В современном обществе особые требования предъявляются к качеству образования. Это означает, что образование должно быть фундаментальным, гуманизированным, гуманитаризированным, демократичным, непрерывным. Особое место в предоставлении такого образования занимает школа. Именно в школе молодое поколение должно не только получить знания, но и научиться их получать. Успех учения - в творческом отношении к этому процессу, в мотивации, а так же в умении применить свои знания на практике или наоборот: в процессе практики овладевать теоретическими знаниями. Этим целям соответствует проектная работа.
Данный учебник - пример такой работы. За основу были взяты учебники Ионова "Российская цивилизация" и "История России 20 в.". Очень сложный, но содержательный учебник. В нем очень много информации обобщающего характера, трудного для понимания даже учащихся 10-11 классов. Поэтому работу по ее изучению необходимо было организовать так, чтобы сами учащиеся попытались найти те формы восприятия материала, которые были им ближе и доступнее. Такой формой работы и стала работа над электронным учебником.
Учебник состоит из двух частей. Первая часть содержит материал по истории России с возникновения государства и до конца 19 в. Вторая часть посвящена истории России 20 в. Каждая часть разделена на главы и параграфы в строгом соответствии тому расположению материала, который содержится в учебниках указанных авторов. Это помогает учителю легко ориентироваться в изучаемом материале и быстро находить электронную версию.
Учащиеся по каждой теме готовили презентации. Они обрабатывали текст и адаптировали его к своему уровню понимания. Текст мог сопровождаться наглядностью: схемы, таблицы и другие изображения. В зависимости от необходимости презентация может быть дополнена, изменена, к ней могут быть приложены тестовые задания по теме или любые другие. При составлении презентации ребенок учится правильно, логично, кратко излагать материал. Он учится понимать. Какая информация носит характер определения причин и последствий тех или иных событий, на что нужно обратить внимание в первую очередь, как правильно и кратко записать логику событий. Результатом этой работы является знание материала по теме, возможность представить логику своих рассуждений вниманию одноклассников и учителя.
Но самое главное заключается в том, что ребенок в ходе данной работы овладевает целым комплексом умений и навыков, что особенно актуально в настоящее время, когда мы стоим на пороге принятия стандартов образования второго поколения. Данные стандарты нацелены на решение проблем социализации, развитие умений применять свои знания на практике, а также формирование умений и навыков.
Вторым проектом стало электронное пособие по Обществознанию для учеников 10 класса.
Каждый из нас понимает, что человек - существо социальное. Он не может жить и функционировать вне подобных себе, иначе он теряет все основные черты, делающие его именно человеком - личностью.
Именно поэтому, знание законов и принципов развития человека и общества является одним из самых важных в современном гражданском обществе.
Главная страница - это лицо проекта. Мы посчитали, что именно эта страница дает некий эмоциональный настрой на дальнейшую работу с учебником, поэтому она выполнена в строгих тонах и имеет всего одну навигационную кнопку.
Нажав на кнопку "Начать работу", мы попадаем в главное меню учебника. Обратим внимание на навигационную панель слева, которая и будет направлять нас при дальнейшем общении с проектом, помогая легко ориентироваться во всем многообразии представленного здесь материала.
Кнопки "Назад" и "Вперед" направляют нас, на каком этапе изучения предмета мы не находились бы. Кнопка "Содержание" всегда будет возвращать нас к содержанию, облегчая доступ к искомым темам по предмету. Кнопка "Авторы" откроет страницу со сведениями об авторах проекта.
Давайте теперь посмотрим, как структурирован каталог тем в нашем учебнике.
Выбрав для изучения один из разделов мы попадаем в меню, содержащее название всех тематических урочных разработок, которые можно найти в учебнике. Кликая по названию той или иной темы, мы открываем сами проектные работы, готовые к демонстрации в любое время. Итак, информация в нашем проекте имеет древовидную структуру каталога, принятую как основа подавляющего большинства электронных изданий.
Одним из самых важных новшеств нашего комплекса мы считаем возможность самостоятельной проверки собственных знаний по предмету. В пособие будет включена возможность пройти электронное тестирование по всем 24 темам (24 теста) и мгновенно получить распечатку с указанием ошибок и неточностей в ответах
Стоит оговориться, что презентации выполнены в простой оболочке Microsoft PowerPoint для того, чтобы свести к минимуму возможные конфликты или несовместимость программного обеспечения на разных рабочих компьютерах.
Как вы уже заметили, в каждом разделе, в зависимости от темы, фоновым изображением размещена картинка, логически соответствующая изучаемой теме. Например:
если это тема "Сфера общественной жизни", то на фоне стоит фотографии, отражающая одну из форм деятельности человека, а именно - изобретательскую; если мы изучаем тему "Виды познания" - на фоне изображение мыслителя.
Хочется сказать и о техническом исполнении проекта. Для его воплощения мы использовали самые распространенные программные средства:
- В программе MultimediaBuilder мы создали оболочку проекта и прописали все навигационные ссылки;
- В Adobe Photoshop CS мы обработали всю графическую составляющую проекта, в том числе и навигационное меню;
- PowerPoint стал оболочкой для создания самих презентаций, которых, кстати, 24 единицы;
- Как видите, все программы достаточно распространены и могут быть использованы каждым, кто пожелает сделать нечто похожее.
Подведем итог нашей работы.
В результате годового труда мы получили законченной вариант мультимедийного пособия для изучения всего курса "Обществознание - 10 класс". Этот учебник содержит 24 проектных работы по предмету, которые изобилуют картами (более 200 иллюстраций - портретов, репродукций картин, фотографий и т.д.). Все это изложено в доступной для понимания форме и оснащено простым, но очень эффективным навигационным меню.
Это учебное пособие мы можем рекомендовать как ученикам и студентам для самостоятельной подготовки к занятиям, так и учителям, активно применяющим информационные технологии в своей педагогической практике.
Подобная работа по созданию электронных учебников имеет также огромное воспитательное значение. Благодаря ей учитель и ученик становятся коллегами. Учитель получает возможность видеть те проблемы, с которыми сталкивается ученик при усвоении материала, а ученик, ощутив себя учителем, понимает, почему учитель добивается определенного результата в учебном процессе.