Использование таблиц в обучении математике

Разделы: Математика


Важнейшей задачей современной школы является формирование у учащихся умений самостоятельно применять и приобретать знания. Но как это сделать? Каждый учитель ищет свой путь разрешения этой проблемы. Я вижу её решение в использовании на уроках различных приёмов систематизации и обобщения знаний.

Их регулярное применение позволяет сформировать у учащихся умения устанавливать логические связи между понятиями, тем самым развивает логическое мышление, выступает средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях учащихся, позволяет сформировать такую систему знаний, которая представляется как динамичная, качественно изменяющаяся.

Применяя различные приёмы систематизации и обобщения знаний, учитель может разнообразить работу на уроке, тем самым поддерживать интерес к изучаемому предмету. Кроме того, эти приёмы носят общепредметный характер, следовательно, их применение способствует развитию общеучебных навыков: работа с текстом, проведение структурного анализа материала, составление планов, конспектов, установление связей и отношений между понятиями и представление их в наглядной форме в виде схем, таблиц, логических цепочек рассуждений. Математика как никакая другая наука позволяет в полной мере сформировать эти навыки. Таким образом, учитель с одной стороны формирует прочные знания по предмету, с другой - поддерживает интерес к учению в целом.

Особое внимание стоит уделить таблицам, так как их использование позволяет: развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению прочности и осознанности знаний.

Формирование навыка работы с таблицами необходимо начинать как можно раньше: на первом этапе - это заполнение предложенных таблиц, в дальнейшем - их самостоятельное составление.

При регулярной работе с таблицами учащиеся прекрасно сами формулируют алгоритм создания таблиц:

  • Выделить объекты.
  • Выделить свойства объектов.
  • Объекты и их свойства разнести по столбцам и строкам.
  • Заполнить составленную таблицу.

Однако все таблицы должны отвечать определённым требованиям: лаконичность и наглядность. По характеру материала таблицы можно разделить на систематизирующие и сравнения. В систематизирующих таблицах можно объединить величины, характеризующие определённый класс явлений или других понятий одного вида (Приложение 1). В таблицах сравнения можно сопоставить или ограничить схожие понятия (Приложение 2).

Как использовать таблицу? На этот вопрос каждый учитель может сам найти ответ. Всё зависит от цели, которую ставит педагог на уроке: актуализации знаний, проверка ранее изученного материала или его закрепление, обобщение и систематизация. Рассмотрим пример использования одной таблицы (Приложение 3).

Таблица может служить средством соотнесения конкретных изучаемых вопросов с содержанием всего раздела, осознания структуры изучаемой темы целиком. Анализируя содержание таблицы, ученик может оценивать вес каждого изучаемого вопроса, более чётко представить процесс изучения раздела целиком.

Ученики могут заполнить таблицу непосредственно по мере изучения нового материала: таблица может служить итогом объяснения учителя, самостоятельного изучения материала, результатом семинарского занятия или практикума.

Для проверки уровня усвоения знаний можно предложить заполнить всю таблицу или некоторые её части по памяти.

При обобщении и систематизации знаний таблица может служить средством подведения итогов изучения темы. Повторяя основной пройденный материал, учащиеся самостоятельно или при помощи учителя могут заполнить предложенную таблицу, либо могут сами составить таблицу по изученной теме.

Кроме того, таблица может быть частью опорного конспекта и служить опорой для самостоятельного изучения темы и расширения знаний.

Подводя итог, можно сказать, что, используя таблицы на уроках, мы можем добиваться:

  • неформального усвоения темы;
  • прочности знаний;
  • осознанной работы с учебной литературой;
  • самостоятельной ликвидации пробелов в своих знаниях или расширять и углублять их.

Приведу примеры таблиц, которые я использую в своей работе по теме "Многогранники" в 10 классе. Это даст возможность составить более полное представление об использовании таблиц в обучении (Приложение 4).

Таблицы 1, 2, 3, 5 удобно заполнять в ходе проведения практических работ. Для их проведения потребуются наборы геометрических тел: различные виды призм, пирамид. В этом случае таблица может служить результатом исследовательской работы. Применяя такие формы обучения, есть реальная возможность изучить большой объём теоретического материала за более короткое время и больше времени отвести на решение задач.