Класс: 2.
Предмет: русский язык.
Цель урока:
- закрепление умения проверять орфограммы в корне слова (парный согласный на конце слова и перед другим парным согласным),
- тренировка орфографической зоркости,
- развитие связной речи,
- активизация познавательной деятельности учащихся.
План.
- Организационный момент (2 минуты).
- Актуализация (10 минут).
- Совершенствование умений и навыков (10 минут).
- Заключение (15 минут).
- Выставление оценок (3 минуты).
№ | Ход урока | Ответы детей |
1. | Класс поделен на группы. За правильные
ответы начисляются баллы. - Сегодня к нам пришли наши маленькие друзья. Отгадайте загадки и вы узнаете их [1]. Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? Словно ёлка, весь в иголках. Выгнул спину он дугой, Замяукал, кто такой? Появляются игрушки: медведь, ёж, кот. |
Медведь. Ёж. Кот. |
2. | - Вы всё верно угадали. К нам пришли наши
верные друзья и пришли с подарками. На доске: Ме.ве.ь - мё. Ё. - яго.ка Ко. - сли.ки Появляется игрушка - Злюка. - Ой, Злюка стёр некоторые буквы. Поможем нашим друзьям восстановить их. За правильный ответ команда получает 1 балл. - А какую орфограмму мы проверяли? - А как можно проверить эту орфограмму? - Наш сегодняшний урок мы посвятим теме: "Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных". - Какие мы знаем парные согласные? - Ребята, наши друзья приготовили не только подарки, но и интересные задания на наше правило. Задание 1. Нужно по схеме собрать из конструктора Лего парные согласные. Задание 2. Я буду говорить вам слова, на конце которых есть орфограмма, а вы поднимаете табличку с той буквой, которая должна быть в этом слове. Сок, нож, лес, лев, дуб. - Как же мы проверяем парный согласный в слабой позиции? А только ли на конце слов встречается эта орфограмма? Приведите примеры. |
Медведь - мёд Ёж - ягодка Кот - сливки
Парный согласный в слабой позиции Изменить это слово, чтобы после согласного шёл гласный или сонорный согласный. Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш |
3. | - Молодцы! Вы не сделали ни одной ошибки.
И поэтому, я думаю, что со следующим заданием
наших друзей вы обязательно справитесь. А
называется игра "Пирамида". Приложение2. Задание 3. - Из треугольников следует составить пирамиду. На сторонах треугольника есть буква или слово, они должны подходить друг другу по цвету и по правилам русского языка. Кто правильно и быстро соберет пирамиду получает балл. - Какие слова у нас получились? Выпишем их в тетрадь. Подберите проверочные слова. - Когда мы употребляем эти слова? - Составьте предложение о зиме, чтобы в нем было хотя бы одно из данных слов. Запишите. |
Заморозки - морозить, салазки - салазок, снег - снега, прорубь - проруби, шубка - шубы, сугроб - сугробы, лёд - льды, шапка - шапок, кормушка - кормушек. Когда говорим о зиме. Ребята катались на салазках. Зимой дети катаются на салазках. Ребята катаются на льду на коньках. |
4. | - Наши друзья принесли тоже нам текст о
зиме. Но Злюка перепутал все предложения. Задание 4. Поможем восстановить текст. Перед предложением поставьте цифру и прочитайте текст. Берлога. Выпал пушистый снег. В лесной глуши выбрал место для берлоги. Тепло и уютно там. Медведю не страшна зима. Наступила ранняя зима. Занесло им тропки и дорожки в лесу. Он натаскал в своё жильё мягкой душистой хвои. Медведь готовился к зиме. Подует резкий ветер. Ударит мороз. (По И. Соколову-Микитову) - Выпишите из текста слова, где есть парный согласный в слабой позиции. Подчеркните его. Устно объясните их написание. За каждое слово с правильным объяснением начисляется 1 балл. |
1. Наступила ранняя зима. 2. Выпал пушистый снег. 3. Занесло им тропки и дорожки в лесу. 4. Медведь готовился к зиме. 5. В лесной глуши выбрал место для берлоги. 6. Он натаскал в своё жильё мягкой душистой хвои. 7. Тепло и уютно там. 8. Ударит мороз. 9. Подует резкий ветер. 10. Медведю не страшна зима. 11. Снег, тропки, дорожки, медведь, мягкой, мороз, резкий. |
5. | - Какова же тема нашего урока? Как
проверить орфограммы парных согласных по
глухости-звонкости? - В конце урока к нам пришёл сказочный персонаж. Но и тут Злюка поработал. Чтобы узнать, кто к нам пришёл мы должны вставить буквы в слова. Лист разрезан на 4 карточки, на каждой из которой написано слово с пропущенной буквой на конце слова. Если буква пишется правильно, то группа получает 1 балл и карточка переворачивается. Постепенно появляется Колобок. - Кто же это?
Команде, которая получила большее количество баллов выставляются пятерки. - Ребята, вам понравился урок? Что нужно сказать друг другу за хорошую работу? - Наш урок окончен. Друзья ненадолго прощаются с нами. До новых встреч! |
Лоб, глаз, нос, рот. Колобок. |
Литература.
- Казак О.Н. Загадки и скороговорки. СПб.: СОЮЗ, 1997. 270с.
- http://rf.foto.radikal.ru/0708/9d/477413e1f0c7.jpg