Изготовление кукол в национальных японских костюмах

Разделы: Начальная школа


Содержание.

  • Введение.
  • Глава 1. Традиции и праздники Японии.
  • 1.1 . Весна в Японии.
  • 1.2. Икэбана.
  • 1.3. Бонсай.
  • 1.4 Японская открытка.
  • Глава 2.Оригами.
  • 2.1. История возникновения и развития оригами.
  • 2.2 .Изготовление кукол в национальных японских костюмах.
  • 2.3. Подготовка к работе.
  • 2.4. Технология выполнения.
  • Заключение.

Введение.

Япония – далёкая, загадочная страна. О ней мы знаем, что это страна восходящего солнца так как она первой встречает новый день . Мы знаем о самураях, икэбане, но это очень мало,ведь у каждой страны на нашей огромной планете много интересного, поучительного и захватывающего . Каждый народ достоин уважения,понимания.

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Неменский, существуют темы по изучению стран мира. В числе, которых и Япония. Эта страна, традиции и искусства заинтересовали класс. В связи с этим определилась и тема моей работы.

Тема проекта: традиции и искусства Японии.

Актуальность темы подтверждается моими наблюдениями. Мои исследования включают следующие методы: опросы, анкетирования, изучение литературы.

В нашей стране очень мало знают о традициях, быте других народов.

Особенно о странах, которые не имеют общей границы с Россией. Поэтому дети, не посвящённые в законы жизни других государств, не умеют понять эти народы, принять их устрой жизни. В итоге дети не учатся уважать других, находить общий язык. Следовательно, растёт непримиримость между народами, что может привести к войнам, несогласию. Поэтому, считаю, что нужно с детских лет учить детей уважать людей любого государства, дипломатическим качествам, которые так будут необходимы во взрослой жизни.

Цель: познакомиться со страной Японией, её праздниками и обычаями.

Задачи:

  1. Посещение библиотеки и подбор информации о Японии.
  2. Познакомиться с обычаями, праздниками, традициями японцев.
  3. Подготовка выступлений и сообщений о Японии, представление их в классе.
  4. Изготовление поделок, панно, рисунков.

Чтобы найти информацию дети посещали библиотеки, читали книги и журналы. Ученики собирали материал, делали сообщения, делились тем, что узнали на уроках и классных часах. В этой работе детям помогали их родители.

В процессе работы выявились следующие проблемы:

  • дети очень мало знают об этой стране,
  • мало информации в библиотеках,
  • неумение детей пользоваться художественной и научно- публицистической литературой,
  • неумение детей сообщать грамотно и правильно одноклассникам о прочитанном.

Предполагаемые результаты:

  • укрепление традиций детского чтения,
  • повышение интереса к традициям и культурам разных стран мира,
  • уважение обычаев людей разных стран,
  • умение находить информацию, определять важное,
  • умение делать сообщения, доклады, делиться ими с одноклассниками,
  • умение делать панно, изделия, используя искусства Японии.

Практические результаты проекта:

  • создание сообщений о Японии, на основе прочитанной детьми литературы;
  • знакомство детей с культурой и обычаями Японии;
  • выполнение поделок, используя искусство оригами,
  • лепка кукол в национальных японских костюмах,
  • выполнение панно.

Традиции и праздники Японии.

Япония занимает ряд островов на Дальнем Востоке Азии. Это отражается в названии страны японцев – Страна Восходящего Солнца (ведь солнце восходит на востоке).

Четыре самых крупных островов занимает Япония-это Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоту. Общая площадь страны 372 тыс. кв. км. Острова находятся в Тихом океане, а омывающие Японию называются Охотским, Японским, Восточно – Китайским. Население Японии -128млн человек.

Острова очень гористы, много вулканов. Особенно знаменит потухший вулкан Фудзияма на острове Хонсю- это высшая точка Японии (3776 м), и священная гора для японцев, и самое красивое место в Японии для художников. Довольно часто в Японии бывают землетрясения, поэтому традиционные дома в этой стране очень лёгкие, с бумажными перегородками. А современные здания отличаются повышенной устойчивостью к стихийным бедствиям.

Столица – город Токио. Здесь около 8 млн жителей, но вместе с пригородами (которые строились плотно с самим городом) это 28 млн человек. В Токио много прекрасных парков, императорские дворцы, храмы. Центром является улица Гинза – это торговая улица. Она так красиво иллюминирована,что многие считают её главной достопримечательностью.

Из-за гор в Японии немного земель, пригодных для ведения сельского хозяйства. Поэтому издавна оно отличалось интенсивностью. Землю для выращивания риса (это основная культура) на склоны горы наносили понемногу, укрепляли участки подпорками.

Климат мягкий, влажный зимой. Небольшие морозы бывают на самом северном острове Хоккайдо.

На склонах гор сохранилось немало лесов. Японцы необычайно ценят природную красоту, но всегда её слегка «подправляют», улучшают. Во всём мире они славятся как выдающиеся мастера паркового искусства.

Япония подарила много искусств. Среди которых икэбана, оригами, бонсай и другие. Об этих видах искусства мы подробно говорили с ребятами нашего класса.

1.1. Весна в Японии.

Я не могу найти цветов расцветшей сливы,
Что другу мне хотелось показать.
Здесь выпал снег.
И я узнать не в силах, Где сливы цвет, где снега белизна.
Ямабэ Акахито ( первая половина 8 века.)

Весна в Японии – это пёстрая череда самых разнообразных природных, общественных и экономических событий .

А начинается всё с того, что в Японии формально заканчивается зима. Именно формально, потому что именно в самую стужу, 3 февраля, в стране отмечается праздник Сэцубун, конец зимы по лунному календарю.

В этот день согласно традиции, корни которой теряются в глубокой древности,принято покупать жареные бобы и разбрасывать их по домам, приговаривая: »Черти – вон, счастье - в дом!» Такие же обряды проходят в храмах при больших скоплениях народа.

Вторая волна долгожданной весны накатывается в цветением умэ – сливы, деревья которой в окрестностях Токио расцветают к середине февраля, несмотря на продолжающиеся холода и лежащий по всюду снег.

И наконец, третий весенний вал в Японию приходит в виде порывов южного ветра который носит поэтическое название «первый весенний2 (хару итибан)

Вслед за ним начинается таяние снегов в горах. Вот теперь уже весна!

А вот и первый настоящий праздник – это праздник девочек или праздник кукол хинамацурит, который отмечается 3 марта. В этот день маленькие японки выставляют на красочных подставках, наряженных в традиционные кимоно кукол, которые изображают императора и императрицу, придворных, слуг, музыкантов, игрушечные церемониальные полвозки и т.п.                           

Девочки также одеты в нарядные кимоно, любуются куклами, которых они снова увидят через год, едят праздничные «бриллиантовые» печенья хисимоти, а взрослые пьют белое праздничное сакэ.

Весна приходит в десятки стран мира. Огромное количество людей в самых разных уголках мира в это время года наслаждается цветущими садами. Но только японцы сумели сделать простые пятилипестковые цветки местной вишни героями ежегодно повторяющегося общенационального эстетического действа - ханами, что значит «любование цветами».

Цветёт японская вишня не долго, всего два- три дня, и эстетическое удовольствие японцы получают именно от ожидания этой красоты и от её быстротечности.

А 1 апреля улицы японских городов украшают не только цветущие деревья, но и очереди свежеиспечённых выпускников университетов: в конце марта заканчивается учебный год, а в первый день следующего месяца японские компании начинают приём на работу новых сотрудников.

5 мая в Японии выходной день – вся страна празднует День детей (кодомо-но хи), прежде известный, как день мальчиков. В семьях,где растут мальчики В преддверии этого дня поднимают на специальных флагштоках развивающихся на ветру матерчатых карпов (коинобори). Карп в Японии символ мужества и силы. Плывя против течения, он смело преодолевает омуты и пороги. Мальчики должны брать пример с карпов и мужественно противостоять трудностям и тяготам жизни.

Как и в день девочек, в День мальчиков во многих домах выставляют специальные украшенные помосты с игрушками, но теперь это конечно игрушки для мальчиков: старинные самурайские доспехи, большие боевые барабаны, веер – неизменная принадлежность традиционного мужского официального костюма. Незадолго до праздника начинают продавать тимаки – конусообразные рисовые коробки, завёрнутые в листья низкорослого японского бамбука, который придаёт простому лакомству неповторимый аромат. С давних времён считается, что тимаки отвращают злых духов и сохраняют здоровье детей.

Итак, если внимательно изучать традиции народов мира, то несомненно, можно отметить точки соприкосновения традиций разных, совсем непохожих стран. Из праздников встречи весны, видно,что все народы возлагают надежду на обновление жизни. А праздники мальчиков и девочек ещё раз доказывают,что дети для любого народа –это самое ценное богатство.

1.2. Икэбана.

Французский язык преподнёс миру слово букет, и его восприняли многие языки мира. Все знают, что букет это срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу. Япония сообщила миру слово ИКЭБАНА, и это слово стало одним из самых популярных слов в мире, несущий аромат далёкой загадочной страны.И все догадываются,что икэбана –это букет,но какой-то особенный.

В японском языке слово ИКЭБАНА пишется двумя стоящими рядом иероглифами: «икэ»- «жить», «бана» - «цветы». Получается «цвкты которые живут».

Букет создаётся для подарка, для демонстрации любви. Букет посредник передачи житейских чувств. Его мы ставим у колыбели ребёнка, несём на могилу, дарим на праздники, для того чтобы делать приятное, почтить память, о себе напомнить. В нём главное – цветы, растения, их красота, а не роль автора.

Икэбана - частица разнообразной природы. В одном – единственном цветке можно увидеть вселенную и дать возможность другим созерцать совершенство цветка. Чем глубже мысли автора, тем стремительнее сокращается в композиции икэбана количество цветов – вплоть до одного - единственного. Изучение и постижение икэбана – это процесс. У него нет временных рамок.

Приобщаясь к этому удивительному японскому чуду, ловишь себя на мысли о причастности к постижению мироздания.             

Японцы были первыми,кто, совершая приношение Будде, задержал взгляд на цветах. Составлением цветочных композиций до них занимались многие народы. В частности китайцы и индусы. Но коснувшись, японской земли икэбана обрела новый смысл. В 15 веке она развивалась уже в качестве национальной сугубо японской традиции, став частью ритуальных церемоний в храмах и элементом чайной церемонии. В чайном домике перед приёмом гостей создавалась новая композиция из растений и цветов.

Композиция могла рассказать не только о вкусах хозяина церемонии и сезоне времени года, но как чайная посуда должна гармонировать с освещением и темой беседы.

1.3. Бонсай.

Бонсаем называют искусственно сформированные маленькие деревья и искусство их выращивания.

По поводу появления бонсая в Япониисуществует несколько версий. По одной считается, что первый шаг к этому пути сделалкитайский поэт Ван Вэй, живший в 8 веке.Он посадил орхидею в горшочек, украшенный камушками.

Другие считают, что карликовые садики появились ещё во 2 веке.Более или менее можно сказать что китайское слово «теньцзай» (выращивание в горшочках), адаптировалось к японскому языку и распространилось в Японии к 11 веку.

Сегодня можно сказать,что, несмотря на трудности в выращивании и уходе за маленькими деревьями, японцы создали настоящий культ бансай. Миниатюрная модель природы, соединившая в себе земное и небесное, замечательно вписалась в миропонимание японцев и стала частью японской философии жизни. Для остального же человечества Япония приоткрыла двери в мир бонсай сравнительно недавно - в начале 20 века. И с тех пор количество людей приобщённых к этому искусству растёт.

Следовательно, желание творить прекрасное, неординарное, принадлежит не одному народу, а всему человечеству.

1.4. Японская открытка.

С развитием технологий и все ускоряющегося темпа жизни традиция поздравлять друг друга с помощью открытки постепенно уходит в прошлое.

Куда проще стало отправить электронную открытку. К сожалению, отношение к поздравительной открытке как анахронизму, сегодня проявляется практически повсеместно. Но, как во многих других случаях японцы ведут себя совершенно по -другому, чем весь мир.

В Японии считается, что чем больше открыток с поздравлением получит человек, тем больше он уважаем в обществе. А продемонстрировать другому человеку своё уважение японцы очень любят и стараются использовать для этого любую возможность. По этой причине открыточное производство в Японии становится всё более интенсивным.

Обычно поздравление не сводится к формальному пожеланию здоровья и счастья. Изображение и текст открытки носят символический характер. Это зашифрованное мини- послание, которое нужно уметь прочитать. Например, одиноко стоящие деревца, сбросившие осеннюю листву в преддверии зимних холодов, свидетельствуют о стойкости и воле к жизни. Такая открытка содержит скрытое пожелание преодолеть все тяготы жизни.

Одно из самых распространённых изображений – ветка цветущей сакуры и девушки в кимоно.

Чёрно –белые открытки не имеющие рисунка, предназначены для красиво, каллиграфически написанного пожелания, что для японцев не маловажно.

Разновидностей открыток существует великое множество. Они делаются с использованием самых различных материалов.

Но более всего ценятся открытки, изготовленные из японской бумаги – васи, волокнистой, с многочисленными прожилками, которые придают индивидуальность каждой открытке.

Многие открытки повторяют в миниатюре произведения японского искусства.

Но японская открытка – это не всегда ностальгия по старой Японии. Изготовление собственной открытки – очень хорошее средство самовыражения.

Итак, эта традиция поздравления и уважения близких нам людей так же видна в традициях такого далёкого народа как японцев.

1. Оригами.

«У великого квадрата нет углов»
Лао Цзы.

Японское слово «оригами» произошло от двух «ори» - складыванием «гамии»- бумага. В истории этого искусства много белых пятен. Бумага – непрочный материал, плохая помощь для археологов.

1.1. История возникновения и развития оригами.

Своим существованием оригами доказывает, что идея важнее материала.

Под разными именами складывание появлялось.

Забывалось и возрождалось снова. Китай, Корея, Испания и Мавритания имеют законное право оспаривать авторство оригами у Японии.

Можно предположить, что просто - оригами существовало задолго до изобретения бумаги. Для складывания вполне пригодны береста, листья растений, пергамент и папирус, тонкий войлок и плотная ткань, фольга, а теперь и полимерные плёнки.

В Японии бумага могла появиться вскоре после изобретения её в Китае около 2000 лет назад.

Вероятно, вместе с бумагой были придуманы и первые простейшие фигурки. Самостоятельное производство бумаги в Японии началось только в 7 веке н.э.

Сначала оригами использовалось в культовых обрядах синтоизма и дзен- буддизма. Перед входом в ситоистский храм располагается бумажный знак «гохей».Позже он стал прикрепляться к поясам борцов сумо.

Для жертвенных приношений использовались коробочки «санбо» и конверты «носи», которые и сейчас применяются для украшения подарков.

Возрождение оригами началось в середине 20 века.

  • оригами – это педагогика, которая помогает усваивать сложный материал по геометрии.
  • оригами – это арт- терапия. Занятие бумагой способствует социальной реабилитации больных с ограниченной подвижностью.
  • оригами- это пространственное моделирование. Элементы оригами используют в дизайне упаковки, одежды, интерьера.

1.2. Изготовление кукол в национальных японских костюмах.

Для выполнения работы, прежде всего, необходимо найти информацию об искусствах и традициях Японии. Познакомиться с законами выполнения тех или иных техник.

На уроках «Изобразительного искусства и художественного труда» дети читали приготовленные доклады, сообщения о Японии. Темы были затронуты разнообразные – это и культура, и искусство, и традиции народа и другие, но все сообщения были о этой стране.

Дети учились понимать обычаи, знакомились с далёким и неведомым миром.

В итоге мы выполняли изделия из бумаги – оригами, мы делали панно с изображением священной горы Фудзияма, изготавливали открытки, веера, на которых изображали ветку сакуры, делали из глины и пластилина деревья бансай, рисовали карпов, которые украшали дом мальчиков.

Материал изделий был также разнообразен - это бумага, картон, нити другое. Рисовали акварелью, гуашью, мелками, гелем с блёстками, фломастерами и другим. Работа была интересная, захватывающая. Не было однообразия. И главное каждый мог проявить себя, не оставаясь в определённых рамках.

1.3. Подготовка к работе.

Одной из самых интересных тем для детей оказались праздники девочек и мальчиков. Традиция показывать своих кукол и украшать свой дом, приглашать друзей оказалась близка нашим детям. Поэтому мы решили сами изготовить статуэтки императора и императрицы, их придворных сами.

Мы изучили историю костюма японцев. Нашли информацию об одежде знатных и простых людей, традиционном кимоно и одежде самураев, о детской одежде.

1.4.Технология выполнения.

Прежде всего, нам нужно представить фигурку, которую мы будем изготавливать. Кто это будет - ребёнок или взрослый (у ребёнка и взрослого разные пропорции тела). Затем определиться какую одежду он будет носить (состоятельного или простого человека).

Для этого необходимо сделать набросок на бумаге (определить положение рук, головы, всей фигуры). Затем раскрасить его. Затем можно приступать к изготовлению поделки из глины.

Можно, конечно, сделать изделия из соленого теста, но идёт большой расход продуктов на весь класс. 

Рабочее место учащегося на уроке труда.

Чтобы выполнять данную работу нужно следить, чтобы рабочее место было удобно. Организовать рабочее место нужно правильно и соблюдать правила труда.

  1. Свет на парту должен падать с левой стороны.
  2. На парте не должно быть ничего лишнего кроме приспособлений для работы.
  3. На столе обязательно должна быть клеёнка для защиты парты от загрязнения.
  4. Для защиты одежды ученика, лучше иметь специальные нарукавники.
  5. На парте должен быть рисунок изделия, глина, стек, баночка с водой.

Начиная работу, нужно выполнять правила техники безопасности:

  1. Рабочее место должно соблюдаться в порядке.
  2. Локти ребёнок не должен класть на стол, во избежание загрязнения.
  3. Нельзя баловаться стеком (тыкать соседа и т.п.)
  4. Передавать стек аккуратно из рук в руки.
  5. Не наклоняться слишком низко, чтобы не поранить глаза.
  6. При окончании работы место убирается сразу, приводится в порядок.

Санитарно гигиенические привила:

1.Нельзя тереть кожу и глаза грязными руками.

2.После окончания работы обязательно вымыть рабочее место и руки.

3.Не рекомендуется работать без перерыва более20 минут (обязательна физпауза).

После выполнения изделия из глины, его нужно просушить (краска на мокрой глине ложится неровно, стекает).

После этого можно приступать к нанесению краски. Также можно добавить детали из других материалов. Например: из ванной палочки и фантика от конфет или пирожного сделать зонтик для девочки или веер.

Краски для работы выбираются детьми, тоже принимая во внимание традиции японцев. Ведь и в этом вопросе у японцев есть свои законы и обычаи.

Технологическая карта изготовления кукол из глины.

№ пп

Последовательность в выполнении работ

Материал, инструменты и приспособления

1.

Выполнить набросок рисунка будущего изделия

Бумага А-4, простой карандаш .

2.

Выполнение эскиза рисунка в цвете.

Акварельные краски, гуашь.

3.

Подготовки рабочего места к выполнению работы из глины

Клеёнка, глина, стек, вода.

4.

Изготовление куклы.

Клеёнка, глина, стек, вода.

5.

Сушка изделия.

Клеёнка.

6.

Выполнение работы в цвете.

Гуашь.

7.

Сушка готового изделия.

Клеёнка.

8.

Оформление работы, добавление деталей.

Различный материал.

9.

Оформление выставки.

Рамка, подставка для выставки.

Самоконтроль:

1.Проверить правильность выполнения эскиза (соблюдение пропорции)

2.Проверить качество изготовления поделки (аккуратность, соединение деталей).

3.Проверить выполнение росписи изделия (подбор цветов, аккуратность, эстетический вид).

Вывод: Работа выполнена с соблюдением технологической последовательности, с соблюдением правил техники безопасности, соответствует заданному направлению работы и необходимому качеству работы.

Исследование:

Выполнение данного проекта:

  • помогло ребятам познакомиться с историей, обычаями народа о котором до того дня они знали очень мало,
  • дети научились самостоятельно и, используя помощь родителей, находить нужный материал, по нужной им теме,
  • ребята научились делать сообщения о своих открытиях в области «Япония», определяя важное,
  • научились делиться знаниями, обретали коммуникативные способности,
  • учились выполнять изделия, используя разные техники, сочетать виды искусств и разные материалы,
  • у детей развивался эстетический вкус,
  • научились уважать традиции других народов.

Выбор материала для изделия:

Название материала.

Положительное.

Отрицательное.

Бумага

Легко сгибается

Недолговечна

Пластилин

Пластичность

Работаем с ним часто с первого класса, маркий

Ткань

 Пластичность

Крошится, нужна дополнительная обработка, в плане есть темы, рассчитанные на работу с тканью

Природный материал

Развивает фантазию

Работа с ним идёт с 1 класса

Солёное тесто

Пластично, не марается

Нужно много продуктов для класса

Глина

Новый, доступный материал

Марается, но легко смывается

Экономические обоснования проекта.

Для начала, я прочитала материал связанный с Японией, подобрала

необходимую информацию для изложения её в классе. Заинтересовала детей в необходимости нахождения интересных фактов, данных о искусствах разных стран, в том числе и Японии.

К сожалению, информации о некоторых видах искусства очень мало. Нет в продаже изделий или плакатов с изображениями видов искусств. Самой распространённой в нашей стране является литература об оригами. С этим искусством дети знакомы с дошкольных учреждений. Изделия, которые продаются в магазинах очень дорогие.

Поэтому было решено изготовить поделки своими руками. Эти изделия также являются красивым подарком для близкого человека.

В магазинах несложно приобрести глину, приготовленную к выполнению изделий. Одна пачка делится на 4-6 человек. Нужно только следить, чтобы она не засыхала (поэтому на парте стоит баночка с водой).

Затраты на изготовление одной поделки.

( Не считая затрат на инструменты и воду).

№пп

Наименование материалов

количество

 стоимость

1.

глина

1 пачка

24 руб.

2.

краски

1 коробка

20 руб.

3.

гуашь

1 коробка

24 руб.

 

 

Всего:

68 руб.

Если учесть что краски и гуашь не истратятся на одно изделие, то можно предположить что, затрат на данное изделие уходит мало.

Вывод: изготовление данных изделий выгоднее, чем покупка данных изделий в торговых точках.

Заключение.

В программе «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Неменский, существуют темы по изучению стран мира. В числе, которых и Япония. Эта страна, традиции и искусства заинтересовали класс. В связи с этим определилась и тема моей работы.

Презентация