Урок изучения нового материала (по русскому языку) "Согласные звуки в гостях у барона фон Этика"

Разделы: Русский язык


Форма: коллективная игра с элементами исследования.

Методы: частично- поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

Цели: сформировать представление о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков.

Оборудование:

  • изображение на ватмане барона фон Этика,
  • красочный домик, в котором живут согласные звуки,
  • два колодца с ведрами

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, целей.
  3. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня у нас необычный урок: «Согласные звуки в гостях у барона фон Этика»

Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки в царстве того, что слышим, а буквы - в царстве того, что видим.

На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место

Звуковую сторону речи (как мы уже знаем из предыдущих уроков) изучает Фонетика.

Сегодня мы попадем в царство звуков, узнаем, чем они занимаются.

- А вот и дом, в котором живут согласные.

2-й этаж

Шум + голос,

поэтому звонкие

 /б/ /в/ /г/

/ д/ /ж/ /з/

 /р/ /л/ /м/

/ н/ /й/

1-й этаж

Шум, поэтому глухие

 /п/ /ф/ /к/

/т/ /ш/ /с/

/х/ /ц/

/ч/ /щ/

- Ребята, барон фон Этик пригласил согласные звуки в гости и вот они собираются (в доме шум, суета).Они узнали, что кроме них в гостях у барона фон Этика будут гласные звуки и согласные задумались, кто же важнее: гласные или согласные?

-Давайте проведем исследование, поможем согласным (Запишите слово «Фонетика» в тетради в левый и в правый столбик: в левом столбике уберите все согласные, в правом - все гласные)
О-Е-И-А       Ф-Н-Т-К

В левом столбике ничего не разберешь, а в правом можно прочитать слово «Фонетика», но прочитывается также и слово «Фантик».

Вывод: русскому языку в равной степени нужны как согласные звуки, так и гласные.

Однако они играют разную роль:

  • согласные помогают быстрее опознать слово
  • гласные необходимы для благозвучия.

спокоились согласные звуки. Выходит, в равной степени нужны и гласные, и согласные звуки.

-А какие звуки чаще употребляются?- подумали согласные.

Давайте поможем им. Посчитайте, сколько гласных и сколько согласных звуков в предложениях:

Ученье- свет, неученье- тьма. (9 гл., 12 согл.)

Любите друг друга. (6 гл., 9 согл.)

Оказывается, согласные употребляются чаще. Почему? Потому что именно они помогают быстрее опознать слово.

Пока согласные звуки собираются в гости, посмотрим внимательно и скажем, почему согласные звуки живут в доме на определенных этажах, в определенных комнатах именно в таком составе?

- Согласные подразделяются на

*звонкие и глухие

*парные и непарные

*шипящие

*сонорные (представлены в виде таблицы выше)

И по тому, как они расположены, мы видим, какой звук какому разряду принадлежит.

 - Какова особенность каждого из разрядов?

Вот мы видим согласные звонкие и глухие. А как определить, звонкий или глухой согласный? Вы же не будете постоянно носить таблицу с согласными, чтобы посмотреть, к какому разряду какой согласный относится.

Я вам предлагаю сделать маленькое «научное открытие».

Посмотрите и назовите, какой будет звук: звонкий или глухой /Б/?

В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так:

зажмите уши и произнесите звук/Б/, а потом /П/, так какой звонкий, а какой глухой? Почему? Да, когда произносим /Б/ в голове, ушах звенит, то есть участвуют в произношении голосовые связки, а при произношении /П/ голосовые связки не участвуют.

-Теперь проверим, правильно они расположились в доме? (правильно). Открытие наше совпало с таблицей- домом, где живут согласные звуки

Итак, мы познакомились с согласными, их классификацией, им пора в гости к барону фон Этику.

В ПУТЬ.

4. Закрепление изученного материала.

В царстве согласных можно заблудиться, пока доберешься до владений барона.

- Догадайтесь, в каком слове « заблудился» звук? Поставьте его на место.

1. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей)

2. Мы собрали васильки.
На головах у нас щенки (венки)

3. Старый дедушка Пахом
На козе сидел верхом. (коне)

4. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)

5. Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)

6. Врач напомнил дяде Мите
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (капель)

7. На волке сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко. (на полке)

Итак, меняя один звук, мы получаем совсем другое слово. Каждый из звуков помогает различить слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители.

Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя-

ФОНЕМА.

Вот и пришли согласные с нашей помощью к барону фон Этику.

Однако путь был далек, устали согласные звуки, водицы бы испить.

А вот и два колодца во владениях барона фон Этика, рядом стоят ведра, которыми можно достать воду из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе; у вас должно получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.

У А

м

 

к

б

 

к

р

 

к

л

 

к

л

 

к

с

 

к

б

 

к

ж

 

к

Сам барон фон Этик встретил гостей, но встретил не просто, а с загадками.

Илья Муромец или Алеша Попович?

Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.

Пулька или Пончик?

Как зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада

В имени коротышки звуков меньше, чем букв.

5. Физминутка.

- Барон фон Этик приглашает вас пуститься в пляс. Музыкой будет загадка, если услышите в отгадке шипящий согласный звук- приседайте, если шипящего согласного нет - руки на пояс и наклониться вправо- влево по 2 раза.

1. Сердитый недотрога
  Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (еж)

2. На бахче у нас растет
Как разрежешь, сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется … (арбуз)

3. Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет. (река)

4. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (очки)

5. В воде купался, сухим остался. (ковш)

6. Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки. (град)

7. Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. (ложка)

8. Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (когти)

9. Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыш)

10. Сделана ровно и гладко
Спортивная наша …. (площадка)

11. Сейчас ребята встали в ряд-
На каждом праздничный … (наряд)

- А теперь можно передохнуть. Барон фон Этик предлагает вам решить звуковые «пропорции»

К:Г=Т:?

Д:Т=Б:?

В:Ф=З:?

К:Т=Г:?

Вам в работе помогали «Двойняшки» («Б-П», «В-Ф»..), а теперь составьте парные созвучные слова

Коса- коза       Долг- толк
Голос-..       Зуб-…
Шить- …       Плод-…
Шалость-…       Луг-…
Дочка-…       Вести-…

-Ребята, барон фон Этик предлагает вам поработать ВОЛШЕБНИКАМИ. В кого или во что вы можете превратить? «кота» (рот, бот, ком, кол, код)

  • «ночь» (дочь)
  • «стол» (стул, стог, сток, стон)
  • «страну» (струна)

-Игра «Спрятавшееся слово». Барон фон Этик спрятал в каждом слове еще по слову. Какие это слова?

(Уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк)

-Тут барону принесли свиток. Он к вам обращается за помощью.

Сколько раз звук «Т» встречается в предложении

Документ подписан директором.

-Барон фон Этик- большой шутник. Сможете решить задачу- шутку? Тогда смотрите и читайте:

Шил-пыл у папушги зереньгий гослиг.

( Надо знать свойство фонетики: согласному звонкому может соответствовать глухой и наоборот)

6. Итоги урока.

Весело и интересно было согласным звукам у барона фон Этика, а напоследок он поинтересовался: « Кому живется легче?»

-Конечно, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая никаких преград. Гласные в отличие от согласных очень музыкальны. Попробуем спеть

В лесу родилась А-А-А (Б-Б-Б),
В лесу она Ы-Ы (М-М),
Зимой и летом У-У-У (К-К-К-)
Зеленая И-И (В-В).

Молодцы! Барон фон Этик приятно провел время и гости у него не скучали: с пользой время провели, а в чем эта польза заключается?

Узнали:

-Согласные звуки бывают звонкими и глухими, парными и непарными.

-Согласные и гласные звуки важны одинаково

-Больше в речи используется согласных звуков

-Научились отличать звонкие согласные от глухих

7. Домашнее задание: на пригласительных билетах, которые Вам оставили согласные звуки, у каждого написано слово для фонетического разбора, думаю, вы легко справитесь с заданием и получите хорошие оценки.