Форма: коллективная игра с элементами исследования.
Методы: частично- поисковый, репродуктивный, дедуктивный.
Цели: сформировать представление о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков.
Оборудование:
- изображение на ватмане барона фон Этика,
- красочный домик, в котором живут согласные звуки,
- два колодца с ведрами
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока, целей.
- Изучение нового материала.
Ребята, сегодня у нас необычный урок: «Согласные звуки в гостях у барона фон Этика»
Вы, конечно, знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки в царстве того, что слышим, а буквы - в царстве того, что видим.
На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в определенный порядок, становились словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место
Звуковую сторону речи (как мы уже знаем из предыдущих уроков) изучает Фонетика.
Сегодня мы попадем в царство звуков, узнаем, чем они занимаются.
- А вот и дом, в котором живут согласные.
2-й этаж |
Шум + голос, поэтому звонкие |
/б/ /в/ /г/ / д/ /ж/ /з/ |
/р/ /л/ /м/ / н/ /й/ |
1-й этаж |
Шум, поэтому глухие |
/п/ /ф/ /к/ /т/ /ш/ /с/ |
/х/ /ц/ /ч/ /щ/ |
- Ребята, барон фон Этик пригласил согласные звуки в гости и вот они собираются (в доме шум, суета).Они узнали, что кроме них в гостях у барона фон Этика будут гласные звуки и согласные задумались, кто же важнее: гласные или согласные?
-Давайте проведем исследование, поможем согласным (Запишите слово «Фонетика» в тетради в левый и в правый столбик: в левом столбике уберите все согласные, в правом - все гласные)О-Е-И-А | Ф-Н-Т-К |
---|
В левом столбике ничего не разберешь, а в правом можно прочитать слово «Фонетика», но прочитывается также и слово «Фантик».
Вывод: русскому языку в равной степени нужны как согласные звуки, так и гласные.
Однако они играют разную роль:
- согласные помогают быстрее опознать слово
- гласные необходимы для благозвучия.
спокоились согласные звуки. Выходит, в равной степени нужны и гласные, и согласные звуки.
-А какие звуки чаще употребляются?- подумали согласные.
Давайте поможем им. Посчитайте, сколько гласных и сколько согласных звуков в предложениях:
Ученье- свет, неученье- тьма. (9 гл., 12 согл.)
Любите друг друга. (6 гл., 9 согл.)
Оказывается, согласные употребляются чаще. Почему? Потому что именно они помогают быстрее опознать слово.
Пока согласные звуки собираются в гости, посмотрим внимательно и скажем, почему согласные звуки живут в доме на определенных этажах, в определенных комнатах именно в таком составе?
- Согласные подразделяются на
*звонкие и глухие
*парные и непарные
*шипящие
*сонорные (представлены в виде таблицы выше)
И по тому, как они расположены, мы видим, какой звук какому разряду принадлежит.
- Какова особенность каждого из разрядов?
Вот мы видим согласные звонкие и глухие. А как определить, звонкий или глухой согласный? Вы же не будете постоянно носить таблицу с согласными, чтобы посмотреть, к какому разряду какой согласный относится.
Я вам предлагаю сделать маленькое «научное открытие».
Посмотрите и назовите, какой будет звук: звонкий или глухой /Б/?
В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так:
зажмите уши и произнесите звук/Б/, а потом /П/, так какой звонкий, а какой глухой? Почему? Да, когда произносим /Б/ в голове, ушах звенит, то есть участвуют в произношении голосовые связки, а при произношении /П/ голосовые связки не участвуют.
-Теперь проверим, правильно они расположились в доме? (правильно). Открытие наше совпало с таблицей- домом, где живут согласные звуки
Итак, мы познакомились с согласными, их классификацией, им пора в гости к барону фон Этику.
В ПУТЬ.
4. Закрепление изученного материала.
В царстве согласных можно заблудиться, пока доберешься до владений барона.
- Догадайтесь, в каком слове « заблудился» звук? Поставьте его на место.
1. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей)2. Мы собрали васильки.
На головах у нас щенки (венки)3. Старый дедушка Пахом
На козе сидел верхом. (коне)4. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (дочками)5. Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)6. Врач напомнил дяде Мите
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (капель)7. На волке сметана, творог, молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко. (на полке)
Итак, меняя один звук, мы получаем совсем другое слово. Каждый из звуков помогает различить слова по смыслу. Эти звуки- смыслоразличители.
Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя-
ФОНЕМА.
Вот и пришли согласные с нашей помощью к барону фон Этику.
Однако путь был далек, устали согласные звуки, водицы бы испить.
А вот и два колодца во владениях барона фон Этика, рядом стоят ведра, которыми можно достать воду из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе; у вас должно получиться по 4 разных слова, отличающихся одной буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.
У А
м |
|
к |
б |
|
к |
р |
|
к |
л |
|
к |
л |
|
к |
с |
|
к |
б |
|
к |
ж |
|
к |
Сам барон фон Этик встретил гостей, но встретил не просто, а с загадками.
Илья Муромец или Алеша Попович?
Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?
В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
Пулька или Пончик?
Как зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет и кашу из мармелада
В имени коротышки звуков меньше, чем букв.
5. Физминутка.
- Барон фон Этик приглашает вас пуститься в пляс. Музыкой будет загадка, если услышите в отгадке шипящий согласный звук- приседайте, если шипящего согласного нет - руки на пояс и наклониться вправо- влево по 2 раза.
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (еж)2. На бахче у нас растет
Как разрежешь, сок течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется … (арбуз)3. Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет. (река)4. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (очки)5. В воде купался, сухим остался. (ковш)
6. Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки. (град)7. Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. (ложка)8. Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (когти)9. Белые горошки
На зеленой ножке. (ландыш)10. Сделана ровно и гладко
Спортивная наша …. (площадка)11. Сейчас ребята встали в ряд-
На каждом праздничный … (наряд)
- А теперь можно передохнуть. Барон фон Этик предлагает вам решить звуковые «пропорции»
К:Г=Т:?
Д:Т=Б:?
В:Ф=З:?
К:Т=Г:?
Вам в работе помогали «Двойняшки» («Б-П», «В-Ф»..), а теперь составьте парные созвучные слова
Коса- коза | Долг- толк | |||
---|---|---|---|---|
Голос-.. | Зуб-… | |||
Шить- … | Плод-… | |||
Шалость-… | Луг-… | |||
Дочка-… | Вести-… |
-Ребята, барон фон Этик предлагает вам поработать ВОЛШЕБНИКАМИ. В кого или во что вы можете превратить? «кота» (рот, бот, ком, кол, код)
- «ночь» (дочь)
- «стол» (стул, стог, сток, стон)
- «страну» (струна)
-Игра «Спрятавшееся слово». Барон фон Этик спрятал в каждом слове еще по слову. Какие это слова?
(Уточка, столб, щель, укол, зубр, коса, мрак, полк, удочка, волк)
-Тут барону принесли свиток. Он к вам обращается за помощью.
Сколько раз звук «Т» встречается в предложении
Документ подписан директором.
-Барон фон Этик- большой шутник. Сможете решить задачу- шутку? Тогда смотрите и читайте:
Шил-пыл у папушги зереньгий гослиг.
( Надо знать свойство фонетики: согласному звонкому может соответствовать глухой и наоборот)
6. Итоги урока.
Весело и интересно было согласным звукам у барона фон Этика, а напоследок он поинтересовался: « Кому живется легче?»
-Конечно, гласным, они легко и свободно вырываются наружу, не встречая никаких преград. Гласные в отличие от согласных очень музыкальны. Попробуем спеть
В лесу родилась А-А-А (Б-Б-Б),
В лесу она Ы-Ы (М-М),
Зимой и летом У-У-У (К-К-К-)
Зеленая И-И (В-В).
Молодцы! Барон фон Этик приятно провел время и гости у него не скучали: с пользой время провели, а в чем эта польза заключается?
Узнали:
-Согласные звуки бывают звонкими и глухими, парными и непарными.
-Согласные и гласные звуки важны одинаково
-Больше в речи используется согласных звуков
-Научились отличать звонкие согласные от глухих
7. Домашнее задание: на пригласительных билетах, которые Вам оставили согласные звуки, у каждого написано слово для фонетического разбора, думаю, вы легко справитесь с заданием и получите хорошие оценки.