есть интервал (-3; -1). При 0 < х множество значений выражения есть интервал (5; + +∞) .
Объединяя эти два интервала, будем иметь множество значений функции если x ≤ 1.
Ответ: (-3; -1)(5; +∞)
Учитель отмечает, что это задание можно решить с помощью уравнения с параметром.
Сообщение ученика: (Слайд 14)
- Показательные неравенства
Решение показательных неравенств часто сводится к решению неравенств вида:
ах > ay или ах < ay .Эти неравенства решаются с помощью свойств возрастания или убывания функции: для возрастающей функции: большему значению функции соответствует большее значение аргумента, а для убывающей функции - большему значению функции соответствует меньшее значение аргумента.
- Практические задания.
(Слайд 15) Примеры заданий из ЕГЭ.
(А1) Решить неравенство: 3х<81. Ответ: (-∞; 4)
(А2) Решить неравенство: . Ответ:
(А3) Решить неравенство <9. Ответ: (-1;2).
(А4) Решите показательное неравенство: . Ответ: (2,5 +∞)
(А5) Решить неравенство 16х + 4х - 2 > 0. Ответ:(0; +∞).
Самоконтроль. (Слайд 16) Учащиеся имеют возможность проверить себя.
(Слайд 17) Эти задания решает ученик у доски. (В1) Найдите наибольшее целое отрицательное решение неравенства Ответ: -1.
(В2) Найдите произведение наибольшего целого и наименьшего целого решения неравенства. . Ответ: 1.
(А3) Найти область определения функции Ответ: (14; +∞)
- Поиск “путей” решения
(Слайд 18).Учитель предлагает рассмотреть неравенство и ответить на вопрос – “ Что в этом неравенстве Вам не нравится?”
(С) Решите неравенство .
(Слайд 19)
Ответ: (-∞; 1) (2+∞).
(С) Найдите все значенья х, для которых точки графика функции
лежат ниже соответствующих точек графика функции .
Ответ: .
Сообщение ученика (Слайд 22)
Показательные уравнения.
Уравнение, которое содержит неизвестное в показателе степени, называется показательным уравнением.. Самое простое показательное уравнение имеет вид: ах = b , где a > 0, a ≠ 1 (1)Утверждение 1. Уравнение (1) имеет единственное решение x = logab при b > 0 и не имеет решений при b ≤ 0.
Примеры:
Решить уравнения:
- 2x = -4,
- 2x = 4,
- 2x = 5.
Некоторые показательные уравнения сводятся к уравнениям вида (1)-(3) с помощью равенств:
- ax· ay = ax+y,
- (ax) y = ax·y,
- ax· bx = (ab)x.
Например:
Решите самостоятельно. (Слайд 23)
- Решите уравнение . Ответ: 8.
- Решите уравнение . Ответ: 6.
- Решите уравнение 2х · 3х = 36х. Ответ: 0; 0,5.
- Решите уравнение 2х + = 76 Умножая обе части уравнения на 16 будем иметь
16·2х + 3·2х = 76·16, 19·2х = 76·16, , 2х = 22·24, откуда х = 6
Ответ: х = 6
Самопроверка.
(Слайд 24) Учащиеся проверяют полученные результаты.
Рассмотрим другие способы решения показательных уравнений: (Слайд 25)
Предложенные уравнения решают на доске.
- (А1) Решить уравнения 2x+3·2x-4 = 76.
Вынося в левой части уравнения за скобки общий множитель 2х-4, получаем
2х-4 (24+3) = 76,
2х-4 · 19 = 76,
2х-4 =4,
2х-4 = 22,
х = 6.
Ответ: 6.
- (А2) Решить уравнение 9х - 4·3х - 45 = 0. Заменой 3х= t данное уравнение сводится к квадратному уравнению t2 - 4t – 45 =0. Решая это уравнение, находим его корни: t 1 = 9, t 2= -5. Имеем уравнение 3х= 9, откуда х = 2, а уравнение 3х= -5, не имеет корней. Ответ: 2.
- (А3) Решить уравнение 4х - 28·4-х + 3 = 0.
Умножим обе части уравнения на 4х ≠ 0,
тогда получим уравнение 42х + 3·4х - 28 = 0.
Сделаем замену 4х = t , тогда уравнение
будет иметь вид t2 + 3t - 28 = 0,
откуда
4х = - 7, 4х= 4.
Уравнение
4х = - 7 не имеет корней.
Уравнение
44= 4 имеет корень х = 1.
Ответ: 1.
- (В4) Решите уравнение 16·9х - 25·12х + 9·16х = 0
Данное уравнение 16·32х -25·3х -4х + 9·42х
= 0 сведём к квадратному уравнению, поделив обе части уравнения
на 42х ≠ 0,
тогда уравнение будет иметь вид: 16·-
25+ 9= 0.
Сделаем замену
= t ,
имеем
16t 2 - 25t + 9 = 0,
откуда
=1 или
=
.
Корни уравнения х
= 0, х = 2.
Ответ: 0; 2.
- (В5) Решить уравнение 3х+3 +3х = 7х+1 + 5·7х.
Разложим левую и правую части уравнения на множители: 3х(33 + 1) = 7х(7 + 5), 3х·28 = 7х·12, разделим обе части уравнения на 28·7х ≠ 0, тогда уравнение примет вид: , откуда легко увидеть, что х = 1. Ответ: 1.
- (В6) Решите уравнение
Так как 3 > 0, 3≠1, то исходное уравнение равносильно уравнению |х-1|=|х+3|. Возводя это уравнение в квадрат, получаем его следствие (х-1)2= (х+3)2, откуда х2-2х+1=х2+6х+9, 8х = -8, х = -1. Проверка показывает что х = -1 - корень исходного уравнения. Ответ: - 1.
- (В7) Решите уравнение (4·9х+12х - 3·16х) = 0
Произведение равно нулю, когда один из множителей равен нулю, а другой при этом существует. =0 при , а существует этот множитель при .
- Решим уравнение 4·32х + 3х·4х·- 3·42х =0.
Разделим
обе части уравнения на 42х ≠ 0,
тогда уравнение примет вид: 4·+-3=0.
Сделаем замену
= t , тогда уравнение
можно записать в виде 4·t 2+t -3=0,
откуда = -1 или
.
Уравнение = -1 не имеет корней, уравнение
имеет один корень х = 1.
При х =1 второй множитель левой части
уравнения обращается в нуль, но
не существует при х=1, поэтому х=1
не является корнем исходного уравнения. Уравнение
(4·9х
+12х - 3·16х) = 0 имеет единственный корень 1,5.
Ответ: 1,5.
Ученик решает на доске. (Слайд 26)
- (С) Решить уравнение 25х-1·34х+1·73х+3 = 504х-2
Для решения данного уравнения разложим на простые множители число 504= 23·32·7. Тогда уравнение примет вид:
25х-1·34х+1·73х+3=(23·32·7)х-2,
25х-1·34х+1·73х+3= 23(х-2) ·32(х-2)
· 7х-2,
25х-1·34х+1·73х+3 = 23х-6·32х-4·7х-2
разделим обе части уравнения на
23х-6 · 32х-4 · 7х-2 ≠ 0,
применяя свойства степени ,
будем иметь: (2·3·7)2х+5 = 1 или
422х+5 = 420.
Откуда получаем 2х + 5 = 0, х = -2,5.
Ответ : -2,5.
Резервное задание
- (С) Решите уравнение
Для решения данного уравнения воспользуемся определением модуля
Пусть 2х-1≥0, тогда уравнение примет вид: 4·(2х -1) = 5·4х+2 + 2х+4 -6, применим свойства степени и выполним тождественные преобразования:
4·2х - 4 = 5·4х ·16 + 2х ·16 - 6,
80·4х + 12·2х - 2 = 0,
40·4х + 6·2х - 1 = 0.
Последнее уравнение сводится к квадратному относительно t = 2х: 40·t2 + 6·t - 1 = 0, где t - 1≥ 0. Корни квадратного уравнения: . Но ни при одном значении t не выполняется условие t - 1 ≥ 0.
Пусть 2х - 1< 0 тогда уравнение примет вид: 4·(1-2х) = 5·4х+2 + 2х+4 -6,
4 - 4·2х = 80·4х + 16·2х - 6,
80·4х + 20·2х - 10 = 0,8·4х +2·2х -1 = 0, полагая t = 2х, t - 1< 0, 8·t2 + 2·t - 1 = 0, откуда t1 = , t2 = . Условие t - 1< 0 выполняется при всех, найденных, значениях t.
Рассмотрим уравнения: 2х = , 2х = . Первое уравнение не имеет решения, а из второго следует, что х = - 2. Ответ: -2.
- Обсуждение результатов урока.
- Постановка задачи для самоподготовки.
Учащимся предлагается подборка заданий по теме.