Оформление:
Эпиграф:
"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Цели:
- совершенствование навыков коллективной деятельности;
- прививать любовь к литературным, народным сказкам;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие устной связной речи учащихся на русском языке.
Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик): "Все мы любим сказки <:>
Ребята, в этом году мы узнали, что сказки бывают народные и литературные. Внимательно читая страницы сказок, мы научились определять виды сказок. Оказывается, они бывают богатырскими, бытовыми, волшебными, бывают и о животных.
Но самое главное в сказках - это "намек" как в эпиграфе нашего классного часа: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок:", т. е. сказки учат нас быть добрыми, смелыми, храбрыми, честными, ненавидеть жадность, хитрость, глупость, предательство; в сказках всегда побеждает добро над злом. И это очень здорово, прекрасно! Надо любить и знать сказки!
Игра "Назовите сказку".
Итак, из какой сказки этот отрывок?:
а) ":Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо с шестью головами. Выехал он на середину калинового моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился". (Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо").
б) "Зазвенел колокольчик, который мышка в зубах держала. Кинулся медведь в ту сторону, лапы расставил. "Сейчас, - думает, - поймаю девочку". Да куда там! Мышка-то маленькая, юркая, бегает быстро, под самым носом у медведя уходит. А девочка стоит в углу, помалкивает." (Якутская народная сказка "Юлесит-Кыыс - работящая девочка").
в) "За горами, за лесами
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе"
(П.П. Ершов "Конек-горбунок")г) "Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару"
(А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике Балде")
д) "Стены Чертогов были наметены снежными метелями, окна и двери пробиты свирепыми ветрами. Громадные залы, возведенные прихотью вьюг, тянулись непрерывной грядой, освещенные северным сиянием; самый большой простирался на много-много миль."
(Г.Х. Андерсен "Снежная королева")
Кто же это? По словесному портрету узнайте сказочного героя:
а) "В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился мальчик, которому тогда было не более девяти или десяти лет <:>. Он был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали, однако, несмотря на это, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже грустно. "
(Алеша - А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители").
б) "Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива".
(Царица - А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
в) ":Он смотрел на льдины и все думал, думал до того, что голова у него заболела. Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замерз."
(Кай - Г.Х. Андерсен "Снежная королева")
Вручаются медали "Лучшему знатоку сказок", "Лучшему знатоку героев сказок".
Самопрезентация авторов буклетов к сказкам П.П. Ершова "Конек-горбунок", А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители", А.П. Платонова "Умная внучка", М.Ю. Лермонтова "Ашик-Кериб". Учащиеся по заранее заготовленным иллюстрациям к сказкам кратко пересказывают ее содержание.
Инсценировка по страницам сказки А.С Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Царица - Сергеева Сандаара
Нищая черница - Яковлев Ваня
Царевна - Рожина Яна
Пес Сокол - Петров Ефим
Месяц - Петров Степан
Солнце - Яковлев Ваня
Ветер - Герасимова Рита
Королевич Елисей - Петров Ефим
I сцена: Царица с волшебным зеркальцем.
На девичник собираясь
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
Как царица отпрыгнет <:>
II сцена: Царевна в тереме семерых богатырей-братьев, появляется нищая черница, на нее кидается пес Сокол.
Царевна:
"Постой, Бабушка, постой немножко
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу".
Берет хлеб и выходит к чернице.
Черница:
"Ох ты, дитяко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне".
Пес не пускает царевну к чернице.
Царевна:
"Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
На ж, лови!".
кидает хлеб чернице, та ловит, собака пытается поймать, но не успевает.
Нищая:
"Благодарствую
Бог тебя благослови,
Вот за то тебе, лови!"
И бросает ей яблоко. Пес хочет перехватить, но царевна ловит его.
Нищая:
"Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
Быстро уходит. Пес пытается отнять яблоко у царевны, сидит перед ней, грозно воет:
Царевна:
"Что, Соколко, что с тобою?? ляг!"
И уходит в комнату. Садится за пряжу, но все время смотрит на яблоко. Потом встает, подходит к скамейке, берет в руки яблоко, откусывает и падает мертвой.
III сцена: Королевич Елисей ищет свою невесту.
Солнце, Месяц, Ветер, царевна, царица.
Королевич Елисей обратился к красну солнцу:
"Свет наш солнышко ты ходишь
Круглый год по небу сводишь
Зиму с теплого весной,
Всех нас видишь над собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Солнце:
"Свет ты мой,
Я царевны не видало
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил."
Елисей дождался ночи
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой:
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий
И, обычай, твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Месяц:
"Братец мой,
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою,
Без меня царевна, видно,
Пробежала".
Елисей:
"Как обидно!"
Месяц:
"Погоди: об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
Елисей кинулся к ветру:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
Ветер:
"Постой,
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ни чьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".
Королевич ахает, но идет искать невесту в пещере. В пещере спит царевна. Королевич подходит и разбивает хрустальный гроб.
Царевна просыпается: "Как же долго я спала!". Царевна и Королевич берутся за руки и идут домой счастливые.
IV сцена: Царица с зеркальцем.
Царица:
"Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?"
Зеркальце:
"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".
Злая мачеха разбивает зеркальце и выходит из комнаты. Навстречу к ней идут Королевич Елисей и царевна. Царица со злости падает мертвой.
Конец.
Учитель благодарит детей за подготовку к классному часу.