Цель: формирование нравственных ценностей и духовной культуры обучающихся посредством сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"
Задачи:
- Обучение умению выделять в тексте главное, делать выводы, анализировать содержание прочитанного.
- Развитие логического и образного мышления.
- Воспитание общечеловеческих моральных ценностей и интереса к самостоятельному чтению.
Оборудование:
- портрет В.Катаева,
- доска,
- цветик-семицветик,
- цветные лепестки по количеству обучающихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Определение настроения.
Учитель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Определите свое настроение цветом.
Школьники называют цвет настроения.
Учитель: Итак, можем начинать нашу работу.
II. Беседа по прочитанному.
Учитель: Назовите автора и название сказки, которую вы прочитали к сегодняшнему уроку (В.Катаев "Цветик-семицветик").
Слово "сказка" часто употребляется в словосочетаниях "русская народная сказка". А сказки, которые созданы писателями, называются авторскими. Автор этой сказки В. Катаев жил в прошлом веке и написал эту сказку в 1940 году, а кажется, будто вчера.
Сказка В.Катаева "Цветик-семицветик" - волшебная.
Давайте вспомним особенности построения волшебной сказки (зачин, сказочные герои, волшебство, троекратный повтор, сказочный конец).
- Назовите имя главной героини. Что вы можете сказать об этой девочке? Какие впечатления вы получили от прочитанного?
III. Составление блока-схемы развития событий. Работа над текстом по частям.
1 часть
Учитель: У меня в руках два цветика, один с семью лепестками, другой - с одним. К каким частям подходят эти цветики? Придумайте название первой части (встреча со старушкой).
- Как характеризует Женю то, что она купила баранок для всех? (заботливая).
- То, что не заметила, как собака съела баранки? (невнимательная).
2 часть (1 желание).
- Женя вежливо поблагодарила старушку. Это как характеризует девочку?
- Нос наморщила, как гармошку : как называется такой прием в литературе? (метафора).
- Девочка очутилась дома. Почему именно такое слово выбрал автор, а не оказалась или вернулась? (быстро, даже не заметила).
3 часть (2 желание).
- Что собиралась девочка сделать с таким замечательным цветком? (поставить в вазочку).
- Как ее это характеризует? (терпеливая).
- Почему Женя все-таки разбила вазочку? (была невнимательна, любила считать ворон).
- Правильно ли она поступила, что потратила лепесток на то, чтобы мамина любимая вазочка стала целой? (не хотела огорчать маму, добрая, любящая).
Озаглавьте эту часть сказки.
4 часть (3 желание).
- Вот вышла Женя на улицу. Отчего же мальчишки не приняли ее играть? (они девчонок не принимали, играли в папанинцев).
- А что это за игра?
Папанинцы - знаменитые полярники, исследователи Сверенного полюса. В 1938 году написал книгу "Жизнь на льдине". Игра в папанинцев в то время была очень модная у мальчишек, они подражали героям - папанинцам.
- Зачем Женя решила истратить лепесток, чтобы побывать на Северном полюсе? (чтобы доказать мальчишкам, что может все без них).
- Прочитайте, как чувствовала себя на Северном полюсе (выборочное чтение).
Озаглавьте эту часть сказки.
5 часть (4 желание).
- Почему схватила лепесток и закричала, что есть мочи? (схватила, т.к. ей было холодно, закричала, чтоб быстрей попасть во двор).
- Что есть мочи - подбери синоним (изо всех сил).
- Как озаглавим часть?
6 часть (5 желание).
- Что произошло с Женей, когда увидела игрушки у девочек? (взяла досада, глаза от зависти стали желтые, как у козы).
- Досада и зависть - хорошие чувства? (нет, они портят настроение).
- Перечислите игрушки, которые стали появляться у Жени.
- Найдите в тексте слова, подтверждающие обилие игрушек.
Озаглавьте эту часть сказки.
7 часть (6 желание).
- Сколько лепестков у Жени? (2 лепестка).
- И как она истратила 6-й лепесток?
- Прочитай, как Женя загадала это желание?
- Какое слово употребляла девочка (чтоб они убирались).
- Вам нравится это слово? (нет, оно грубое).
Озаглавьте эту часть сказки.
8 часть (7 желание).
- Вот и остался у Жени один лепесток.
- Что решила Женя, когда это обнаружила? (впредь буду умнее).
- О чем думала - размышляла? Расскажите.
- Прочитайте встречу Вити и Жени (цветок с одним лепестком).
9 часть
- Счастливая Женя. Почему Женю можно назвать счастливой?
Озаглавьте эту часть сказки.
IV. Работа с планом-схемой.
Почему В.П. Катаев выбрал именно 7 цветов, а не к примеру 5, 9? Обратите внимание на цвета. Что они вам напоминают? Это цвета радуги! Радуга - это улыбка природы. Не зря автор выбрал цвета радуги, это символ радости, счастья (загадки про радугу).
Физкультпауза.
V. Самостоятельная работа.
Я предлагаю вам на выбор 3 задания - вы сами подумайте и оцените свои возможности, разбейтесь на группы:
- 1 задание - сделайте из рисунков к сказке диафильм.
- 2 задание - соберите из слов волшебное заклинание.
- 3 задание - инсценируйте начало сказки и конец сказки.
VI. Заключительная беседа.
- Какова тема этой сказки?
- Какие желания Жени вы посчитали правильными, нужными?
- Cформулируйте главную мысль сказки.
- А что бы загадали вы, если б у вас в руках оказался волшебный цветок?
Перед вами - цветной лепесток, вы можете сами загадать желание, и мы создадим свой цветик - много цветик (дети пишут свое желание на лепестках, прикрепляют на доску). Желающие комментируют написанные желания.
VII. Домашнее задание.
Учитель: Захотелось ли вам прочитать другие произведения В.П. Катаева? (когда вы станете старше - вы прочитаете более серьезные произведения "Сын полка", "Белеет парус одинокий").
Дома я вам предлагаю составить и написать свою сказку - оставив начало сказки, поставьте свое имя, можете изменить количество и цвет лепестков.
VIII. Рефлексия.
Учитель: Определите свое настроение цветом в данный момент. Изменился ли цвет настроения?