Цели урока:
- формировать у учащихся образное представление и первоначальное понятие о предках русских - восточных славянах, их расселении, занятиях, обычаях, вере;
- развивать историческое мышление;
- умение работать с картой, учебником, воспитывать интерес к прошлому народов, живущих в нашей многонациональной республике, чувство уважения к их трудолюбию.
Оборудование:
- настенная карта "Древнерусское государство в IX - XII вв.";
- иллюстрации "Славянское жилище", "Бортник", "Духи", "Русский народный костюм", набор открыток "Блюда русской кухни", картины Б.Кустодиева "Масленица" и В Сурикова "Взятие снежного городка".
Ход урока
Организационный момент.
Звучит в магнитофоне "Барыня". Девочка и мальчик, переодетые в русский национальный костюм, встречают гостей и учащихся
Д. Добро пожаловать, дорогие, гости! У них в руках длинное полотенце, вышитое русским орнаментом, на нем хлеб и соль. Вошедшие в класс отведают хлеб с солью, с поклоном благодарят за гостеприимство.
Вводное слово учителя. В 2007 году вся наша республика отметила 450-летие добровольного вхождения Башкортостана в состав России. Во второй половине 16 века на территории башкирских волостей возникали мордовские, татарские, чувашские населенные пункты, на помещичьих землях появлялись деревни русских крестьян. Русские переселенцы в Башкирии стремились устроиться на землях, сходных по природно-климатическим условиям с их прежним местом жительства. Современная картина национального состава населения республики была изучена в ходе Всероссийской переписи 2002 г. По ее сведениям, самый многочисленный народ Республики Башкортостан - русские. Большинство русского народа проживает в городах, их жизнь ничем не отличается от других городских жителей. До середины XX века народная одежда, жилища, быт, питание отличались от башкирского народа. В результате общения, взаимоотношения башкиры научились, есть грибы, свинину, сажать овощи, варить щи, солить капусту, огурцы. В свою очередь, русские восприняли кушанья и напитки, особенно молочные: катык, кумыс, курут, каймак. [1]
На сегодняшнем уроке поговорим о предках русского народа. А как они жили до этого времени? Где они жили? Чем занимались? Во что верили? Какие праздники они отмечали?
У. Итак, дети, тема урока "Древние славяне", а вы запишите тему и план в рабочие тетради.
1. Люди, жившие у воды.
2. Занятия славян.
3. Во что верили славяне.
Рассказ учителя. Еще в VI веке было известно проживание славян в Восточной Европе. Славяне преимущественно селились по берегам рек. Давайте обратимся к карте учебника и найдем места, где селились славяне.
У. Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен.
Д. Поляне, дреговичи, славяне, радимичи, северяне, кривичи.
У. А теперь посмотрите на настенную карту. (Показываю реки, вдоль которых жили славяне - Днепр, Дунай, Западная Двина, Волхов.)
У. Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово "славяне", которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно- "люди, жившие у воды". (Обращаю внимание детей на план на доске и говорю, что мы изучаем данный вопрос.)
У. Я не однажды произнесла слово "племя". Давайте выясним, что оно означает. Слово "род" (Варианты ответов детей). Славяне жили каждый своим родом. Род состоял из всех людей, бывших в родстве между собою. Как вы считаете, племя больше или меньше рода?
(Ответы детей)
У. Давайте запомним: племя - это союз родов, живущих на одной земле. А теперь выясним значения названий некоторых племен. Поляне- жители полей; древляне жили среди "дерев"; дреговичи - "дрягва"- болото.
Работа с текстом.
У. Найдите ответ на вопрос о том, какими были предки русских.
Ответы учащихся (первый абзац на стр.36)
У. Существуют три ветви славянских народов, славянские племена, которые были предками современных народов- русских, белорусов и украинцев, называют восточными славянами. К западу от них жили западные славяне, а к югу-южные.(Показ на карте.)
У. Знакомимся с жилищем славян. Для этого используем иллюстрацию славянской избы, опишем ее и находим по тексту то место, где говорится о жилище славян.
Ответы детей (третий и четвертый абзацы на стр.37)
У. Характерным признаком славянского жилища была каменная печь, которая располагалась в углу полуземлянки.
У. Теперь поговорим об одежде славян. По тексту найдите и прочтите вслух о народном костюме предков русского народа.
Д. Они носили одежду, сшитую из льняной ткани.
Дополнительная информация учителя о народном костюме. [2]
Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддевка, зипун. Повседневная мужская одежда шилась из грубого полотна, а праздничная из отбеленного полотна. Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
Объясним значения следующих слов.
- Кафтан - приталенная одежда до колен с небольшим стоячим или отложным воротником, запахом на правую сторону на крючках или пуговицах.
- Поддевка - разновидность кафтана из сукна, приталенная, с прямыми полами, со сборками ниже талии, низким стоячим или отложным воротником, на крючках, с порезанными вертикальными карманами.
- Зипун - одежда из сукна серого или бурого цвета с запахом налево, с косым вырезом на груди, без воротника, ниже колен, с подпояской.
Женский народный костюм- это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана- разноцветными лентами. Поверх сарафана некоторые женщины и девушки носили телогреи - короткую одежду без рукавов. Замужние женщины прикрывали волосы небольшой тканевой шапочкой. В холодное время женщины надевали сборчатые кафтаны или чекмены из темного домашнего сукна.
Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины - с портянками. В зимнее время надевали валенки или пимы.
У. Изучаем второй вопрос плана. Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
Д. Ловили рыбу.
У. Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев.
Чтение текста, выяснение занятий славян, записывание по ходу урока на доске.
У. Объясните значения слов "собирательство", "бортничество", используйте иллюстрации.
У. Рассмотрите по учебнику иллюстрацию, где изображен человек, который пашет землю. Для чего он пашет землю?
Д. Чтобы засеять зерно, вырастить хлеб. Это занятие славян называется "хлебопашество" и "земледелие".
У. Слово "хлеб" пришло к славянам из греческого языка. Они называли хлеб "жито". Житом они считали пшеницу, рожь, ячмень. Эти злаки давали людям возможности жить. И сейчас трудно представить себе пищу без хлеба. О нелегком труде хлебопашца читайте по учебнику. Что необходимо для того, чтобы вспахать землю?
Д. Лошадь, плуг.
У. Называйте другие занятия славян.
Д. Скотоводство, ремесло.
У. Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
У. Для того, чтобы ответить на третий пункт плана выясним значение слова "язычество" [3]. Термин "язычество" обозначает не какие - либо верования, а любую традиционную религию, т.е. многобожие, вера во многих богов. Языческие божества напрямую связаны с природными объектами - землей, лесом, водой, небом, солнцем, животными, растениями, камнями и т.д. Объектом поклонения становились производящие силы природы, все то, что непосредственно влияет на урожай - дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д. Главным объектом поклонения была земля- "кормилица" и родоначальница, мать всего живого. Почитался также Перун - бог грозы и грома, символом которого был дуб. До сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым восточные славяне поклонялись как Перуну.
У. Дети читайте про себя 3 абзац на стр.38.
Беседа по прочитанному.
У. В существование, каких духов верили древние славяне?
Д. Древние славяне верили в существование лешего, домового, водяного, чертей, русалок.
Рассказ учителя.[4]
Язычество оказало влияние на формирование обычаев, праздничных традиций, которые сохранялись до этого времени. С древности складывались яркие неписаные сценарии, системы праздников, и практически все они отражают годовое движение светил - Луны, Солнца, яркой звезды Сириус по небосклону. Люди заметили, что со светилами связаны многие явления природы, стихийные бедствия: засуха, сильные морозы, громы и молнии. Эти несчастья, казалось людям, светила посылают на них, чтобы наказать за провинности. Поэтому надо просить у природы прощения, благодарить ее за помощь: за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, угощением, короче - веселым праздником.
Выступления заранее подготовленных учащихся о народных праздниках древних славян.
1.Древние славяне делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву. Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу. Проводам уходящей зимы, приходу солнечного тепла, пробуждению земли посвящен праздник Масленица. На Масленицу по улицам ходили ряженые, все ездили, друг к другу в гости, устраивались кулачные бои и игрища. Масленицу представляло чучело из соломы, обычно в женской одежде. Праздник завершался проводами Масленицы - чучело везли за околицу и сжигали. На Масленицу всегда пекли блины, которые символизировали солнце.
Увидеть и побывать на такой старинной масленице, может нам помочь один только замечательный человек. Это живописец Борис Михайлович Кустодиев. Чтобы ввести зрителя на праздник масленицы, Кустодиев показывает её издали. С какого- то холма спускаются в веселящийся город сани. Нарядный возница украсил своих лошадей, как бы чуть приостановил их бег, чтобы атмосфера всеобщей радости тех, кого должен он доставить на главную площадь города. Вместе с героями картины мы будто слышим звуки масленицы, носом чуем её неподражаемо вкусные запахи.
2. Праздником встречи весны считается 22 марта - день весеннего равноденствия. Давным-давно март назывался первым месяцем мира и сопровождался обрядами и играми.
3. По народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на земле и на небесах. В этот день весной девица косу не плетет, птица гнезда не вьет, хозяйка горячую пищу не готовит. В праздник Благовещенья отпускают на волю птиц. В народе существует много примет: на Благовещение дождь - родится рожь, будет грибной год, а если день ясный и сухой - жди жаркое лето.
4. Иванов день (Ивана Купалы) празднуют летом,7 июля. Обряд вобрал в себя
древние традиции проводов солнца в дальнюю дорогу. По преданию стариков, все самые целебные травы набирают свою силу именно в этот день. По традиции в полночь девушки шли в лес собирать цветы и травы для гаданий.12 июля были Петровки (начало сенокоса). С 14 по 19 августа - спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) - к нему заканчивались все полевые работы.
5. Зимой, когда в природе все, кажется, затихает, древние славяне не сидели, сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому посеву. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к новой весне. А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.
Заключительный этап урока.
У. Дети, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что нового вы для себя узнали? Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, я задам вам несколько вопросов:
У. Что означает слово "славяне"?
У. Покажите на карте реки, по берегам которых селились славяне. Назовите племена восточных славян.
У. Что такое племя? Какими были предки русских?
У. Назовите занятия славян.
У. Чем отличалась вера славян?
У. Какие праздники отмечали древние славяне?
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание: Подготовить устный рассказ о славянах по плану, написанному на доске. Написать занятия славян. Использовать для составления рассказа текст учебника.
Литература.
- Народы Башкортостана. Уфа. Гилем-Информреклама. 2002 С.222-250.
- Туранина Н.А.Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка. Начальная школа.2005.№7
- Шкорльная энциклопедия. История России 9-17 вв. Москва, "ОЛМА ПРЕСС Образование". 2003.
- Батурина Г. Лисова К. Суворова Г. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. Сельская школа.2001.№6
- Чипенюк А.В.Урок истории на тему "Древние славяне". Начальная школа.2001. №7