Урок внеклассного чтения "Учитесь делать добро"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование нравственных ценностей и духовной культуры обучающихся посредством сказки В. Катаева "Цветик-семицветик"

Задачи:

  • Обучение умению выделять в тексте главное, делать выводы, анализировать содержание прочитанного.
  • Развитие логического и образного мышления.
  • Воспитание общечеловеческих моральных ценностей и интереса к самостоятельному чтению.

Оборудование:

  • портрет В.Катаева,
  • доска,
  • цветик-семицветик,
  • цветные лепестки по количеству обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Определение настроения.

Учитель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Определите свое настроение цветом.

Школьники называют цвет настроения.

Учитель: Итак, можем начинать нашу работу.

II. Беседа по прочитанному.

Учитель: Назовите автора и название сказки, которую вы прочитали к сегодняшнему уроку (В.Катаев "Цветик-семицветик").

Слово "сказка" часто употребляется в словосочетаниях "русская народная сказка". А сказки, которые созданы писателями, называются авторскими. Автор этой сказки В. Катаев жил в прошлом веке и написал эту сказку в 1940 году, а кажется, будто вчера.

Сказка В.Катаева "Цветик-семицветик" - волшебная.

Давайте вспомним особенности построения волшебной сказки (зачин, сказочные герои, волшебство, троекратный повтор, сказочный конец).

- Назовите имя главной героини. Что вы можете сказать об этой девочке? Какие впечатления вы получили от прочитанного?

III. Составление блока-схемы развития событий. Работа над текстом по частям.

1 часть

Учитель: У меня в руках два цветика, один с семью лепестками, другой - с одним. К каким частям подходят эти цветики? Придумайте название первой части (встреча со старушкой).

- Как характеризует Женю то, что она купила баранок для всех? (заботливая).

- То, что не заметила, как собака съела баранки? (невнимательная).

2 часть (1 желание).

- Женя вежливо поблагодарила старушку. Это как характеризует девочку?

- Нос наморщила, как гармошку : как называется такой прием в литературе? (метафора).

- Девочка очутилась дома. Почему именно такое слово выбрал автор, а не оказалась или вернулась? (быстро, даже не заметила).

3 часть (2 желание).

- Что собиралась девочка сделать с таким замечательным цветком? (поставить в вазочку).

- Как ее это характеризует? (терпеливая).

- Почему Женя все-таки разбила вазочку? (была невнимательна, любила считать ворон).

- Правильно ли она поступила, что потратила лепесток на то, чтобы мамина любимая вазочка стала целой? (не хотела огорчать маму, добрая, любящая).

Озаглавьте эту часть сказки.

4 часть (3 желание).

- Вот вышла Женя на улицу. Отчего же мальчишки не приняли ее играть? (они девчонок не принимали, играли в папанинцев).

- А что это за игра?

Папанинцы - знаменитые полярники, исследователи Сверенного полюса. В 1938 году написал книгу "Жизнь на льдине". Игра в папанинцев в то время была очень модная у мальчишек, они подражали героям - папанинцам.

- Зачем Женя решила истратить лепесток, чтобы побывать на Северном полюсе? (чтобы доказать мальчишкам, что может все без них).

- Прочитайте, как чувствовала себя на Северном полюсе (выборочное чтение).

Озаглавьте эту часть сказки.

5 часть (4 желание).

- Почему схватила лепесток и закричала, что есть мочи? (схватила, т.к. ей было холодно, закричала, чтоб быстрей попасть во двор).

- Что есть мочи - подбери синоним (изо всех сил).

- Как озаглавим часть?

6 часть (5 желание).

- Что произошло с Женей, когда увидела игрушки у девочек? (взяла досада, глаза от зависти стали желтые, как у козы).

- Досада и зависть - хорошие чувства? (нет, они портят настроение).

- Перечислите игрушки, которые стали появляться у Жени.

- Найдите в тексте слова, подтверждающие обилие игрушек.

Озаглавьте эту часть сказки.

7 часть (6 желание).

- Сколько лепестков у Жени? (2 лепестка).

- И как она истратила 6-й лепесток?

- Прочитай, как Женя загадала это желание?

- Какое слово употребляла девочка (чтоб они убирались).

- Вам нравится это слово? (нет, оно грубое).

Озаглавьте эту часть сказки.

8 часть (7 желание).

- Вот и остался у Жени один лепесток.

- Что решила Женя, когда это обнаружила? (впредь буду умнее).

- О чем думала - размышляла? Расскажите.

- Прочитайте встречу Вити и Жени (цветок с одним лепестком).

9 часть

- Счастливая Женя. Почему Женю можно назвать счастливой?

Озаглавьте эту часть сказки.

IV. Работа с планом-схемой.

Почему В.П. Катаев выбрал именно 7 цветов, а не к примеру 5, 9? Обратите внимание на цвета. Что они вам напоминают? Это цвета радуги! Радуга - это улыбка природы. Не зря автор выбрал цвета радуги, это символ радости, счастья (загадки про радугу).

Физкультпауза.

V. Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам на выбор 3 задания - вы сами подумайте и оцените свои возможности, разбейтесь на группы:

  • 1 задание - сделайте из рисунков к сказке диафильм.
  • 2 задание - соберите из слов волшебное заклинание.
  • 3 задание - инсценируйте начало сказки и конец сказки.

VI. Заключительная беседа.

- Какова тема этой сказки?

- Какие желания Жени вы посчитали правильными, нужными?

- Cформулируйте главную мысль сказки.

- А что бы загадали вы, если б у вас в руках оказался волшебный цветок?

Перед вами - цветной лепесток, вы можете сами загадать желание, и мы создадим свой цветик - много цветик (дети пишут свое желание на лепестках, прикрепляют на доску). Желающие комментируют написанные желания.

VII. Домашнее задание.

Учитель: Захотелось ли вам прочитать другие произведения В.П. Катаева? (когда вы станете старше - вы прочитаете более серьезные произведения "Сын полка", "Белеет парус одинокий").

Дома я вам предлагаю составить и написать свою сказку - оставив начало сказки, поставьте свое имя, можете изменить количество и цвет лепестков.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Определите свое настроение цветом в данный момент. Изменился ли цвет настроения?