Цели урока.
- Образовательные: обобщение знаний об обыкновенных дробях, действий над ними.
- Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе, формирование умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
- Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с другими науками, формирование представлений об историческом развитии понятия дроби, об единстве мира.
Оборудование урока:
- мел,
- доска,
- указка,
- плакат,
- карточки с заданиями,
- карточки с ответами,
- оценочные листы,
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Название цели сегодняшнего урока вы узнаете, если отгадаете ребус. Слайд 1.
Итак, сегодня на уроке мы повторим, что мы узнали о дробях, как эти знания вы применяете к выполнению практических заданий. Слайд 2.
Ученица читает стихотворение. (Карточку с записью обыкновенной дроби крепит на доске)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою - знаменатель.
Дробь такую, непременно
Надо звать обыкновенной.
Учитель. Запишем в тетрадях дату, тему урока "Обыкновенные дроби".
3. Историческая справка.
Учитель. Ребята, как вы думаете, в результате чего появились дроби? Какие однокоренные слова вы можете подобрать? (Дробь, дробить, делить).
Два ученика делают сообщение из истории дробей.
- Первое понятие дроби появилось в Древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 18 веке. Происходит слово "дробь" от слова "дробить, разбивать, ломать на части"В первых учебниках дроби назывались "ломанные числа". Современное обозначение дробей берет свое начало в древней Индии. Дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Названия "числитель и знаменатель" ввел в употребление греческий математик Максим Пеануд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение.
Учитель. Задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение.
Раздать оценочные листы.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя. 1. Домашнее задание 2. Решение задач 3. Сигнальные карточки 4. Отгадай предложение 5. Дополнительные баллы Всего Оценка
- "5" - больше 19 баллов
- "4"- 16-19 баллов
- "3"- 12-15 баллов, "2"до12б.
4. Проверка домашнего задания. №1133, 1073, 1068. По учебнику "Математика 5", Н.Я. Виленкин.
Решения записаны на разворотах доски. Учащиеся проверяют, выставляют оценки в Оценочный лист.
5. Устный счет. "Устный счет-гимнастика ума" Слайд 3
- Какие действия с дробями мы знаем?
1)
- 3/5+1/5
- 9/11-4/11.
- Какие правила мы при этом применяем?
- Какие виды дробей мы знаем?
2) Сравнить:
- 5/17 и 6/17;
- 4/9 и 4/5;
- 12/5 и 11/5.
3) Укажите все натуральные значения a, при которых верно неравенство:
- а/13<8/13;
- 4/5>a/5;
- а/11<1/11;
- 4/а>4/5.
4) При каких значениях х дробь 286/2 х 7 будет правильной?
5) Представьте 7 в виде неправильной дроби со знаменателем 1, 2, 3.
Отвечающие учащиеся выставляют оценку в оценочный лист.
6. Решение задач. По карточкам у доски два ученика решают во время устного счета.
- 1 задача. На книжной полке 32 книги. 3/8 из них - словари. Сколько словарей на полке?
- 2 задача. Спортсмен за 10 секунд пробежал 2/5 всей дистанции. За какое время он может пробежать всю дистанцию?
7. Проверочная работа. Слайд 4.
1задача. Завод закупил 120 новых станков. В цехе установили 2/5 полученных станков. Сколько новых станков установили в цехе?
2задача. Миша прочитал 3/4 книги. Сколько страниц в книге, если он прочитал 240 страниц?
3задача. У светофора остановилось 10 машин. Две из них -грузовые, пять - легковые, остальные-автобусы. Какую часть всех машин составляют автобусы?
Взаимопроверка. Результаты проверки заносятся в Оценочный лист. Слайд 5
8. Работа по сигнальным карточкам. (Верно-неверно) Слайд 6.
Верно ли утверждение:
5/7 > 1/7; + 14/7 - правильная дробь; _ 2/3 - правильная дробь; + 19/11 < 18/11; _ 10/10=1; + 1/2 < 1/3; _ 4/3 > 4/6; + 9/10 > 20/9 ? _
Результаты заносятся в оценочный лист.
9. Физкультминутка. Один из учеников - ведущий.
В понедельник я купался, (изображают плавание)
А во вторник рисовал. (изображают рисование)
В среду долго умывался, (умываются)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают)
Очень долго танцевал, (кружатся)
А в субботу, воскресенье (хлопают в ладоши)
Целый день я отдыхал.
10. Повторение действий со смешанными числами.
Учитель. Ребята, при проверке домашнего задания, мы повторили правила выделения целой части из неправильной дроби и запись смешанного числа в виде неправильной дроби. А какие действия вы можете выполнять со смешанными числами?
(Сравнивать, складывать, вычитать)
Давайте поработаем со смешанными числами 3 и 1.
Какое число называется смешанным?
Сравните 3 и 1.
Выполните сложение 3 + 1.
Выполните вычитание 3 - 1 .
Все действия выполняются учащимися на доске, комментируются.
11. Соревнование. "Отгадай фразу".
По вариантам.
Решить уравнение и найти значение выражения. Среди карточек выбрать карточку с ответом, в которой на обратной стороне записано слово. При верном решении получаются фразы.
1 вариант Ответы a) 6 -х = 3 ; 2; Все б) у - 5 = 3; 9; сегодня в) (8 - 4 ) + 2 . 6. молодцы! Другой ответ. 2 вариант
а) 8 - у = 3; 4; Спасибо б) х - 3 = 2; 6; за в) ( 3 + 4 ) - 5 . 2. урок! Другой ответ.
Взаимопроверка. Выставление в Оценочный лист результатов проверки.
12. Дополнительная задача. Когда сгорела треть свечи и еще 3 см, то высота свечи стала равной 3 см. Какой была высота свечи?
Слайд 7. Ответ. 9 см.
13. Подведение итогов урока.
Учитель. Итак, ребята, подведем итоги сегодняшнего урока. При выставлении оценки за урок учитываются оценки за
- домашнее задание;
- решение задач;
- работа по сигнальным карточкам;
- конкурс "Отгадай фразу";
- дополнительные баллы (устный счет, ответы у доски, задача)
Ребята сами оценивают свою работу, вкладывают оценочные листы в тетради, сдают на проверку учителю.
14. При наличии свободного времени. Существует ли связь между математикой и музыкой? А в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые учатся в музыкальной школе, знают, как связаны ноты и дроби. Чтобы найти длину такта, надо сложить дроби.
15. Задание на дом.
- №1213 (восстановить цепочку вычислений),
- №1225 (на повторение),
- №1219 (задача занимательного характера).