Цель урока: проанализировать, систематизировать и обобщить материал темы "Закон всемирного тяготения", представить его в виде презентаций.
Задачи:
- Расширить и углубить знания учащихся.
- Развивать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач, для создания проектов.
- Развивать у учащихся умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения.
- Формировать у учащихся коммуникативные навыки, умения работать парами, в группах, умения оценивать деятельность товарища.
Форма урока: защита проектов.
Оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята! Тема нашего урока: "Закон всемирного тяготения". Силу всемирного тяготения и закон всемирного тяготения мы уже изучали в 9 классе. В этом году мы видим, что многие темы повторяются, такова образовательная программа. И цель наша с вами не только углубить знания по ранее изучавшимся темам, но и совершенствовать старые и изучать новые методы и приемы, позволяющие решать ту или иную проблему.
Сегодня мы используем в работе современный метод проектов. И форма урока у нас необычная: сегодня мы будем защищать созданные вами проекты по теме "Закон всемирного тяготения".
Т.к. материал уже изучался ранее, вам было дано домашнее задание создать проекты по теме "Закон всемирного тяготения".
Я вам напомню: проект - это замысел.
Метод проектов (в дословном переводе) - путь замысла или способ планирования.
Метод проектов: совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и с обязательной презентацией этих результатов.
Основной тезис метода проектов: "Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить".
Проекты у всех разные. Мы с вами услышим защиту 4х типов проектов: ролевого, информационного, прикладного и информационно-прикладного.
Конечно, все проекты разные по своему типу, целям и задачам, но все они предполагают изучение закона всемирного тяготения, и цель нашего урока: систематизировать, проанализировать и обобщить материал темы "Закон всемирного тяготения", результаты представить в виде презентаций. И по ходу презентации вы выпишите в тетрадь закон всемирного тяготения, значение гравитационной постоянной.
В создании проектов участвовал каждый из вас, работали в группах и парами, тем не менее, мы с вами не просто слушаем выступление товарища, но и дадим оценку его работе, для этого вам розданы листочки с критериями оценки проектов <Приложение 1>. Оценив работу, вы подсчитаете количество баллов и мы с вами определим рейтинг представленных проектов.
По окончанию презентации каждого проекта вы можете задать вопросы как по теме данного проекта так и по работе над его созданием.
Порядок защиты проектов:
- Проект-реклама
- Информационный проект
- Прикладной проект
- Информационно-прикладной проект.
обсуждение работ учащихся, ответы на вопросы.
Вопросы по теме "Закон всемирного тяготения":
- Можно ли экспериментально в земных условиях проверить закон всемирного тяготения?
- Имеет ли какое-нибудь отношение к закону всемирного тяготения Галилео Галилей?
- Свет испытывает гравитационное притяжение?
- Ньютон открыл закон всемирного тяготения, выяснил ли он природу сил тяготения?
- Притягивается ли Земля к висящему на ветке яблоку?
- Почему опыт Кавендиша называют "опыт по взвешиванию Земли"?
- Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами?
- Почему сидя за партой с товарищами, вы не ощущаете притяжения к нему?
- Почему предметы, находящиеся в комнате, несмотря на их взаимное притяжение, не приближаются друг к другу?
- В чем причина возникновения приливов и отливов в океане?
- Что характеризует гравитационная постоянная?
Подведение итогов:
Какой проект был самым удачным? Каков рейтинг проектов?
Цель урока достигнута или нет?
Вывод: Ребята, вы сделали очень большую работу, проявили усердие, изобретательность, творчество. Все вы заслуживаете высокой оценки.
Д/з. Параграф 23, выбрать из нового сборника 4 любые по выбору задачи с учетом своих способностей.
Следующий урок у нас будет применение знаний к решению задач по данной теме.
Проект-реклама
Цель: преподнести материал по теме "Закон всемирного тяготения" в форме сценического действия и в форме создания буклета и листовки.
Задачи:
- Собрать информацию по теме: "Закон всемирного тяготения".
- Изучить и проанализировать данный материал.
- Ярко, доступно донести информацию до учащихся.
Актуальность темы: Данный проект позволяет заинтересовать и привлечь внимание учащихся к изучению темы "Закон всемирного тяготения".
Реклама:
А вам нравится смотреть на звезды?
2, 3..Конечно нравится!
Глядя на Луну, вы мечтаете побывать на ней?
3, 1.Конечно мечтаем!
Вы хотите знать, почему все тела падают на Землю?
1, 2.Конечно хотим!
3. Тогда изучайте:
Все: Закон всемирного тяготения!!!
Который открыл Исаак Ньютон, гениальный английский ученый, создатель классической физики!
Который гласит: что между любыми двумя материальными точками действует сила взаимного притяжения, прямо пропорциональная произведению масс этих точек и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними .
- Коэффициент пропорциональности называется гравитационной постоянной и равен .
- Эта величина проверена экспериментально, ее измерил замечательный ученый Генри Кавендиш, богатый английский лорд, прослывший чудаковатым и нелюдимым человеком.
- С помощью крутильных весов.
1. Если ваше тело не точечное, не расстраивайтесь! К нему тоже применим закон всемирного тяготения, только формула будет сложнее.
2. И так, если вы хотите знать, почему планеты вращаются вокруг Солнца?!
3. Если вы хотите знать, откуда берутся кометы и метеориты?!
Если вы в ответе за нашу планету!
Все: Изучайте закон всемирного тяготения!!!
Заключение:
Данный вид проекта может быть использован при изучении природоведения в 4 и 5 классах для повышения их интереса к изучению основ естествознания.
Реклама "Закона всемирного тяготения" в виде листовки и буклета <Приложение 2>.
Информационный проект по теме:
"Закон всемирного тяготения" <Приложение 3>.
Цель: изучить и систематизировать дополнительный материал по теме "Закон всемирного тяготения".
Задачи:
- Собрать информацию о законе всемирного тяготения, используя справочные материалы СМИ и библиотеки.
- Изучить и проанализировать собранный материал.
- Обобщить и систематизировать полученные данные по теме и представить их в виде презентации.
Актуальность:
Данный материал позволяет повысить интерес к изучению темы, дает много информации по теме, которой нет в учебниках.
Содержание:
- История открытия закона всемирного тяготения
- Закон всемирного тяготения и границы его применения.
- Практическое значение закона.
Заключение.
Заключение: Проект создан. Поставленная цель проекта выполнена.
Прикладной проект: Мини-сборник задач по теме "Закон всемирного тяготения" <Приложение 4>.
Цель: создание сборника разноуровневых задач по теме "Закон всемирного тяготения".
Задачи:
- Собрать информацию по теме "Закон всемирного тяготения".
- Изучить и проанализировать найденный материал.
- Изучив материалы задачников по физике, осуществить подбор задач по уровням сложности.
- Показать решение нескольких задач.
Актуальность (обоснование данного проекта):
Молодое поколение нашего времени должно быть эрудированным, грамотным, уметь отвечать на многие вопросы и уметь решать многие задачи, в том числе и по физике.
Литература:
- Касьянов В.А. Физика. 10 - М. Дрофа, 2003.
- Кирик Л.А. Физика 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М. Илекса, 2005.
- Кирик Л.А. Сборник заданий и самостоятельных работ для 10 кл.- М. Илекса, 2004.
- Коршунова Л.Н. Механика: Динамика: Пособие по решению задач: - М.: Контур-М, 2004.
Содержание проекта:
- Задачи среднего уровня.
- Задачи достаточного уровня.
- Задачи высокого уровня.
- Примеры решения задач.
Заключение.
Средний уровень предназначен для средне успевающих учащихся и соответствует обязательным программным требованиям.
Достаточный уровень предназначен для хорошо успевающих учащихся, применяющих свои знания в стандартных ситуациях.
Высокий уровень требует от учащихся более глубоких знаний, умения применять свои знания в стандартных ситуациях.
Заключение:
Мини - сборник задач по теме составлен, задачи распределены по уровням, приведено решение нескольких задач. Задачник может применяться учащимися как на уроках, так и при выполнении домашних заданий.
Информационно- прикладной проект <Приложение 5>.
Цель: создание наглядного пособия по теме: "Закон всемирного тяготения" для учащихся в виде слайдов.
Задачи:
- собрать информацию по теме "Закон всемирного тяготения"
- изучить, проанализировать и обобщить данный материал
- создать слайды на основе полученной информации
- предложить комплект слайдов как наглядное пособие для учащихся в виде презентации
Методы:
- Поисковый
- Исследовательский
- Творческий.
Содержание проекта:
1. Фильм.
2. Комплект слайдов.
Просмотр фильма вызывает интерес у учащихся.
Вопросы:
- Почему планеты движутся вокруг Солнца?
- Почему Луна движется вокруг Земли?
- Откуда берутся метеориты?
- Почему наблюдается падение тел на Землю?
- Что общего между всеми этими явлениями ?
побуждают найти на них ответ.
Каждый из предложенных слайдов можно использовать на определенном этапе урока по теме: "Закон всемирного тяготения".
Заключение: наглядное пособие по теме "Закон всемирного тяготения" для учащихся в виде слайдов создано.Цель достигнута.
Список литературы:
- Громов С.В. Физика 10 - М. Просвещение, 2002 г.
- Касьянов В.А. Физика 10 - М. Дрофа, 2003 г.
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 - М. Просвещение, 2003 г.
- Пинский А.А., Разумовский В.Г., Бугаев А.И. и другие. Физика и астрономия 9 - М. Просвещение 2001 г.
- astrogalaxy.ru
- dreamworlds.ru
- elementy.ru
- etake.ru
- kulsi.ru
- pc.ogl.ru
- prodom.by
- taina.aib.ru/biography/iogann-kepler.htm
- uchteh.appee.ru
- vechnostb.narod.ru
Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5.