Внеклассное мероприятие по русской литературе. Тематический классный час "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:

  • портреты писателей-сказочников (А.С. Пушкин, Г.Х.Андерсен, П.П.Ершов и др.);
  • выставка рисунков, сочинений, буклетов к сказкам учащихся 5-го класса.

Эпиграф:

"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Цели:

  • совершенствование навыков коллективной деятельности;
  • прививать любовь к литературным, народным сказкам;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие устной связной речи учащихся на русском языке.

Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик): "Все мы любим сказки <:>

Ребята, в этом году мы узнали, что сказки бывают народные и литературные. Внимательно читая страницы сказок, мы научились определять виды сказок. Оказывается, они бывают богатырскими, бытовыми, волшебными, бывают и о животных.

Но самое главное в сказках - это "намек" как в эпиграфе нашего классного часа: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок:", т. е. сказки учат нас быть добрыми, смелыми, храбрыми, честными, ненавидеть жадность, хитрость, глупость, предательство; в сказках всегда побеждает добро над злом. И это очень здорово, прекрасно! Надо любить и знать сказки!

Игра "Назовите сказку".

Итак, из какой сказки этот отрывок?:

а) ":Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо с шестью головами. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился". (Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо").

б) "Зазвенел колокольчик, который мышка в зубах держала. Кинулся медведь в ту сторону, лапы расставил. "Сейчас, - думает, - поймаю девочку". Да куда там! Мышка-то маленькая, юркая, бегает быстро, под самым носом у медведя уходит. А девочка стоит в углу, помалкивает." (Якутская народная сказка "Юлесит-Кыыс - работящая девочка").

в) "За горами, за лесами
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе"
(П.П. Ершов "Конек-горбунок")

г) "Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару"
(А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике Балде")

д) "Стены Чертогов были наметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведенные прихотью вьюг, тянулись непрерывной грядой, освещенные северным сиянием; самый большой простирался на много-много миль."

(Г.Х. Андерсен "Снежная королева")

Кто же это? По словесному портрету узнайте сказочного героя:

а) "В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился мальчик, которому тогда было не более девяти или десяти лет <:>. Он был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали, однако, несмотря на это, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже грустно. "

(Алеша - А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители").

б) "Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива".
(Царица - А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

в) ":Он смотрел на льдины и все думал, думал до того, что голова у него заболела. Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замерз."

(Кай - Г.Х. Андерсен "Снежная королева")

Вручаются медали "Лучшему знатоку сказок", "Лучшему знатоку героев сказок".

Самопрезентация авторов буклетов к сказкам П.П. Ершова "Конек-горбунок", А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители", А.П. Платонова "Умная внучка", М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб". Учащиеся по заранее заготовленным иллюстрациям к сказкам кратко пересказывают ее содержание.

Инсценировка по страницам сказки А.С Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Царица - Сергеева Сандаара

Нищая черница - Яковлев Ваня

Царевна - Рожина Яна

Пес Сокол - Петров Ефим

Месяц - Петров Степан

Солнце - Яковлев Ваня

Ветер - Герасимова Рита

Королевич Елисей - Петров Ефим

I сцена: Царица с волшебным зеркальцем.

На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".

Как царица отпрыгнет <:>

II сцена: Царевна в тереме семерых богатырей-братьев, появляется нищая черница, на нее кидается пес Сокол.

Царевна:

"Постой, Бабушка, постой немножко
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу".

Берет хлеб и выходит к чернице.

Черница:

"Ох ты, дитяко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне".

Пес не пускает царевну к чернице.

Царевна:

"Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
На ж, лови!".

кидает хлеб чернице, та ловит, собака пытается поймать, но не успевает.

Нищая:

"Благодарствую
Бог тебя благослови,
Вот за то тебе, лови!"

И бросает ей яблоко. Пес хочет перехватить, но царевна ловит его.

Нищая:

"Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".

Быстро уходит. Пес пытается отнять яблоко у царевны, сидит перед ней, грозно воет:

Царевна:

"Что, Соколко, что с тобою?? ляг!"

И уходит в комнату. Садится за пряжу, но все время смотрит на яблоко. Потом встает, подходит к скамейке, берет в руки яблоко, откусывает и падает мертвой.

III сцена: Королевич Елисей ищет свою невесту.

Солнце, Месяц, Ветер, царевна, царица.

Королевич Елисей обратился к красну солнцу:

"Свет наш солнышко ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с теплого весной,
Всех нас видишь над собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".

Солнце:

"Свет ты мой,
Я царевны не видало
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил."
Елисей дождался ночи
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий
И, обычай, твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".

Месяц:

"Братец мой,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою,
Без меня царевна, видно,
Пробежала".

Елисей:

"Как обидно!"

Месяц:

"Погоди: об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".

Елисей кинулся к ветру:

"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".

Ветер:

"Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ни чьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".

Королевич ахает, но идет искать невесту в пещере. В пещере спит царевна. Королевич подходит и разбивает хрустальный гроб.

Царевна просыпается: "Как же долго я спала!". Царевна и Королевич берутся за руки и идут домой счастливые.

IV сцена: Царица с зеркальцем.

Царица:

"Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?"

Зеркальце:

"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".

Злая мачеха разбивает зеркальце и выходит из комнаты. Навстречу к ней идут Королевич Елисей и царевна. Царица со злости падает мертвой.

Конец.

Учитель благодарит детей за подготовку к классному часу.