Цели:
- Обобщение понятий «словообразование» и «словоизменение»;
- Развитие умения подбирать однокоренные слова; видеть структуру слова;
- Формирование культуры речи.
Ход урока
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадем в сказку. Послушайте ее начало.
Учитель читает отрывок сказки Дж. Родари «Дорога, которая никуда не ведет».
На окраине села улица разветвлялась в трех направлениях: одна дорога вела к морю, другаяв город, а третья – никуда не вела.
Мартин знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу, и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:
-Та дорога? Она никуда не ведет. Не стоит ходить по ней.
-Но все-таки куда-то она ведет?
- Нет, совсем никуда не ведет!
-Так зачем же ее построили?
-Никто и не строил ее. Она всегда там была.
- Ох, и упрямая ты голова!... Раз тебе говорят, что там ничего нет...
- А вы откуда знаете? Вы разве ходили по ней?
Мартин был такой настойчивый, что его так и прозвали – Мартин Упрямая голова. Но он не обижался на это и продолжал думать о дороге, которая никуда не ведет.
Когда он подрос настолько, что мог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.
Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге.
- Так шел Мартин, пока дорогу не преградила огромная куча камней, такая огромная, что ее не обойдешь. Придется Мартину разбирать завал. И тут мы можем ему помочь.
Задание 1.Найти и «убрать» «лишние» слова в рядах:
Лед | ледок | след | ледяной | |||
Весы | взвесить | весит | весна | |||
Тропа | тропы | тропой | тропинка | |||
Зима | зимняя | зимы | зиме |
- Справившись с этим испытанием, Мартин отправился дальше, и шел, пока дорога не превратилась в тропинку, бегущую по лесу. Ветви деревьев переплелись над ней, не пропуская ни единого лучика. И догадался Мартин, что это не обычные деревья, и что здесь его ждет следующее испытание.
Задание 2.Работа с перфокартами. (На столах у детей лежат перфокарты, изображающие деревья с прорезями-листьями. Количество листьев на деревьях у «сильных» детей больше, чем у «слабых».)
- У вас на столах лежат карточки с изображением волшебных деревьев. «Вырастите» дерево однокоренных слов, используя данный корень.
- Чтобы справиться с заданием, какое понятие необходимо вспомнить? (Словообразование, будем образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.)
- Переверните карточки. Что написано на обратной стороне? (Словоизменение.) Чем отличается это понятие от предыдущего? (дети дают определение.) В чем разница между этим и предыдущим заданием? (ответы детей)
Дети заполняют перфокартыс обеих сторон.
Физминутка «Дождик».
-Только закончился в лесу дождь, как откуда ни возьмись, появляется перед Мартином Лесовичок. Поздоровались они, Лесовичок спрашивает:
- Куда путь держишь, добрый человек?
Мартин рассказал свою историю, да только старичок-Лесовичок ничего не понял.
- Вроде бы по-человечески говоришь,а непонятно. Срочно тебе помощь нужна.
Задание 3.Работа по развитию речи.
-Возьмите карточки, прочитайте текст. Что за помощь требуется Мартину? (Очистить текст от слов-«паразитов».) Подчеркните только те слова, которые необходимы для понимания смысла, лишние обведите в овал.
После выполнения работы детьми зачитываются несколько вариантов отредактированных текстов.
Вариант текста карточки:
У нас, ну, это, в деревне все говорят, что эта дорога вроде никуда не ведет. И я как бы это, решил проверить это. Ну, я, это, пошел по дороге, а тук как бы испытания разные. Но я, это, справляюсь!
Поблагодарил Мартин Лесовика и отправился дальше. Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога вывела Мартина на большую поляну.
На поляне стояли необычные домики.
На доске появляются схемы слов, выполненные в виде домиков:
Корень-окончание
Приставка – корень – окончание
Корень – суффикс – окончание
Приставка – корень – суффикс – окончание
Вокруг домиков бегали жители этой необычной страны и громко кричали.
- Как вы думаете, кем были эти жители? (Слова.)
Увидев Мартина, все они кинулись к нему, наперебой громко крича. Еле разобрал Мартин, что случилось. Оказывается, над этой страной пролетел волшебный ветер и всех перессорил. Теперь все только ругаются и никак не могут решить, кто в каком домике должен жить.
Задание 4.Распределить слова в группы в зависимости от состава.
Примерный перечень слов:
лес | лесок | проезд | выходка | |||
гора | горный | полет | закладка | |||
вода | красный | выход | раскраска |
- Обрадованные жители наградили Мартина несметными сокровищами.
Рефлексия урока:
- А что вы получили, путешествуя с Мартином на этом уроке?
- Хотите узнать, чем закончилась сказка? (Зачитывается концовка сказки Дж.Родари.)
Дома предлагается подумать над смыслом сказки.
В селе о Мартине уже и думать забыли – решили, что он погиб. И когда он вдруг появился, все очень удивились,
Мартин сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось. И всякий раз, когда он умолкал, кто-нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведет.
К вечеру все они возвращались. У всех были вытянувшиеся от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли кустарника. Не было там ни волшебных деревьев, ни лесовичка, ни удивительной страны, жители которой одарили Мартина.
А все потому, что сокровища открываются только тем людям. которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Мартин Упрямая голова.
Примечание. Текст окончания сказки Дж. Родари видоизменен с целью соответствия тематике урока.