Цель урока:
- повторить понятие треугольника и его элементов;
- ввести понятие равных треугольников;
Оборудование: пластилин трех цветов, карандаши трех цветов, ¼ ватмана (4 штуки) угольник большой, таблицы, зеленый и красный маркер, конверты с набором треугольников.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Учитель: Всем добрый день! Начинаем наш очередной урок геометрии. На уроках геометрии мы с вами говорим о предметах, их признаках, свойствах. Сегодня мы продолжаем работу в этом же направлении, поэтому мне хочется пожелать вам успехов, чтобы ваша работа на уроке была плодотворной. Для этого пожмите друг другу руку.
(Создание “ситуации успеха” дети пожимают друг другу руки)
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Учитель: Ребята я позабыла тему сегодняшнего урока, но думаю, вы мне поможете. Разгадав кроссворд, мы вместе с вами узнаем тему нашего урока. Приложение 1 (дети разгадывают кроссворд ).
Учитель: Итак, какая же тема нашего урока?
Дети: ТРЕУГОЛЬНИК
Учитель: запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока.
(Дети записывают тему в тетрадях)
- Постановка учебной задачи.
Учитель: Эта фигура вам знакома. Мы встречались с ней не раз в курсе изучение математики. Мы просто продолжаем изучать данную тему дальше и более глубже. Предлагаю Вам сделать модель треугольника. Но прежде вспомним, из каких элементов состоит треугольник?
Дети: вершина, стороны.
Учитель: Молодцы! Ваша задача сделать модель треугольника. Но треугольник должен быть построен так, что бы цвет вершины не совпадал с цветом стороны треугольника.
(Работа в группах - дети с помощью пластилина и карандашей изготавливают модель треугольника).
Учитель: Замечательные треугольники у вас получились. Пусть это будет символом в изучении геометрии. И вы должны оказать на самой вершине этого треугольника в результате изучения геометрии.
Учитель: Мастерить вы умеете. А теперь давайте построим треугольник в тетради. Но прежде вспомним алгоритм построения:
Дети:
- Выберем любые три точки.
- Соединим точки отрезками.
- Обозначим получившуюся фигуру.
Учитель: Постройте треугольник АЕF
(Дети строят треугольник АЕF)
Учитель: Давайте заполним таблицу опираясь на ваш рисунок
Таблица 1
Треугольник АЕF | АЕF |
Стороны треугольника | АЕ |
АF | |
FE | |
Углы треугольника | АЕF - Е |
ЕАF - А | |
АFЕ - F | |
Вершины треугольника | А |
F | |
Е |
Учитель: Треугольник АЕF обозначаем знаком “маленький треугольник”. Назовите стороны треугольника:
Дети: стороны треугольника – АЕ, АF, FE
Учитель: какие углы видите в данном треугольнике
Дети: в треугольнике Δ АЕF есть следующие углы
- АЕF - Е
- ЕАF - А
- АFЕ - F
Учитель: Назовите вершины треугольника?
Дети: вершины F, А, Е
- “Открытие” нового знания.
Учитель: Посмотрите внимательно на ваш треугольник и на модель треугольника. Что вы можете сказать о сторонах и углах треугольника?
Дети: В треугольнике АЕF сторона АЕ и угол F являются противоположными друг другу.
Дети: Можно сказать и так, что сторона АЕ является противоположной вершине F.
Учитель: Назовите сторону противолежащую А, Е. Назовите углы, прилежащие стороне FE. Между какими сторонами заключен угол Е.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: А теперь поработаем вместе. (Дети берут ¼ часть ватмана с помощью большого угольника и зеленого маркера выполняют указания учителя). Начертите треугольник MNP. На стороне MP отметьте произвольно точку К и соедините ее с вершиной, противолежащей стороне MP. Сколько треугольников получилось.
- Запишите сторону, противолежащую углу К.
- Обозначьте углы, прилежащие к стороне NК.
- Назовите угол, заключенный между сторонами MN и МК.
Учитель: Покажите свои работы (дети поднимают и показывают учителю). Посмотрите на доску и сверьте вашу работу, если есть ошибки, исправьте их красным маркером (дети исправляют ошибки, если таковые имеются).
Учитель: Какие фигуры называются равными?
Дети: две фигуры называются равными, если совпадают наложением.
Учитель: У вас на столах лежат конверты. В каждом конверте набор треугольников. Ваша задача - найти равные фигуры.
Учитель: Найдите самый большой треугольник. Найдите его периметр.
(Дети находят периметр треугольника и делают вывод о том, что треугольник одной группы равный треугольнику другой группы)
Вы нашли равные фигуры. Что вы можете сказать про равные треугольники.
Дети: Если два треугольника равны, то и их элементы равны. То есть стороны и углы одного треугольник соответственно равны элементам другого треугольника. Найдите этот вывод в учебнике. Давайте обобщим наши выводы в виде таблицы.
(Заполняем таблицу №2, при этом обращаю внимание детей, на то, как я обозначаю равные углы и стороны)
Равные треугольники.
сторона | угол | |
1 | ||
2 | ||
3 |
Учитель: Способ сопоставления двух фигур хорош. Но как быть, если имеются участки треугольной формы. Как найти равные участки, если под рукой даже нет инструментов. Можно ли использовать способ наложения?
(Дети высказывают свои мнения)
Учитель: Пусть сегодня для вас это останется загадкой, которую мы с вами будем разгадывать немного позже. Скажите, пожалуйста, какой формы предметы нас окружают?
Дети: геометрической.
Учитель: А вот на вопрос встречаем ли мы в жизни треугольники, кроме уроков геометрии вы ответили сами, выполнив следующие работы который предлагаю вашему вниманию.
(дети просматривают работы, выполненные заранее – фотографии где дети встречают треугольники в жизни. Приложение 2)
- Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Каких целей вы достигли на уроке? Проведите самооценку своих знаний и умений. Если вам было понятно все постройте одни треугольник, если в ходе работы возникали вопросы постройте два треугольника и запишите вопросы, которые вызывают затруднения.
- Домашнее задание.