Три пути ведут к знанию:
путь размышления - это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый лёгкий и
путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций.
Цель урока:
- Использование математических знаний ( умение измерять, обрабатывать результат, работать с формулами) на уроках физики. Закрепление и углубление знаний и умений работать с буквенными выражениями.
- Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать. делать выводы, умения действовать в нестандартной ситуации.
- Побуждать учеников к само-, взаимоконтролю.
- Воспитание интереса к предмету.
Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.
Оборудование:
- магнитная доска,
- карточки с заданием тестов,
- рабочая карта урока,
- компьютер.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Формирование знаний и умений.
- Давайте поразмыслим.
- Знакомство с формулами, позволяющими переходить от одних единиц измерения величин к другим.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учителем сообщается тема урока, цель урока, форма проведения, раздаются рабочие карты урока (с рабочими картами ребята должны работать и ранее).
Рабочая карта урока.
Тема урока: | ||||
Цели урока: | ||||
Фамилия и имя ученика: | Этап урока, способ оценки, количество набранных баллов. | |||
ТЕСТ, взаимооценка |
ЭКСПЕРИМЕНТ, оценка группы |
ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫСЛИМ самооценка |
Итоговая оценка |
II. Этап. Повторение, актуализация знаний учащихся.
Тест.
1.Выберите верное определение.
Формула это -
а) комбинация математических знаков, выражающая какое-либо предложение.
б) буквенная запись выражения.
в) идеализированная математическая модель явления природы.
г) физическая величина, которая имеет единицу измерения.
(а, в- 2балла)
2. Завершите утверждение:
а)Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно .. … вычесть известное слагаемое;
б) чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение ……… известный множитель;
в) чтобы найти уменьшаемое нужно ………сложить с ………… ;
г) чтобы найти неизвестное делимое нужно делитель …… частное .
(4 балла)
3. Восстановить порядок действий чтобы из формулы выразить одну из величин: например из формулы
а) v = v0 + at выразить а через v, v0, t .
1 | Выразить а как неизвестный множитель. |
2 | Выразить аt как неизвестное слагаемое. |
3 | Перенести v в правую часть со знаком минус. |
(2 балла)
б) S=( а+b)/2 *h выразить переменную b
1 | Найдём b как неизвестное слагаемое, для этого из суммы (вся левая часть) вычтем а. |
2 | Разделить левую часть равенства на h |
3 | Умножить левую часть на 2. |
(3 балла)
Ребята обмениваются друг с другом работами для взаимооценки.
III Этап. Формирование знаний и умений. Как природа превращается в числа и формулы?
В начальном курсе физики мы познакомились с процессом измерения, измерительными приборами, обработкой результатов и даже провели небольшие физические исследования. Пришли к выводу о том . что физики “ беседуют” с природой на языке математики, с помощью чисел, геометрических фигур и линий, уравнений, таблиц, функций… Такой язык обладает удивительной предсказательной силой: оперируя формулами, можно получить следствия ( как в математике), оценить результат количественно и проверить опытом справедливость предположения. Но самое плохое при изучении физики, когда её язык воспринимается только как формулы. В таком знании нет смысла. Оно мертво, отягощает память. Чтобы этого не случилось, пусть всегда с вами будут вопросы: что это значит; как это проверить на опыте; почему это так; зачем это всё нужно? Почаще задавайте их себе и учителю. Не пожалеете.
Итак в языке физики буква отражает некое свойство тел или явлений, а формула описывает ход какого-то события. Какого?
ЭКСПЕРИМЕНТ: У вас на столах находятся тела разной формы,
изготовленные из разных веществ (кусок мыла, пластилина, сосновый брусок, чугунная деталь, гранитный камешек и т.д.) Путём прямых (косвенных) измерений нужно определить (вычислить) плотности тел и определить вещество.
Ход работы:
1. С помощью весов взвесить тело (в граммах).
2. Вычислить объем тела с помощью формулы: V = a . b . c (в см3), если тело правильной формы. Для этого с помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см).
-Если тело неправильной формы используйте мензурку для определения объёма.
3. По формуле вычислить плотность : p = m/V
4. Заполнить таблицу:
m, г | а, см | b, см | с, см | V, см 3 | р, г/см 3 |
Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м 3
5. Проанализировать результат. Сделать вывод. (7 баллов)
IV Этап. Давайте поразмыслим.
1. Задайте формулой чётное число, нечётное число. (2 балла)
2. Задайте формулой сколько литров молока в каждом маленьком сосуде? (1 балл)
3. Считая сторону одного малого квадрата а кв.ед. задайте формулой нахождение площади и периметра фигуры.(2балла)
4.Моторная лодка догоняет плот. Сейчас расстояние между ними 35км.
Скорость плота 2,5 км/ч, а скорость моторной лодки 9,5км/ч. Какое расстояние будет между ними через t часов? Задай те формулой решение задачи. (2 балла)
5. На сколько процентов увеличится площадь прямоугольника, если его длину увеличить на 30%, а ширину увеличить на 20%. Составьте формулу и решите задачу. (3 балла)
Каждый ребёнок сам подсчитывает набранное количество баллов, вносит в рабочую карту.
V Этап. Очень широкое применение получили формулы, позволяющие переходить от одних единиц измерения величин к другим.
Так например:
1. Чтобы перейти к расстоянию в километрах от расстояния в вёрстах
используем b=1,067a, где а- расстояние в вёрстах, b- расстояние в километрах.
2. p=16,38m формула для перевода массы в пудах, в массу в килограммах.
т- масса в пудах, р- масса в килограммах.
А если применить формулу с=1,409f ,то переходим от массы в фунтах, к массе в килограммах. Где с- масса в килограммах, f- масса в фунтах.
3. По формуле с=5(f-32)/9 переводим температуру из градусов по Фаренгейту, в градусы по Цельсию.
4. Ь=30,48а, где а — длина в футах, b — соответствующая длина в сантиметрах;
5. L= 2,54 т, где т — длина в дюймах, L—длина в сантиметрах
6. р=1,853m , где т — расстояние в морских милях, р — расстояние в километрах.
В художественной литературе вам, вероятно, приходилось встречаться с непривычными единицами измерения. Так, например, в книге Жюля Верна “Дети капитана Гранта” читаем:
“Это был ябиру — гигантский журавль английских колоний. Эта птица пяти футов ростом, с черным широким клювом конической формы, заостряющимся к концу, в длину она имела восемнадцать дюймов ”;
“Во время пробного плавания яхта “Дункан” показала скорость в семнадцать морских миль в час”;
“Роберт узнал, что средняя годовая температура в провинции Виктория достигает +74° по Фаренгейту”.
Для того чтобы этот текст был понятен, надо знать, как упомянутые здесь единицы измерения, выражающие приближенные значения величин, соотносятся с привычными для вас единицами.
Выполнив расчеты, найдем, что в приведенном тексте
Ь=30,48*5=152 (см); р = 1,853*17=32 (км);
5(74-32)
L = 2,54*18 = 46 (см); с=--------------= 230
Значит, в книге Жюля Верна речь идет о следующих приближенных значениях величин. Высота журавля равна 152 см, а длина — 46 см. Яхта “Дункан” шла со скоростью 32 км/ч, а среднегодовая температура в провинции Виктория была равна 23° Цельсия.
( 4 балла)
VI Этап. Подведение итогов урока.
Учащиеся проставляют количество баллов в Рабочую карту урока.
. Оценивают свою работу на уроке, по количеству набранных баллов ставятся оценки за урок, рабочие карты сдают учителю.
баллы | 26-32 | 19-25 | 10-18 | менее 10 |
оценка | 5 | 4 | 3 | сегодня не мой день |
VII. Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока; оценивает работу учащихся и ориентирует учеников в домашнем задании.