Орфограммы парных согласных по глухости — звонкости

Разделы: Начальная школа


Класс: 2.

Предмет: русский язык.

Цель урока:

  1. закрепление умения проверять орфограммы в корне слова (парный согласный на конце слова и перед другим парным согласным),
  2. тренировка орфографической зоркости,
  3. развитие связной речи,
  4. активизация познавательной деятельности учащихся.

План.

  1. Организационный момент (2 минуты).
  2. Актуализация (10 минут).
  3. Совершенствование умений и навыков (10 минут).
  4. Заключение (15 минут).
  5. Выставление оценок (3 минуты).
Ход урока Ответы детей
1. Класс поделен на группы. За правильные ответы начисляются баллы.

- Сегодня к нам пришли наши маленькие друзья. Отгадайте загадки и вы узнаете их [1].

Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?

Словно ёлка, весь в иголках.

Выгнул спину он дугой,

Замяукал, кто такой?

Появляются игрушки: медведь, ёж, кот.

 

 

 

Медведь.

Ёж.

Кот.

2. - Вы всё верно угадали. К нам пришли наши верные друзья и пришли с подарками.

На доске:

Ме.ве.ь - мё.

Ё. - яго.ка

Ко. - сли.ки

Появляется игрушка - Злюка.

- Ой, Злюка стёр некоторые буквы. Поможем нашим друзьям восстановить их. За правильный ответ команда получает 1 балл.

- А какую орфограмму мы проверяли?

- А как можно проверить эту орфограмму?

- Наш сегодняшний урок мы посвятим теме: "Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных".

- Какие мы знаем парные согласные?

- Ребята, наши друзья приготовили не только подарки, но и интересные задания на наше правило.

Задание 1. Нужно по схеме собрать из конструктора Лего парные согласные.

Приложение1.

Задание 2. Я буду говорить вам слова, на конце которых есть орфограмма, а вы поднимаете табличку с той буквой, которая должна быть в этом слове.

Сок, нож, лес, лев, дуб.

- Как же мы проверяем парный согласный в слабой позиции? А только ли на конце слов встречается эта орфограмма? Приведите примеры.

 

 

Медведь - мёд

Ёж - ягодка

Кот - сливки

 

 

 

Парный согласный в слабой позиции

Изменить это слово, чтобы после согласного шёл гласный или сонорный согласный.

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш

3. - Молодцы! Вы не сделали ни одной ошибки. И поэтому, я думаю, что со следующим заданием наших друзей вы обязательно справитесь. А называется игра "Пирамида". Приложение2.

Задание 3.

- Из треугольников следует составить пирамиду. На сторонах треугольника есть буква или слово, они должны подходить друг другу по цвету и по правилам русского языка. Кто правильно и быстро соберет пирамиду получает балл.

- Какие слова у нас получились? Выпишем их в тетрадь. Подберите проверочные слова.

- Когда мы употребляем эти слова?

- Составьте предложение о зиме, чтобы в нем было хотя бы одно из данных слов. Запишите.

 

 

 

 

 

 

Заморозки - морозить, салазки - салазок, снег - снега, прорубь - проруби, шубка - шубы, сугроб - сугробы, лёд - льды, шапка - шапок, кормушка - кормушек.

Когда говорим о зиме.

Ребята катались на салазках. Зимой дети катаются на салазках. Ребята катаются на льду на коньках.

4. - Наши друзья принесли тоже нам текст о зиме. Но Злюка перепутал все предложения.

Задание 4. Поможем восстановить текст. Перед предложением поставьте цифру и прочитайте текст.

Берлога.

Выпал пушистый снег.

В лесной глуши выбрал место для берлоги.

Тепло и уютно там.

Медведю не страшна зима.

Наступила ранняя зима.

Занесло им тропки и дорожки в лесу.

Он натаскал в своё жильё мягкой душистой хвои.

Медведь готовился к зиме.

Подует резкий ветер.

Ударит мороз.

(По И. Соколову-Микитову)

- Выпишите из текста слова, где есть парный согласный в слабой позиции. Подчеркните его. Устно объясните их написание.

За каждое слово с правильным объяснением начисляется 1 балл.

 

 

 

1. Наступила ранняя зима. 2. Выпал пушистый снег. 3. Занесло им тропки и дорожки в лесу. 4. Медведь готовился к зиме. 5. В лесной глуши выбрал место для берлоги. 6. Он натаскал в своё жильё мягкой душистой хвои. 7. Тепло и уютно там. 8. Ударит мороз. 9. Подует резкий ветер. 10. Медведю не страшна зима. 11. Снег, тропки, дорожки, медведь, мягкой, мороз, резкий.

5. - Какова же тема нашего урока? Как проверить орфограммы парных согласных по глухости-звонкости?

- В конце урока к нам пришёл сказочный персонаж. Но и тут Злюка поработал. Чтобы узнать, кто к нам пришёл мы должны вставить буквы в слова.

Приложение3.

Лист разрезан на 4 карточки, на каждой из которой написано слово с пропущенной буквой на конце слова. Если буква пишется правильно, то группа получает 1 балл и карточка переворачивается. Постепенно появляется Колобок.

- Кто же это?

А Колобок пришёл сказать,
Что урок окончен.
И пора поставить "5"
И решить нам точно.
Кто старался, кто трудился,
Не ленился, а учился?

Команде, которая получила большее количество баллов выставляются пятерки.

- Ребята, вам понравился урок?

Что нужно сказать друг другу за хорошую работу?

- Наш урок окончен. Друзья ненадолго прощаются с нами. До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

Лоб, глаз, нос, рот.

Колобок.

Литература.

  1. Казак О.Н. Загадки и скороговорки. СПб.: СОЮЗ, 1997. 270с.
  2. http://rf.foto.radikal.ru/0708/9d/477413e1f0c7.jpg