Цели:
- Проверить и обобщить знания учащихся по разделу: “Природные зоны России”, выявить знатоков природы.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Карта “Природные зоны России”
- Дорожка знаний (у каждого ученика)
- Иллюстрации животных и растений
- Аншлаги с названиями этапов
- Видеофильм “Птичьи базары”
План
I. Организационный момент.
- Снова пришёл долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Введение в тему.
- Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”.
Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много
интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша
задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.
- Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние.
Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
III. Дорожка знаний.
- Наша дорожка состоит из нескольких этапов.
1 этап “Узнай меня”
- Я зачитываю описание природной зоны, а вы записываете ответ.
( дети работают на листочках)
- Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день.
- Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песками. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая.
- Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима холодная с сильными ветрами, длится 8-9 месяцев. Земля промерзает на большую глубину.
- Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима короткая. Довольно холодная, особенно на востоке. Лето жаркое, дождей выпадает немного. Почвы плодородны.
- Зона занимает больше половины территории России. Богат и разнообразен животный и растительный мир.
- Черноморское побережье Кавказа – это зона …
Проверка (если ответ неверный, слово зачёркиваем)
На доске карта природных зон. Вывешиваю аншлаги на доску к карте.
1) Арктика
2) Пустыня
3) тундра
4) Степь
5) Лес
6) Субтропики
- Расположите природные зоны, как они протянулись с севера на юг.
(показать на карте)
- Какая природная зона занимает самую большую территорию?
- В какой природной зоне расположен Ненецкий автономный округ?
( в зонах тундры и лесотундры)
Сейчас подведём итоги 1 этапа, отметим результаты на дорожке.
Если у вас все ответы правильные, заштрихуйте 6 клеточек, если 5 ответов верны – 5 клеточек и т. д. 1 клетка – это 1 км. Сколько километров вы прошли?
1 этап дорожки прошли. Привал.
2 этап “Сделай выбор”
- Мы посвящаем его зоне Арктики. Эта природная зона до конца ещё не исследована и мы будем её исследовать.
Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.
Тест
1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Северного ледовитого океана
2. Территория зоны…
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения
3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия
4. В ледяной зоне растут…
а) черника, морошка, карликовая берёза;
б) лишайники, мхи, полярные маки
5. В Арктике обитают животные…
а) моржи, тюлени, белые медведи;
б) волки, бурые медведи, рыси
6. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) “птичьи рынки”;
б) “птичьи базары”
Проверка. Ответы: б, б, а, б, а, б.
- На скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагары. Здесь птицы выводят
птенцов. Скопление птиц называют “птичьи базары”.
Фрагмент видеофильма “Птичьи базары”
Подведение итогов 2 этапа, отметить на дорожке.
3 этап “То ли правда, то ли ложь”
- Мы посвятим этот этап зоне тундры.
Я зачитываю утверждение, если оно верно, ставите +, если неверно –
Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.
Растения тундры тянутся высоко к солнцу.
Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола – сапсана, тундрового лебедя, белого журавля.
Главное занятие населения тундры – оленеводство.
В тундре добывают нефть и газ.
Проверка. Ответы: +, -, -, +, +, +.
Подведение итогов 3 этапа, отметить на дорожке.
Сделаем привал. Немного отдохнём.
- Вы любите загадки? Представьте, что мы находимся в тундре у костра.
Давайте попробуем отгадать ненецкие загадки.
Она, как оленья шкура,
от моря до моря лежит –
то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)
Гусиный пух тундру заметает,
а гусей нигде нет. (Снег)
Цветная занавеска
ночное небо закрывает,
а в тундре от неё светлее становится. ( Северное сияние)
Лес не лес,
туча не туча –
то по тундре кочует,
то на одном месте кружится. (Оленье стадо)
Олень от них убегает –
а они не отстают. (Нарты)
Лежат на кочках кусочки янтаря.
В рот положишь – тут же растают. (Ягода морошка)
Написал эти загадки наш ненецкий поэт Прокопий Андреевич Явтысый.
4 этап “Кто здесь лишний”
- Вы должны зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке.
(у каждого ученика карточка)
- Амурский тигр, тюлень, белый медведь.
- Клён, лиственница, дуб.
- Тополь, саксаул, берёза.
- Серая куропатка, кедровка, глухарь.
- Ковыль, верблюжья колючка, тюльпан.
- Ящерица, черепаха, бархан.
Проверка. Дети объясняют, почему это слово лишнее.
Подведение итогов на дорожке.
5 этап “Доскажи словечко”
- Хвойный лес называют…(тайгой)
- В степи дуют горячие сухие ветры…(суховеи)
- Лесным исполином называют…(лося)
- Растрескавшийся глинистый участок в пустыне называется…(такыр)
- Самое умное морское животное…(дельфин)
- В Арктике создан заповедник…(остров Врангеля)
Проверяем. Подведение итогов на дорожке.
6 этап “Сам себе художник”
Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России”.
Дети рисуют, затем рассказывают, что изобразили.
7. Подведение итогов.
Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)
IV. Итог урока
- Кому понравился урок?
- Что особенно понравилось?
V. Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме.